Культура
23:09, 30 ноября 2005

Славянские пляски на войне и в тылу Кинопремьеры 1 и 2 декабря

В прокат выходят фильмы "Бал-кан-кан" македонца Дарко Митриевски и "Солдатский декамерон" Андрея Прошкина. Обозреватели журнала TimeOut Москва выяснили, что поиски трупа в условиях гражданской войны помогают излечиться от робости, а охота на привидений в условиях армейской скуки чревата приключениями.

Бал-кан-кан / Bal-Can-Can

Режиссер Дарко Митриевски. В ролях Владо Яновски, Адольфо Маргиотта, Звезда Ангеловска, Елизавета Саблик. 89 мин. Со второго декабря.

Во время волнений на албано-македонской границе обыватель Трендафил Каранфилов, спасаясь от призыва резервистов, вывозит жену Розу и парализованную, но ужасно крикливую тещу Замбулу на болгарские курорты. Трендафил боязлив и бездетен, что в сочетании с именем (у нас бы его звали Василек Лютиков) и усами скобкой дает портрет законченного позорища - даже по местным, не "центровым" меркам. Сразу по пересечении македонской границы теща помирает. Помыкавшись по болгарским моргам и крематориям, Трендафил решается вернуться и похоронить тело в Македонии, где вроде бы нет недостатка в участках на кладбище. Но труп, для маскировки завернутый в необъятный ковер - произведение народного болгарского искусства, крадет приграничная босота. В отчаянии Каранфиловы звонят своему астрономически далекому итальянскому родственнику, сутенеру и мелкому жулику Сантино Дженовезе. Наряженный по последней моде 80-х, Дженовезе прибывает в Болгарию и, отчаянно звеня шпорами невероятно крутых ковбойских сапог, бросается на поиски бабки. Ковровый след ведет мужчин через притоны Сараево, Боснии и Черногории в Косово, где итальянец наконец-то погибает (собственно, вся история рассказывается от лица его трупа), а Трендафил избавляется от природной робости и обзаводится пусть и приемной, но дочерью.
Где и когдаРасписание показов в кинотеатрах Москвы

Эта комическая одиссея сложена, как видно, исключительно из штампов, составленных, впрочем, стык в стык, словно мешки с песком вокруг огневой точки. К тому же все эти кувшинные рыла в камуфляже, духовые оркестры с цыганским акцентом, путешествия трупа и к месту ввернутые антивоенные фразы типа "такие маленькие народы, а сколько крови!" использовались югославскими режиссерами столько раз, что уже не раздражают. Так в конце концов привыкаешь к тиканью часов или ровному шуму автомобилей за окном.

Но режиссер Митриевски непрост, хотя и старается выглядеть эдаким македонским Гаем Ритчи. Старые анекдоты он пересказывает с беглой небрежностью, которая часто оказывается симптомом тихой ненависти и отвращения. Это здорово похоже на "Жмурки": тлеющая на экране как бы сатира оказывается натуральным гиньолем - безыдейным, расхлябанным, как выступление провинциального театра в колонии общего режима, и не претендующим ни на какое откровение или гуманизм. Правда, в Москве "Бал-кан-кан" поначалу чуть было не приняли за пацифистский манифест - им даже хотели открыть 28-й ММКФ. Но обошлось. Говорят, сам Никита Михалков поставил картину обратно в строй конкурсантов. И хорошо - согласитесь, странно было бы отмечать годовщину довольно-таки живого фестиваля пусть и разухабистым, но все-таки похоронным маршем.

Василий Корецкий, Time Out Москва

Солдатский декамерон

Режиссер Андрей Прошкин. В ролях Александр Яценко, Андрей Гуркин, Александр Агафонов, Михаил Пореченков. 90 мин. С первого декабря.

Кадр из фильма "Солдатский декамерон"
Lenta.ru

Слово "декамерон" в названии фильма - приманка для тех, кто стосковался по эротике. Ее в фильме немного. Много любви - возвышенно-платонической: к женщинам, солдатам, животным. Рядовые влюбляются в гарнизонных телефонисток и жен офицеров, а дочери полковника по очереди назначают свидания курсанту. Средняя полоса России, осень, дожди, по лужам бегают стаи собак в духе Тарковского, разок промелькнет фоном работающий телевизор, там - новости, в них - имя Джохара Дудаева. В каждой детали - абсурд казарменного быта, в основе сюжета - мистика отечественного разлива.

Строго говоря, фильм Прошкина посвящен нелегкой жизни духа. В прямом и переносном смысле. Привидение рядового, покончившего жизнь самоубийством на первом году службы (то есть "духа", "салаги"), по ночам возвращается в воинскую часть. Солдаты в ужасе, офицеры в панике. Отловить нежить вызываются два дембеля (Яценко и Гуркин). Третьим "добровольцем" назначают "салагу"-ветеринара (Агафонов). Их освобождают от повинностей, кормят до отвала и даже выдают боевые патроны. Ночь охоты выдастся богатой на приключения, но не поставит точку в истории. Настоящая развязка произойдет позже - и обманет все ожидания, превратит комедию в пролог к трагедии. "Декамерон" Боккаччо состоит из сотни новелл. "Декамерон" Прошкина - первая из тех, что эти солдаты будут рассказывать друг другу позже. Уже в Чечне.

Андрей Кудряшов, Time Out Москва

< Назад в рубрику