Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Всю нефть народу Боливийский президент национализировал энергоносители

Международный день солидарности трудящихся в Боливии отметили с размахом. Президент страны Эво Моралес обратился к народу с речью. Он заявил, что этот исторический день ознаменует конец разграбления природных богатств Боливии. Моралес сообщил, что подписал декрет о национализации боливийской нефти и газа. Президент Боливии добавил, что конфискации не будет и никто не собирается выгонять компании с рынка, однако зарабатывать столько, сколько раньше, они не смогут.

Одновременно с выступлением Моралеса армия Боливии совместно с представителями государственной компании Yacimientos Petroliferos Fiscales Bolivianos (YPFB) взяла под контроль месторождения, трубопроводы и нефтеперерабатывающие заводы, всего 53 объекта (по другим данным - 56). Согласно плану Моралеса, вся добытая нефть и газ будут переданы YPFB.

На переоформление существующих контрактов иностранным нефтяным компаниям дали 180 дней. Условия просты. Госкомпания YPFB в общем случае оплатит зарубежным компаниям половину стоимости добытого сырья. Частности заключаются в том, что разработка двух крупнейших газовых месторождений Боливии по новому декрету принесет компаниям лишь 18 процентов доходов.

Майские тезисы Моралеса повергли иностранных инвесторов в состояние шока. Например, бразильская Petrobras, крупнейшая иностранная нефтегазовая компания, работающая в Боливии и контролирующая 14 процентов местных запасов газа, заявила о возможности убытков. Президент компании назвал действия Эво Моралеса недружественными и спешно вылетел в Бразилию - держать совет с бразильским президентом. Petrobras вложила в Боливию 1,6 миллиарда долларов.

Испанская Repsol, в свою очередь, уже давно готовилась к тому, что бизнес, возможно, придется свернуть. После введения в начале 2006 года драконовских налогов на добычу нефти она сократила объемы своих боливийских резервов вдвое и заморозила объем средств, выделяемый местному подразделению.

Однако до этого испанцы умудрились вложить в экономику Боливии свыше миллиарда долларов и взять под контроль почти треть запасов газа и нефти этой латиноамериканской страны.

По мировым меркам Боливия не входит в пятерку крупнейших нефтяных держав. Однако, например, по запасам газа на рынке Южной Америки она занимает второе место после Венесуэлы. Вряд ли стоит упоминать значимость энергоносителей Венесуэлы для Соединенных Штатов.

В свою очередь, газом Боливии пользуется в основном Бразилия. Ее газовый баланс наполовину состоит из боливийского голубого топлива. Поэтому первое, что сделал президент Бразилии Луиш Инасиу Лула де Силва после просмотра выступления Моралеса - созвал экстренное заседание кабинета министров.

Кроме Petrobras и Repsol в Боливии работают нефтяники из французской Total, а также британские BG Group и BP. На их защиту встали чиновники Евросоюза, выразившие в специальном заявлении надежду, что ситуация в Боливии не выйдет из-под контроля. Любопытно, что сам ЕС практически не импортирует из Боливии ни газа, ни нефти.

Испанские власти, в свою очередь, решили не давать в обиду Repsol. Испанская делегация в ближайшее время вылетит в Боливию, чтобы обговорить множество вопросов, касающихся национализации нефти и газа. Сама Repsol называет создавшееся положение "тревожным". Тем временем British Gas уже заявил, что в случае, если доход будет неадекватным, компания уйдет из Боливии.

Инвесторы готовятся к худшему. Власти Боливии заявили о том, что под контроль будут взяты горнодобывающая промышленность, лесозаготовки и другие отрасли экономики.

Между тем в самой Боливии далеко не все одобрили план национализации. Так, в городе Санта-Крус, который является нефтяным и финансовым центром страны, предприниматели уже призывают к однодневной забастовке в знак протеста против национализации. В торгово-промышленной палате города заявляют, что вмешательство военных было излишней мерой.

Самого же Моралеса, похоже, гораздо больше интересует не бизнес-сообщество Боливии, а взаимоотношения с соседями, сделавшие резкий поворот после его выступления. Поэтому президент Боливии намерен 5 мая встретиться с лидерами Аргентины, Бразилии и Венесуэлы для обсуждения ситуации.

При этом, как отмечают аналитики, его действия наверняка одобрит президент Венесуэлы Уго Чавес. Собственно, он уже поддержал Моралеса, заявив, что национализация поможет беднякам Боливии. В свою очередь, национализация нефти и газа вряд ли понравится бразильскому президенту. Однако Моралес поспешил успокоить Силву, сообщив, что Бразилия не лишится природного газа.

Скорее всего, встреча четырех президентов будет посвящена другому вопросу - крупным совместным нефтегазовым проектам, в частности, огромному газопроводу, строительство которого по предварительным оценкам обойдется в 20 миллиардов долларов. Это стройка исключительной степени сложности - при общей длине в 8000 километров газопровод придется прокладывать по джунглям Амазонки. Аргентина, Бразилия и Венесуэла уже в деле.

Надо сказать, что эмоциональный эффект от боливийской национализации оказался гораздо более значительным, чем реальный. Дело в том, что инвесторы из Европы и США даже в случае конфискации вряд ли потеряют более 2-3 процентов своих активов, а Petrobras, скорее всего, выживет, поддерживаемый президентами двух стран.

Зато в качестве политической карты идея национализации очень хороша. Она позволяет в буквальном смысле вить веревки из зарубежных нефтяников, ищущих в бассейне Амазонки следы привычного регулируемого капитализма. Национализация не только вызывает одобрение у крестьян, но и укрепляет имидж традиционно "левой" позиции латиноамериканских стран. Надо думать, что неспроста накануне национализации нефти лидеры Венесуэлы, Кубы и Боливии заключили трехстороннее торговое соглашение, призванное противодействовать влиянию США на страны Латинской Америки.

Так называемая "Боливарская альтернатива для Америк" подразумевает отмену или существенное сокращение тарифов в торговле между тремя странами. Кроме того, страны идут на ряд уступок в отношениях друг с другом. В частности, Венесуэла согласилась снизить для Боливии цены на нефть. Похоже, остается только сменить инвесторов на более идейных и стойких.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше