Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Благие мысли и труды Как пахали культурное поле в уходящем году

2005 год ознаменовался громкими скандалами и неожиданными проектами, заметными премьерами и выставками, яркими фестивалями и гастролями. Редакция Lenta.ru вспоминает некоторые значительные эпизоды насыщенного событиями уходящего года: от классической музыки до монументальной пропаганды.

Денежные вопросы

Одним из самых примечательных медийных поводов 2005 года оказался беспрецедентное публичное разбирательство между министром культуры Александром Соколовым и главой Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилом Швыдким. Министр обвинил ведомство Швыдкого в коррупции. Швыдкой подал в суд на своего непосредственного начальника, намереваясь взыскать с него один рубль. После двух месяцев бурных взаимных упреков дело, тем не менее, было улажено мирным образом. Осенью Александру Соколову пришлось выслушивать многочисленные реприманды от коллег по кабинету министров во время обсуждения целевой программы развития культуры РФ в ближайшие годы. В результате программа оказалась урезана втрое против ожиданий министра.

Прожекты перестройки

Строительство и реконструкция объектов культуры продемонстрировали идеологические различия между двумя столицами. В Москве архитекторы больше заняты возведением внешне точных копий сгоревших или снесенных зданий (открывшееся здание Манежа и заново возводимая гостиница "Москва", Большой театр). Исключением из общего московского правила оказалось давно ожидавшееся открытие театра Александра Калягина "Et Cetera". Экстравагантное здание, впрочем, послужило причиной раздора между его создателями. В то же время в Петербурге планируют строить радикально новое (Мариинка-2, проект обустройства Новой Голландии).

Большой театр. Фото Евгения Раздобарина, Lenta.ru

Большой театр. Фото Евгения Раздобарина, Lenta.ru

Lenta.ru

В 2005 году практически одновременно начались работы по реконструкции Большого и Мариинского театров, и оба проекта столкнулись с непредвиденными трудностями. Так, гигантская смета ремонта ГАБТ - 25 миллиардов рублей - летом 2005 года была подвергнута пересмотру и урезана до 15 миллиардов. Даже эту сумму директору театра Анатолию Иксанову и Михаилу Швыдкому пришлось отстаивать в Министерстве экономического развития и торговли с боями. Завершение реконструкции ГАБТ намечено на 2008 год.

Состоящий из трех частей план обновления Мариинского театра в Петербурге тоже преследуют задержки. На конец 2005 года ситуация выглядит следующим образом: как только завершится строительство Мариинки-3 (нового зала на месте сгоревших декорационных мастерских), закроется Мариинка-1 (основное здание на Театральной площади). Все это произойдет летом 2006 года. К 2009 году должен быть построен экстравагантный комплекс Мариинки-2 по проекту французского архитектора Доминика Перро.

Петербург сотрясали и прения вокруг нового кинофестиваля "Золотой ангел" на Дворцовой площади. Директор "Эрмитажа" Михаил Пиотровский оказался категорическим противником строительства сборного киногородка на главной площади северной столицы. Окончательное разрешение конфликта, в котором сторону кинематографистов приняла губернатор города Валентина Матвиенко, а сторону Эрмитажа - министр культуры Соколов, должно произойти уже в следующем, 2006 году.

"Бронзово"

Принятый еще в 1918 году план монументальной пропаганды оказался едва ли не самым живучим достижением Октябрьской революции. Во всяком случае, московские власти продолжают упорно бороться за то, чтобы ни одна городская площадь не осталась без назидательного памятника. В принципе, при наличии такого энергичного скульптора, как Зураб Церетели, задача решается быстро. Однако в 2005 году общественность продемонстрировала способность к сопротивлению, в результате которого Петербург смог отказаться от очередного бронзового Петра I, а Москва - от монумента Иосифу Бродскому.

Впрочем, Церетели не остался без работы в 2005 году: в Грозном открылся памятник Ахмаду Кадырову, а в Нижнем Новгороде - Минину и Пожарскому (копия известной скульптурной группы работы Ивана Мартоса, установленной на Красной площади в Москве).

Монумент Александру II. Фото Юлии Вишневецкой, Lenta.ru

Монумент Александру II. Фото Юлии Вишневецкой, Lenta.ru

Lenta.ru

Кстати, небольшой и весьма необычный памятник Иосифу Бродскому работы скульптора Константина Симуна появился осенью 2005 года во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета. В Москве же впервые был увековечен царь Александр II (автор - Александр Рукавишников).

Примечательный казус с монументальной пропагандой случился на Белгородчине, где скульптор Клыков, в некотором роде конкурент Церетели, намеревался установить в областном центре монумент в честь 1040-летия разгрома Хазарского каганата. Еврейские организации России сочли произведение антисемитским, и памятнику угрожает ссылка в село Холки.

Musica Viva

В марте депутаты Госдумы разволновались по поводу готовившейся в Большом театре премьеры оперы "Дети Розенталя" Леонида Десятникова. Политиков не на шутку обеспокоило либретто, написанное Владимиром Сорокиным. Депутаты вдруг обнаружили для себя, что относительно новая (принятая в 2001 году) репертуарная политика ГАБТ не соответствует их представлению о классическом театре. Несколько ранее масла в огонь подлил главный хореограф Большого Алексей Ратманский, поставивший забытый авангардистский балет Дмитрия Шостаковича "Болт".

Другой знаменательной и тоже небеспечальной премьерой Большого оказалась постановка оперы "Война и мир" на музыку Сергея Прокофьева. Спектакль был детищем Мстислава Ростороповича, но буквально накануне первого показа маэстро отказался дирижировать оркестром, поскольку счел, что коллектив слишком мало репетировал. Тем не менее премьера состоялась, причем и критики, и публика остались довольны спектаклем.

Мариинский театр навестил столицу с титанической постановкой вагнеровского "Кольца Нибелунгов", немало порадовавшей москвичей. Любителей Рихарда Вагнера осчастливил и Большой театр, пригласивший на концертное исполнение избранных актов из опер великого немца замечательных исполнителей из Европы - Вальтрауд Майер, Кристофера Вентриса и Павло Хунку.

Майя Плисецкая. Фото с сайта wikipedia.org

Майя Плисецкая. Фото с сайта wikipedia.org

Lenta.ru

В 2005 году прошло несколько по-настоящему значительных музыкальных фестивалей. Так, Пасхальный фестиваль, организованный неутомимым Валерием Гергиевым, приобрел невиданный размах и отправился по городам и весям. Юбилей Майи Плисецкой позволил балетоманам посмотреть на лучшие силы отечественных и зарубежных трупп и еще раз увидеть великую и харизматичную балерину. Роскошную (во всех смыслах, включая непостижимую дороговизну билетов) программу организовал Владимир Спиваков на своем фестивале "Владимир Спиваков приглашает...". Его гостями стали французская драматическая актриса Фанни Ардан, новая оперная дива из США Индра Томас, знаменитый итальянский бас Феруччо Фурланетто, пианист-виртуоз из Франции Лоран Корсиа и самый востребованный молодой дирижер современности Дэниел Хардинг, только что возглавивший La Scala.

Нельзя не вспомнить, что в 2005 году к нам приезжали многие лучшие оперные голоса мира: Анна Нетребко, Мария Гулегина, Хосе Каррерас, Суми Йо, Дебора Войт.

Россию в этом году посетили не только замечательные классические певцы, но и легенды рок-н-ролла: Патти Смит, Джо Кокер, Марк Нопфлер, Фил Коллинз, а также группы Jethro Tull и Van der Graaf Generator. Представители следующих поколений рокеров тоже не обошли стороной Москву и Петербург: в гости к нам приезжали Мэрилин Мэнсон, группа KOЯN, Ленни Кравиц.

Фил Коллинз. Фото Евгения Раздобарина, Lenta.ru

Фил Коллинз. Фото Евгения Раздобарина, Lenta.ru

Lenta.ru

Довольно неожиданно Москва оказалась в числе городов, принявших участие во всемирной цепочке благотворительных концертов Live 8 в пользу голодающих Африки. Это был, бесспорно, политический шаг, но получилось все равно хорошо.

Отличительной особенностью внутренней музыкальной жизни страны в 2005 году стало обилие концертов на открытом воздухе, эволюционировавших в многодневные фестивали. Так было с "Нашествием", "Крыльями", "Этнолайфом". Эта похвальная тенденция обещает превратиться в правило в следующие годы.

Шум и натиск

Самым заметным персонажем театральной жизни 2005 года был режиссер Кирилл Серебренников, прочно обосновавшийся в МХТ имени Чехова, но успевающий ставить спектакли в Мариинке и новом московском театре "Практика". Открытие последнего тоже нельзя оставить в стороне: этот проект, как заявлено, ориентирован на современный репертуар и режиссеров нового поколения. Участвовать в нем намерены и тот же Кирилл Серебренников, и Дмитрий Черняков (суперзвезда Мариинки и Большого театра, только что блеснувший постановкой оперы Мусоргского "Борис Годунов" в берлинской Staatsoper), и чуть ли не все остальные новые герои театральных подмостков страны.

Обилие театральных фестивалей в уходящем году тоже поражало воображение: от циклопического Чеховского до вполне камерного, но не менее ошеломительного "Балтийского дома" с "литовским акцентом". В промежутке состоялся весьма значимый фестиваль NET, к которому сначала критики отнеслись довольно скептически, а потом дружно аплодировали практически всему показанному.

Картинки с выставки

Для музеев 2005 год оказался выдающимся. Московский музей изобразительных искусств показал грандиозную экспозицию "Италия-Россия. Россия-Италия. От Джотто до Малевича. Сквозь века взаимного удивления". Такого количества шедевров великих мастеров Москва не видела давно и в следующий раз увидит, вероятно, не скоро. Третьяковская галерея, Русский музей и Самарский областной музей по очереди принимают беспрецедентную по объему выставку Энди Уорхола. Эрмитаж открыл филиал в Казани, а дома показал превосходную экспозицию итальянских художников-футуристов. Музеи Московского Кремля и Государственный Исторический музей успешно представляли в этом году сравнительно небольшие, но чрезвычайно удачные тематические проекты: будь то "Кунсткамеры Габсбургов" или "Посольские дары московским царям" в Кремле, или "Крестьянский мир в русском искусстве", "Куликовская битва" или "Великий меценат России Петр Иванович Щукин" в ГИМе.

Шелкография "Мао" Энди Уорхола. Иллюстрация с сайта wikipedia.org

Шелкография "Мао" Энди Уорхола. Иллюстрация с сайта wikipedia.org

Lenta.ru

Столица принимала в начале 2005 года Первую биеннале современного искусства. Фестиваль актуальных арт-проектов был организован с размахом и был признан успешным и достойным продолжения.

Нельзя не вспомнить крупные зарубежные проекты российских музеев: выставку "Russia!" в Нью-Йорке и фестиваль Europalia в Бельгии. Беспрецедентные по размаху, они познакомили американских и европейских зрителей с классическим и современным искусством России.

Закрытие Музея кино в декабре стало печальным финалом многолетнего спора славян и других братских кинематографистов между собой. Наверняка, это была не последняя глава в жизни музея, но нам будет его не хватать.

Движущиеся картинки

По крайней мере три художественных телевизионных проекта уходящего года заслуживают особого упоминания: фильм Валерия Тодоровского "Курсанты", экранизация Владимиром Бортко романа "Мастер и Маргарита" и сериал Игоря Зайцева "Есенин".

"Курсанты" были сняты по воспоминаниям замечательного режиссера Петра Ефимовича Тодоровского о коротких буднях тылового артиллерийского училища в 1942 году. Десять серий фильма стали достойным вкладом в празднование 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Сериал попал в шорт-лист престижной премии "Эмми Интернешнл".

Заставка к сериалу "Курсанты". Иллюстрация с сайта russiandvd.com

Заставка к сериалу "Курсанты". Иллюстрация с сайта russiandvd.com

Lenta.ru

Экранизация знаменитого романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", показ которой продолжается на момент написания этой статьи, оказалась очередной удачей талантливого Владимира Бортко ("Собачье сердце", "Идиот"). Рейтинги сериала оказались чрезвычайно высоки, а книгопродавцы исправно рапортуют об удивительном росте продаж и без того популярной книги.

Сериал о Сергее Есенине с самым популярным в современной России актером Сергеем Безруковым оказался предметом бурных споров. Кичевый и популистский на грани фола сценарий осудили критики, но оценили зрители. Рейтинги фильма не были так высоки, как горячи были споры вокруг него.

Технологическим прорывом в разделе "Движущиеся картинки", хотя и не связанным с телевидением, можно назвать появление интернет-проекта Культу.ru! С марта 2005 года этот сайт передает через Интернет не только записи театральных спектаклей (что само по себе беспрецедентно), но и прямые трансляции со сцен, причем не только столичных, но и региональных.

Тихий омут

В области книгопечатания и чтения 2005 год выдался спокойным. Некоторое оживление, разумеется, случилось в премиальный сезон. Так, к всеобщему изумлению, премию "Национальный бестселлер" получил сложный и совсем немассовый роман Михаила Шишкина "Венерин волос", а скандал на вручении русского "Букера" попросту затмил литературную часть события.

"Большая энциклопедия". иллюстрация с сайта terra.su

"Большая энциклопедия". иллюстрация с сайта terra.su

Lenta.ru

Самым удивительным реализованным проектом года стала готовившаяся втайне несколько лет "Большая энциклопедия" издательства "Терра". Большой академической удачей стоит считать появление первого полного собрания сочинений Бориса Пастернака в 11 томах.

Скучать не придется

Многие крупные события 2005 года были так или иначе связаны с 60-летием Победы. В 2006 году юбилеев будет много, но они пройдут без общего знаменателя: это и Третьяковка, и Шостакович, и Моцарт, и Рембрандт. Тем интереснее будет нам - зрителям и слушателям. Только бы времени хватило. Отдел культуры Lenta.ru желает своим читателям в наступающем году побольше досуга и свободы выбора.

Юлия Штутина

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше