Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Присяжные разберутся Убийц Пола Хлебникова начали судить, несмотря на шаткость выводов следствия

Спустя почти полтора года после убийства главного редактора российского Forbes трое обвиняемых по этому делу, наконец, предстали перед судом. При этом следователи свою часть работы еще не закончили - в розыске находятся еще трое подозреваемых, не установлено имя организатора преступления. Кроме того, незадолго до начала предварительных слушаний один из обвиняемых представил общественности факты, ставящие под сомнение версию убийства Хлебникова, которой придерживается прокуратура.

Секретно о публичном

Судебный процесс над предполагаемыми убийцами Хлебникова, начавшийся в Мосгорсуде, будет проходить за закрытыми дверями. Это связано с тем, что в уголовном деле, переданном в суд из прокуратуры, содержатся материалы под грифом "секретно". Так что новости из зала заседаний журналистам придется получать "из вторых рук" - от участников процесса и пресс-секретаря суда. При этом американская сторона в лице Госдепартамента США призывает Россию провести открытый суд, чтобы он стал наукой для тех, кто угрожает журналистам.

Публичность суду Россия вряд ли обеспечит, а вот участие в процессе присяжных уже одобрено - их отбор состоится 29 декабря. Таким образом, желание одного из обвиняемых, Фаиля Садретдинова, о том, чтоб его судил не профессиональный судья, а присяжные, было удовлетворено. Ходатайство об этом подсудимый подал в конце ноября, заявив, что только присяжные смогут объективно оценить его действия. В то же время двое остальных обвиняемых открыто своих пожеланий в данном вопросе не высказывали.

Уже известно, что гособвинителем на суде выступит Дмитрий Шохин, хорошо известный по самому громкому судебному процессу последних лет в России - "делу ЮКОСа". Понятно, что после успешно выполненной миссии на столь важном для государства суде его участие в любом другом процессе автоматически придает делу особый статус. В данном случае это естественно - суду предстоит наказать виновных за убийство человека не только с громким именем, но и с американским гражданством.

Приспешники варвара

Место убийства Пола Хлебникова, кадр телеканала "Россия"

Место убийства Пола Хлебникова, кадр телеканала "Россия"

Lenta.ru

Итак, на скамье подсудимых оказались трое человек. Главным фигурантом дела считается Фаиль Садретдинов, московский нотариус, который, по данным прокуратуры, организовал в 2002 году преступную группировку, занимавшуюся вымогательствами и заказными убийствами. В эту группировку входили, в том числе, и те двое, что оказались за решеткой вместе с Садретдиновым - уроженцы Чечни Казбек Дукузов и Муса Вахаев. По мнению прокуратуры, именно они были непосредственными исполнителями убийства Пола Хлебникова. Дукузова вычислили по мобильному телефону, с которого он вел переговоры с Вахаевым в день убийства неподалеку от места преступления. Отпечатки пальцев Вахаева нашли на стекле машины "Жигули", которую обнаружили брошенной после убийства. Дукузов и Вахаев были задержаны в ноябре 2004 года в Минске по запросу российских спецслужб и спустя 2,5 месяца выданы России.

Садретдинов был арестован в Москве в конце мая 2005 года. Ему было предъявлено обвинение в "убийстве по найму", и следствие рассматривало его как организатора преступления. Правда, затем следователям пришлось отказаться от этой версии, однако "без дела" задержанного не оставили, обвинив его в "заказе" и организации покушения на московского риэлтора Алексея Пичугина (не путать с осужденным сотрудником службы безопасности "ЮКОСа"), которое исполнили те же Дукузов и Вахаев. По делу Хлебникова он проходит лишь как руководитель этих двоих по преступной деятельности.

Еще двоих членов группировки - брата Казбека Дукузова Магомеда и Магомеда Эдильсултанова - сейчас разыскивают. Также в розыск объявлен предполагаемый заказчик преступления. Вот на нем как раз и сходится версия следователей о "чеченском следе" в убийстве Хлебникова. Как утверждают в прокуратуре, журналиста "заказал" чеченский полевой командир, член "правительства Ичкерии" Хож-Ахмед Нухаев. Следователи предположили, что боевику не понравилось содержание книги Хлебникова "Разговор с варваром", в котором он выступает главным героем. Отомстить автору книги Нухаев якобы решил самым радикальным способом, с чем и пришел к наемным убийцам.

Письмо на родину

Интересно, что, начав разрабатывать этот сценарий дела, следователи отмели другую версию. За две недели до убийства Хлебникова в Москве был застрелен бывший вице-премьер Чечни, предприниматель Яков Сергунин, который сотрудничал с журналистом в качестве консультанта. Следователи связали эти два убийства, установив, что в обоих мужчин стрелял Казбек Дукузов. Однако версия о том, что Хлебников мог быть убит за попытку написать книгу о хищениях госсредств, выделенных на восстановление Чечни, а Сергунин - за выдачу журналисту опасных для кого-то секретов, так и не прижилась.

Однако именно она в первую очередь пришла на ум в начале ноября 2005 года, когда в прессу попало письмо Фаиля Садретдинова брату Пола Хлебникова Майклу, признанному потерпевшим в деле об убийстве. В своем послании обвиняемый цитирует отчет ФБР, составленный по просьбе российской Генпрокуратуры на основании сведений, которые предоставили агентам родственники и бывшие коллеги Хлебникова. Согласно полученной ФБР-овцами информации, Хлебников рассказывал близким о своем новом проекте, характеризуя его как "очень крупный и пугающий". По сравнению с ним, говорил журналист, все его предыдущие расследования, в том числе о деятельности Бориса Березовского, "кажутся детской игрой".

Адвокат подсудимого Казбека Дукузова Руслан Хасанов, кадр телеканала НТВ

Адвокат подсудимого Казбека Дукузова Руслан Хасанов, кадр телеканала НТВ

Lenta.ru

Все эти данные Садретдинов, по словам его адвоката Петра Сурского, вычитал в материалах уголовного дела, то есть от фигурантов их никто не скрывает. Между тем трудно не согласиться с мнением обвиненного нотариуса о том, что эти факты ставят под сомнение основную версию следствия. Это касается как мотивов убийства журналиста, так и личности заказчика преступления. В своем письме Садтретдинов подчеркнул, что "следствие выбрало самую неправдоподобную, но удобную "чеченскую" версию". Впрочем, если представить, что под "крупным проектом" подразумевалось как раз расследование хищений госсредств в Чечне - Сергунин, работавший в правительстве республики в 2001 и 2002 году, мог быть ценнейшим источником информации по этой теме, - то эта версия также подходит под определение "чеченской".

...обвиняется уроженец Чечни...

Именно в опровержении принятой прокуратурой "чеченской" версии видит задачу защиты адвокат Казбека Дукузова Руслан Хасанов. Об этом он заявил перед началом первого судебного заседания. По его мнению, сейчас в России "чеченский след" пытаются найти в любом деле, так как это находит поддержку у общественности. Адвокатам есть, что использовать в качестве аргумента. В частности, в материалах дела об убийстве Хлебникова есть показания свидетеля преступления, журналиста Алексея Гордеева, которому журналист перед смертью описал стрелявшего. По словам Гордеева, Хлебников описал своего убийцу как русского мужчину с черными волосами 30-40 лет. Защита уверена, что "чеченская" версия понадобилась следователям лишь для того, чтобы раскрыть это дело как можно быстрее. Ведь именно этого ждут от России США, о чем они заявили в обращении от имени Госдепартамента страны, приуроченном к началу слушаний.

Однако надеяться на быстрый исход дела вряд ли стоит. Уже на первом заседании защита Садретдинова заявила ходатайство о возвращении материалов дела в прокуратуру, так как при составлении были допущены нарушения. В частности, по словам адвокатов, не по закону было составлено обвинительное заключение, а список свидетелей защиты приведен не полностью. Кроме того, защита нотариуса считает, что суд предоставил недостаточно времени ее подзащитному для ознакомления с материалами дела. Как утверждал ранее Петр Сурский, после того, как Садретдинов заявил о несоответствиях в выводах следователей, время, выделенное ему для чтения 140 томов, резко сократили. В результате подсудимый не успел дочитать дело до начала слушаний.

Пока адвокаты действуют на правовом поле, подсудимый Вахаев, похоже, представляет себя на поле футбольном. Перед началом слушаний, направляясь в зал заседаний под конвоем, Вахаев попытался пнуть стоявшего неподалеку фотокорреспондента. Членовредительство так и не состоялось, однако подсудимый потерял ботинок и так и вошел в зал лишь наполовину обутым. Эта выходка стала настоящим подарком для журналистов, вынужденных смотреть на закрытые двери все время заседания.

Учитывая, что в деле об убийстве главреда русского Forbes до сих пор остается очень много нестыковок и "белых пятен", смотреть на эти двери им, видимо, придется еще долго.

Екатерина Рогожникова

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше