Интернет и СМИ
23:16, 14 апреля 2006

Лоббируйте на здоровье Редактор МК показал СМИ, как использовать Общественную палату для отстаивания корпоративных интересов

Общественная палата поможет Госдуме установить справедливые налоги для СМИ. Для этого создана совместная рабочая группа, в которую войдут представители обеих палат. Появление этой структуры свидетельствует о том, что концепция ОП начала меняться. Причем, не в лучшую сторону.

В четверг представители Госдумы и Общественной палаты провели совместное заседание по проблемам СМИ. Как и следовало ожидать, обсуждение получилось бурным. "Нигде нет такой асоциальной прессы, как в России, нигде в мире не встретишь примеры зоофилии, как на ТНТ, нигде не издается такой журнал, как "Молоток" – энергичный источник порнографии. И все это должно доставляться на льготных условиях?", - возмущался член ОП Леонид Синельников. С ним был согласен член ЛДПР Сергей Иванов: "Пресса делится либо на государственную, либо на принадлежащую крупному бизнесу, почему мы ей должны помогать?"

Большинство собравшихся, впрочем, медианенавистников не поддержало - по итогам заседания была сформирована рабочая группа, в которую вошли по несколько человек от Госдумы и ОП. Членам созданной структуры было поручено в течение месяца подготовить конкретные предложения по снижению НДС на распространение прессы. Сейчас этот налог составляет 18 процентов и, по мнению представителей издательского бизнеса, отрицательно сказывается на подписке. Разработанные депутатами и общественниками предложения будут внесены в правительство.

Появление совместной рабочей группы ОП и Госдумы может иметь далеко идущие последствия. А наблюдателям придется пересмотреть свое отношение к Общественной палаты в целом и председателю комиссии ОП по коммуникациям и свободе слова Павлу Гусеву в частности. Когда главный редактор "Московского комсомольца" стал председателем комиссии ОП, многие отнеслись к этому скептически. Все-таки МК не "Ведомости" и даже не "Коммерсант".

На новом посту Гусев развил необычайно бурную деятельность, а СМИ запестрели сообщениями об инициативах общественника. К концу марта появились первые ощутимые результаты этой активности - 30 марта на совещании с участием представителей Общественной палаты первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил, что замораживает цены на подписку. Ограничения будут сняты лишь после того, как чиновники выяснят, насколько оправдано повышение почтовых тарифов для периодических изданий (на этом настаивают Минсвязи и почта). "В связи с тем, что с 1 апреля начинается подписная кампания на второе полугодие, это решение было с удовлетворением встречено присутствовавшими на совещании руководителями СМИ", - заявил Гусев по итогам встречи с вице-премьером.

Председатель комиссии ОП по коммуникациям и свободе слова Павел Гусев, фото "Эха Москвы"
Lenta.ru

Появившаяся в четверг рабочая группа ОП и Госдумы - новая победа главного редактора МК. Создав вместе с депутатами рабочую группу, Гусев получил в свое распоряжение структуру, к мнению которой чиновникам придется прислушиваться. Для руководителя комиссии ОП по коммуникациям она важна еще и потому, что позволит ему сдержать обещание. В начале марта он предложил медиасообществу использовать возглавляемую им структуру для лоббирования своих интересов.

В принципе, в законе об Общественной палате оговорено, что палата №3 (после Госдумы и Совета Федерации) обладает правом законодательной инициативы. Однако предложения ОП носят всего лишь рекомендательный характер. "Мы видим в этом некий механизм для выпускания пара", - говорил нынешний главный идеолог строительства гражданского общества в России Владислав Сурков на закрытом выступлении на генсовете "Деловой России" в мае прошлого года. Совсем иной статус у Госдумы - отмахиваться от ее предложений чиновникам куда сложнее.

Рабочая группа Госдумы и ОП по проблемам СМИ может стать надежным каналом для лоббирования интересов представителей медийного бизнеса. Теперь вопрос лишь в том, насколько дееспособна созданная структура. Ответ на него мы узнаем через месяц. Именно столько времени депутаты дали на то, чтобы она сформулировала и внесла в правительство свои предложения по снижению НДС на распространение.

Инициатива Гусева может иметь еще одно принципиальное последствие. Общественная палата задумывалась как контрольный орган. Но в нее вошли представители бизнеса и теперь при их участии в законодательном процессе существует опасность того, что законы в России будут писать не те, кого делегировали для этого избиратели, а те, чью деятельность народные избранники должны регулировать.

Андрей Ломкин

< Назад в рубрику