Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Питьевую воду - народу В России появится новый Водный кодекс

Вслед за приватизацией земельных участков российские парламентарии решили передать в частную собственность водные объекты. Если раньше пруд на дачном участке не являлся собственностью домовладельца, то теперь он вполне сможет его выкупить у государства. Более того, даже водоемы, предназначенные для забора питьевой воды, могут перейти в частную собственность. В пятницу, 26 мая 2006 года, Совет Федерации принял новую редакцию Водного кодекса, хоть и с некоторыми оговорками. На пути этого многострадального документа встали многие лоббисты и федеральные чиновники, в том числе мэр Москвы Юрий Лужков и спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов. Однако, вопреки всему, кодекс в ближайшее время ляжет на подпись президенту и, возможно, вступит в законную силу уже с 1 января 2007 года.

О чем речь?

Водный кодекс призван усовершенствовать правовое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов. В связи с этим в документе впервые прописано право предоставления водных объектов в частную собственность, а также предусматривается разграничение прав собственности на эти объекты между федеральным центром, регионами и муниципальными властями. Все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, останутся в федеральной собственности. При этом последние могут быть переданы в частную собственность, но с одним условием: если они не находятся на земельном участке, принадлежащем федеральной власти.

Кроме того, водные объекты, по новому документу, можно не только покупать, но и арендовать, в том числе для электроэнергетики, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Для осуществления судоходства, пожарной безопасности, рыболовства, охоты или купания договор оформлять не нужно. Помимо прочего, Водный кодекс определяет параметры водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также уточняет правила их эксплуатации.

Одним из главных противников приватизации водных объектов стал столичный градоначальник Юрий Лужков. "Все города и крупные потребители воды в стране встают перед опасностью получить негосударственные ресурсы, необходимость платы владельцам водохранилищ за воду по тем ценам, которые они установят по своему желанию", - заявил он на заседании городского правительства 24 января 2006 года. В итоге мэр Москвы сравнил приватизацию водных ресурсов с "торговлей воздухом".

Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.
Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 года

Дважды в одну воронку

Вопреки расхожему мнению о том, что дважды в одну воронку снаряд не попадает, депутаты Госдумы голосовали за Водный кодекс во втором и третьем чтении неоднократно. Первый раз депутаты приняли документ в третьем чтении 5 апреля, однако почти сразу после этого вернули его во второе чтение, и 12 апреля одобрили законопроект сразу в двух чтениях - втором и третьем. Событие это настолько редкое для российского парламентаризма, что породило множество слухов и домыслов. Последний раз депутаты что-либо возвращали во второе чтение 10 октября 2004 года, и это был закон "О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда", до этого аналогичная судьба постигла нашумевший закон "Об ограничении рекламы пива". В этой компании оказался и Водный кодекс.

По словам председателя комитета Госдумы по природным ресурсам Натальи Комаровой, парламентарии решили внезапно внести три поправки: две - в сам кодекс, и одну - в закон "О введении в действие Водного кодекса". В частности, поправка в статью 16 предусматривает, что решение провести аукцион на право пользования акваторией водного объекта принимает либо его собственник, либо его пользователи. В свою очередь, поправка в статью 40, по словам Натальи Комаровой, касается сокращения коррупции в антимонопольной деятельности. Но интереснее другая поправка, о которой глава профильного комитета ничего не рассказала. Речь идет о статье 11 закона, вводящего Водный кодекс в действие. "Водоохранная зона, примыкающая к озеру Байкал, включает в себя дельты рек, впадающих в озеро Байкал, и проходит по вершинам хребтов, склоны которых примыкают к озеру Байкал", - было сказано в этой статье. В итоге она была исключена из конечной редакции.

Озеро Байкал. Спутниковое фото NASA

Озеро Байкал. Спутниковое фото NASA

Lenta.ru

Различные политики объясняли такое рвение депутатов по-разному, но самой красивой конспирологической теорией стоит признать одно предположение. Согласно этой теории, 5 апреля 2006 года на прием к Владимиру Путину пришел глава "Транснефти" Семен Вайншток и попросил ограничить водоохранную территорию Байкала, чтобы можно было построить в 800 метрах от озера нефтепровод "http://lenta.ru/articles/2006/04/29/pipe/">"Восточная Сибирь-Тихий океан". Якобы после этого ночного визита чуть не лишился своего поста один и заместителей главы Минприроды Юрия Трутнева, а депутаты моментально пересмотрели свое решение. Единственным аргументом против этой теории является тот факт, что, несмотря на возможно тайную встречу, нефтепровод было решено отодвинуть от Байкала.

Сами депутаты объясняют свое решение забывчивостью, в частностью, тем, что, принимая Водный кодекс, они запамятовали о федеральном законе N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал". Согласно этому документу, водоохранную зону Байкала определяет российское правительство, которое с 1999 года, когда закон вступил в силу, эту зону так и не определило. В итоге депутаты Госдумы вернули Байкалу его особый статус и снова переложили его судьбу на плечи кабинета министров.

Вопреки Миронову

После всех этих злоключений Водный кодекс оказался-таки в Совете Федерации. Анонсируя его рассмотрение, спикер верхней палаты парламента 23 апреля 2006 года категорично заявил, что сенаторы новый документ не примут. Как и Юрия Лужкова, его не устроило само понятие частной собственности на водные объекты. По словам Сергея Миронова, основные претензии сенаторов касаются водозабора для питьевых и хозяйственных нужд. "Бывает, что люди оттуда берут питьевую воду, и если земля вокруг станет частной, может получиться так, что люди останутся без питьевой воды", - считает спикер. Кроме того, по данным Сергея Миронова, верхняя палата парламента возражает против самой передачи муниципалитетами забора воды частным лицам. "Эти положения для России недопустимы", - объяснил он. При этом парламентарий попросил членов кабинета министров "не пугаться" этого предложения и не рассматривать его "как нечто экстраординарное". В итоге спикер пообещал новый кодекс "завалить".

Сергей Миронов на отдыхе у водоема. Фото с сайта mironov.ru

Сергей Миронов на отдыхе у водоема. Фото с сайта mironov.ru

Lenta.ru

Кроме того, стоит отметить, что текст Водного кодекса не поддержал ни один комитет верхней палаты парламента. Однако через три дня, 26 мая 2006 года, несмотря на обещания Сергея Миронова и заключения профильных комитетов, сенаторы приняли документ. Однако опять с одной оговоркой.

Как рассказал на пленарном заседании глава комитета верхней палаты по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, Совет Федерации решил внести в Водный кодекс поправки, отменяющие одно из основных его положений - частную собственность на водные объекты. По словам Сергея Миронова, "правительство принципиально согласно с этими поправками". Предполагается, что в течение весенней сессии поправки в документ будут одобрены обеими палатами парламента и вступят в силу с 1 января 2007 года.

Неизвестно, почему сенаторы не последовали призыву своего спикера, а сам Сергей Миронов решил ограничиться внесением поправок. Несомненно, можно построить конспирологическую теорию и связать принятие Водного кодекса с отставками четырех сенаторов. Однако интересно не это, а скорее другое - что будет, если обещанные поправки не будут приняты в весеннюю сессию. В частной собственности уже находится более 60 процентов земель, поэтому массовая приватизация находящихся на земельных участках прудов и обводненных карьеров может пройти очень быстро. Кроме того, аналогичная судьба в свое время постигла закон "Об участии в долевом строительстве". Поправки в этот принятый наспех документ депутаты не могут принять уже полтора года, из-за чего механизм "долевки" полностью прекратил работать.

С поправками или без, но в ближайшее время принятый дважды Госдумой и одобренный Советом Федерации вопреки желанию спикера документ окажется на подписи у президента, и тогда вполне возможно, что к 1 января 2007 года россияне получат новый Водный кодекс.

Алексей Лоссан

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше