Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

"Я не хочу, чтобы мы потеряли детей" Интервью с главным редактором детского телеканала Борисом Грачевским

В конце декабря 2005 года группа компаний "MTV Россия" объявила о планах по созданию национального телеканала "Ник: Детское телевидение", ориентированного исключительно на детскую аудиторию - зрителей в возрасте от 4 до 12 лет. Для реализации планов "MTV Россия" подала официальную заявку на участие в конкурсе на получение прав по созданию "общенационального канала российских регионов", объявленном Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Конкурс должен состояться 25 января. Кроме "MTV Россия", о намерении участвовать со своими проектами заявили холдинг "Звезда" (проект Минобороны), Национальный телевизионный синдикат, "СТС Медиа", REN TV и санкт-петербургский "Пятый канал".

На должность главного редактора "Ник: Детское телевидение" приглашен директор и художественный руководитель творческого объединения детского журнала "Ералаш" Борис Грачевский. "Лента.Ру" предлагает читателям интервью с Борисом Грачевским, в котором он обосновывает необходимость появления такого телеканала.

Борис Юрьевич, как вы оцениваете сейчас ситуацию с детским телевидением?

Вы знаете, мы подсчитали цифры, касающиеся доли передач, посвященных детям - и я не могу их назвать иначе, как угрожающие. В России проживает свыше двух десятков миллионов детей в возрасте до 12 лет. А доля детских передач на всех, подчеркиваю, всех каналах меньше семи процентов: пять, может, шесть. На дециметровых каналах - на СТС, на Ren-TV - дела обстоят немного получше. На всех остальных - просто катастрофа.

Почему так случилось?

Это произошло объективно, потому что сегодня законодательно запрещена реклама внутри детских передач. Нет рекламы - нет денег. Соответственно, от детских передач все отказались, каждый канал начал отторгать детские программы. Все же упирается в деньги - запрет на рекламу автоматически сделал эти передачи бесполезными. Ну а в итоге, мы доигрались. Никому не интересно детское телевидение вообще. Никак. Его вытолкали. Если обобщать, то существует система: "Мне невыгодно - пошел вон". И все. Я не обвиняю никого конкретно, просто так получилось.

Да, запретили рекламу, хотели сделать как лучше - но что в итоге получилось? Я, например, считаю, что ничего страшного не случится, если детская передача будет прерываться нормальной рекламой, в которой мы видим нормальную зубную пасту или жвачку или какие-то вкусные конфеты - да ничего в этом плохого нет! Пожалуйста, давайте устроим комиссию, которая будет проверять рекламируемые товары. Нет в нормальной рекламе ничего страшного. Но пока ситуация такова, какова она есть.

Я уже примерно год наливаюсь горем по поводу того, что происходит с детьми. У нас же безынтересное на сегодняшний день телевидение. Вот возьмем форпост детских передач - программу "Спокойной ночи, малыши". Она сегодня, по-моему, просто находится за гранью добра и зла. Вы понимаете, что происходит - ей дают все время ТЭФИ, потому что ее никто не смотрит. Просто все помнят, как они ее любили в детстве. А если разобраться, то ее любили за то, что знали - это была единственная передача, где обязательно покажут мультфильм. Я им говорил: "Вы с ума сошли? С такими куклами сейчас никто не играется. Это было 30 лет назад". Но... на таком уровне все и находится до сих пор.

Мы же потеряли огромное количество детских передач, документальных, социальных. Помните публицистические передачи, которые появились в период перестройки: "Башня", "До 16 и старше"? У них же был огромный успех. Это были крайне важные детские передачи. Они выполняли роль форума, площадки для коммуникаций. Вот сегодня подростки разговаривают друг с другом, обсуждая содержание, допустим, "Дневного дозора", да в общем неважно, о чем они разговаривают - это и есть их коммуникация, они сидят во дворе и болтая ногами говорят: "А ты это слыхал? А ты это видал?" Вот такие передачи сегодня очень важны. Потому что они говорят о сегодняшних проблемах, о том, что сегодня интересует подростков. А их нет.

Такая же ситуация и в кино. Вот мы сейчас разговариваем в стенах Киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького. Она давно уже ничего не снимает. Но тогда, в советское время, она работала, выпускала фильмы. Да, ее фильмы критиковали, но было много и хорошего кино. В СССР были и свои плюсы, и свои минусы, нельзя говорить, что все было плохо или все было хорошо. Да, система была построена так, что в ней было много показухи, но, тем не менее, эта система приносила и положительные результаты. Было много чего хорошего. И вот из этого хорошего я и хочу собрать детское телевидение.

Когда возник замысел создания детского телеканала?

Достаточно давно. Я даже начал делать какие-то официальные движения в сторону Думы, я хочу, чтобы меня выслушали в комиссиях, в комитетах, надеюсь, что мне дадут это все рассказать. Потому что сейчас мы рискуем потерять тех, кого родили. Через какое-то время те, кого мы сегодня пестуем, будут руководить страной. И кто они такие будут - моральные уроды? Мы же, когда отказались от многого в период перестройки, вместе с этим выплеснули и патриотизм, любовь к родине. Которая воспитывалась, в том числе, и на наших фильмах и мультфильмах.

А сейчас дети смотрят эти чудовищные дешевые иностранные мультики, которые идут по телевизионным дециметровым каналам. Кстати, вопреки распространенному мнению, доля российских мультфильмов на нашем телевидении не повысилась в последнее время. Вообще, на мой взгляд, произошла трагедия - в тот момент, когда мультипликаторы стали себя называть аниматорами, они потеряли детей. Им стало интересно работать на взрослую аудиторию, они забыли о том, что мультипликатор в первую очередь должен думать о детях.

Получается так, что идея канала есть, она разработана, подана заявка на участие в конкурсе на получение частоты. Расскажите, пожалуйста, о том, каков будет контент канала?

Если вкратце - то я хочу сделать упор на лучших советских и российских образцах. Это, во-первых, вся советская мультипликация. Да и сегодняшняя российская тоже. Сейчас много снимается мультфильмов для детей, не все они хороши, на мой взгляд, но они есть, их можно смотреть. У нас огромное количество мультфильмов, которые сейчас по разным причинам не показываются. Во-вторых, это фильмы, в том числе киностудии Горького и Мосфильма. Да, это по нынешним временам ретро, но в нем есть интересные и яркие работы.

Это фильмы других киностудий, потому что на всех бывших союзных киностудиях, в Прибалтике, на "Узбекфильме", где угодно, снимались детские сказки. Это также и то, что было сделано при советской власти в ГДР и Чехословакии - там были замечательные детские фильмы. Мы также пытаемся выяснить, что осталось от советского детского телевидения.
box#2085178

Помните сколько там было замечательных программ, "Будильник", "В гостях у сказки", "АБВГДейка", просто игровых программ? По сравнению с нынешними временами - на советском телевидении каналов было меньше, но передач-то несравнимо больше. Несравнимо.

Мы также хотим, чтобы на канале были интересные научно-популярные передачи. Вот, например, мы намерены сейчас работать вместе с "Дискавери". У них есть очень интересные и не очень дорогие передачи.

Также на канале будут развлекательные передачи, спортивные, познавательные, развивающие. Например, такие, как была передача Сергея Супонева "Звездный час" - она была обращена непосредственно к детям. Но таких передач, увы, мало. Вот "Умники и умницы", например, хорошая передача, но детям тяжело ее переваривать, она почти взрослая.

А наша аудитория основная - это дети от 4 до 12 лет, остальных мы уже не поймаем. Просто 14-летний подросток детский канал уже не включит. Не потому, что ему неинтересно, а потому, что это, скажем, ниже его достоинства. Я, мол, уже большой, я взрослый - пусть дети это смотрят. Это уже тот возраст, когда внутри себя происходит сопротивление материала.

Мы также будем развивать производство передач. Начнем, я думаю, с 25 процентов и постепенно дойдем до половины. Сейчас мы занимаемся тем, что выясняем, какие интересные передачи есть на Западе, отсматриваем их. Может быть, что-то нам подойдет - тогда мы можем купить лицензию и сделать передачу здесь.

На Западе есть детские каналы, как, например Nickelodeon. Но, как канал в целом, меня он не устраивает. Я его много смотрел, знаете, он неживой какой-то: там постоянно идут эти дешевые мультики, жуткие передачи. Не надо его целиком копировать, из него надо отобрать 15-20 процентов хорошего, качественного продукта, которые там есть.

Короче говоря, в программную сетку канала войдут мультипликационные фильмы, короткометражные и полнометражные художественные фильмы, детские научно-популярные программы, и музыкальные и спортивные программы отечественного и иностранного производства.

А как вы относитесь к заявлениям "телевизор - враг ребенка", к сетованиям, что вот, мол, раньше дети за книжками сидели, а сейчас - глаза в телевизор?

Как... ужаса от того, что нынешние дети не читают, у меня нет. Есть горькое сожаление. Телевизор исключить из жизни невозможно. Его можно выключить, нажав на кнопку, но убрать его совсем - не получится. Так что надо учитывать этот фактор. Поскольку телевизионный приемник является частью нашей жизни, то необходимо убедить родителей в том, что телевидение - не трата времени, а важный элемент воспитания и образования ребенка.

Не надо относиться к телевизору как к врагу! Это элемент нашей жизни, давайте сделаем так, чтобы он приносил пользу. Я хочу, чтобы наш канал был серьезным каналом, серьезным в смысле тщательного отношения к детям, по-настоящему к ним обращенным. С тщательно выверенной сеткой передач - мы четко намерены определить, какому возрасту какое время давать. Ребенок должен знать, что у него есть гарантированное пространство, где идут и мультики, и фильмы, и детские передачи.

Фото Евгения Раздобарина, Лента.Ру

Фото Евгения Раздобарина, Лента.Ру

Lenta.ru

Это должен быть канал, который было бы в любой момент не стыдно смотреть. И мне бы хотелось, чтобы этот канал был принимаем всеми, чтобы нас смотрели 2-3 миллиона. А может быть, мы добьемся, чтобы нас смотрели большее количество народу.

Понимаете, для меня сейчас самое страшное это то, что сегодняшний 12-летний ребенок - он потерян как русский человек. Я имею в виду российский, не по национальности, а по месту проживания. Из него выбили наш русский менталитет, со всеми его плюсами и минусами, достоинствами и недостатками. Почему наш "Ералаш" в России популярен, а за границей нигде не идет? Потому что это умный юмор, потому что он заставляет думать. А сейчас зрителей воспитывают а ля "телепузики": не надо думать, главное отвлечь ребенка. А потом вырастет болван, воспитанный по системе собаки Павлова: здесь ткнули - он заржал, здесь ткнули - он заплакал, здесь ткнули - он испугался, тут ткнули - он обрадовался. Все, прошло день-другой - он забыл.

Вот все спрашивают, почему раньше были фильмы такие замечательные, а сейчас нет? Да потому, что в них была вложена духовность, потому, что их делали талантливые люди. Дети смотрели эти фильмы, они учились на них, запоминали, это все откладывалось в памяти.

В сегодняшней ситуации мне хочется вернуть детям этот менталитет. Иначе мы окончательно растеряем детей. У нас манкурты будут, полуграмотные люди, которым на все наплевать.

Что касается конкурса...

Что касается конкурса, то я не думаю, что мы его выиграем. Просто потому, что я уверен, что в этой стране санкт-петербургское телевидение будет важнее, чем детское.

Но мы обязательно будем бороться и дальше. Мы будем искать разные варианты, например, перекупить какой-то канал, что-то еще. А люди, которые стоят сейчас за идеей создания детского канала, бизнесмены - они не боятся, что сейчас что-то не получится, что частоту не дадут. Не получится сейчас - получится позже. Мы не ждем - мы уже работаем, уже делаем, и будем продолжать наше дело.

Борис Грачевский, специально для Лента.Ру

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше