Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Портрет на фоне гипотез Как восстановят облик Андрея Рублева из находки в московском монастыре

Газета "Известия" опубликовала 21 апреля 2006 года материал под названием "Найдены останки Андрея Рублева?", в котором изложены обстоятельства находки погребения двух монахов в столичном Спасо-Андрониковом монастыре. Предположительно, это - останки знаменитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного. Специалист по реконструкции лиц умерших, судмедэксперт Сергей Никитин намерен воссоздать облик самого знаменитого древнерусского художника, несмотря на обилие вопросов относительно атрибуции захоронения.

Допущение первое: где

Одноглавый Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря - одно из старейших каменных сооружений Москвы. Он был построен в 1420-х годах при игумене Александре. Расписывали его, как сообщается в летописях, Андрей Рублев и Даниил Черный по окончании большого заказа в Троице-Сергиевой лавре. Судьба собора не была счастливой: его реставрировали во второй половине XVIII века так, что уничтожили фрески (от великих мастеров уцелели лишь несколько фрагментов растительных орнаментов в оконных проемах); в 1812 году храм горел, тогда же обрушился его барабан; в середине XIX века к нему пристроили два придела. В XX веке в соборе содержали беспризорников, затем - заключенных. В 1930 году уничтожили церковное кладбище, где были погребены не только монахи обители, но и представители известных дворянских фамилий: Барятинских, Лопухиных, Толстых. Перед войной храм отдали заводу "Серп и молот". Накануне 1960 года, когда в мире праздновалось условное 600-летие Андрея Рублева (считается, что он родился между 1360 и 1370 годами), архитекторам Л.А. Давиду, Б.Л. Альтшуллеру, С.С. Подъяпольскому и М.Д. Циперовичу удалось добиться выделения средств на реконструкцию Спасского собора и восстановить его архитектурный облик.

Из рукописного жития "Начало монастыря Андроникова" (XVI-XVII век) мы знаем, что при возведении Спасского собора в нем были перезахоронены мощи первых настоятелей монастыря - преподобных игуменов Андроника и Саввы. В 1993 году во время работ по восстановлению внутреннего убранства храма недалеко от престола было обнаружено двойное погребение, вероятно, принадлежавшее как раз Андронику и Савве: "К востоку от св. престола были обнаружены на глубине ок. 3 м два мужских погребения в дубовых колодах (прямо над изголовьем одного из них был устроен св. престол сообразно символической Голгофе) со следами вскрытия в старину". Позже нашли еще три захоронения. В интервью Сергея Никитина "Известиям" сообщается, что погребение Андроника находилось "под престолом", и, по-видимому, "в остальных трех могилах похоронены Савва, Александр и Ефрем". Через некоторое время после находки этих четырех погребений обнаружилось пятое. В нем, как установили специалисты, были перезахоронены два человека, предположительно – Андрей Рублев и Даниил Черный.

Допущение второе: кто

Из летописных текстов известно, что Рублев был погребен возле соборной колокольни. По мнению Геннадия Викторовича Попова, директора музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева, расположенного ныне в Братском корпусе Спасо-Андроникова монастыря, наверняка могила иконописца была безымянной и очень скромной, то есть определить ее точное местоположение практически невозможно. Сергей Никитин полагает, что останки Андрея Рублева и Даниила Черного могли так же, как и мощи игуменов, быть перенесены в Спасский собор. О глубоком почтении к Рублеву мы знаем из того же "Начала монастыря Андроникова", но перезахоронили ли его в действительности в соборе - вопрос открытый. В качестве аргумента Никитин отмечает, что на черепе одного из монахов видна вмятина, скорее всего, сделанная щупом при первом поиске. Но это не указывает ни на личность погребенных, ни на время переноса останков в собор.

Спасский собор. Фото с сайта zagraevsky.ru

Спасский собор. Фото с сайта zagraevsky.ru

Lenta.ru

Найденные в Спасском соборе останки принадлежат двум мужчинам, одному из которых было около 50 лет, второму - 70 или 80. Если принять во внимание общепринятые даты рождения Андрея Рублева - между1360 и 1370 годами, а также тот факт, что Даниил Черный приходился ровесником Рублеву, и умерли они почти в одно время (1428-1430 годы), то атрибутировать эти скелеты монахов как "искомых" иконописцев довольно затруднительно. Но точный возраст Рублева неизвестен, вполне возможно, что он родился, например, между 1370 и 1380 годами. Сергею Никитину эта дата кажется более приемлемой, поскольку первое упоминание об Андрее-чернеце датируется 1405 годом. Исследователь полагает, что, будь Андрей старше, то и слава его к этому времени была бы громче, чем такая скромная характеристика. Но, положа руку на сердце, признаемся, что это тоже допущение, гипотеза, а не научный факт.

Исследования костных останков, проведенные Еленой Александровской, кандидатом географических наук, показали, что оба предполагаемых инока вели схожий образ жизни - работали с красками и металлом, одинаково питались. К сожалению, детали аналитических исследований в "Известиях" не сообщаются, а жаль: интересно было бы ознакомиться с выводами, на которых делается заключение о роде работы монахов. Отметим также, что Елена Александровская, которую Никитин называет антропохимиком, является автором этой дисциплины. Она принимала участие в изучении тела бурятского ламы Даши-Доржо Итигелова и останков русских цариц, чьи саркофаги были перенесены из Вознесенского собора Московского кремля в Архангельский. В последнем случае Александровская доказывала, что Анастасия Захарьина-Юрьева и Елена Глинская (первая жена и мать Ивана Грозного, соответственно) были отравлены.

Допущение третье: как

Восстановление облика человека по его костным останкам - одна из сложнейших антропологических задач. Общие пропорции лица действительно описываются довольно строго по соотношению, например, ширины скул, высоты лба и так далее, но при неизбежной утрате мягких тканей определение таких черт, как форма носа, ушей, губ, век целиком зависит от реставратора. Безусловно, существуют общие антропологические правила и принципы, но все же реконструкция - это больше искусство, чем наука.

Памятник Андрею Рублеву во Владимире. Фото с сайта vladimir-russia.net

Памятник Андрею Рублеву во Владимире. Фото с сайта vladimir-russia.net

Lenta.ru

Сергей Никитин, судмедэксперт по профессии и художник по призванию, начал заниматься реконструкцией лиц еще в середине 1980-х в Киево-Печерской лавре. Он воссоздал облик нескольких ее известных монахов - Нестора, Ильи Муромца, лекаря Агапита. Впоследствии Никитин стал одним из экспертов при исследовании останков Романовых, участвовал в изучении погребений экспедиции атамана Дежнева, давал заключение о причине смерти Сергея Есенина.

В своих реконструкциях Никитин следует принципам, введенным еще археологом Михаилом Герасимовым в 1930-х-1960-х годах. Герасимову мы обязаны представлениями о том, как могли бы выглядеть Иван Грозный, Андрей Боголюбский, Ярослав Мудрый, Тимур, Улугбек.

Это сослагательное наклонение - "могли бы" - необходимо всегда принимать во внимание. Так что будет ли реконструированный облик Андрея Рублева напоминать нам Анатолия Солоницына, исполнившего роль иконописца в фильме Андрея Тарковского, или кого-то еще, решать Сергею Никитину. Что бы ни получилось у исследователя в результате, это будет плод его размышлений на заданную тему, основанных на сумме допущений. Скептикам и просто не слишком романтически настроенным людям нужно дождаться полноценной публикации материалов научных исследований, сделанных в ходе работы в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря.

Юлия Штутина

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше