Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Обещание нефтяника Правительство не сможет обуздать рост цен на нефтепродукты и в следующем году

21 ноября президент "Лукойла" Вагит Алекперов оценил возможный рост цен на нефтепродукты в 2006 году в 11 процентов. При этом он отметил, что рост цен будет привязан к мировой динамике цен на нефтепродукты, и добавил, что две крупнейшие российские энергетические компании - РАО ЕЭС и "Газпром" - также планируют 11-процентный рост цен на нефтепродукты в будущем году.

Это высказывание говорит сразу о нескольких вещах. Во-первых, оно свидетельствует о том, что Алекперов уверен - анонсированные правительством меры по регулированию рынка нефтепродуктов не приведут к сколько-нибудь существенным результатам. Во-вторых, оно свидетельствует о том, что он уверен - цены на нефтепродукты превысят гипотетическую инфляцию 2006 года (в закон о бюджете на 2006 год заложена годовая инфляция на уровне 7-8,5 процентов.)

Меры, которые должны в будущем году позитивно повлиять на цены на нефтепродукты, были анонсированы правительством после того, как нефтяные компании объявили о намерении зафиксировать рост нефтяных цен до нового года. Это решение подавалось тогда как "совместно найденное решение бизнеса и власти" и "жест доброй воли со стороны нефтяных компаний", и подчеркивалась его временность.

При этом предполагалось, что до нового года будут разработаны и приняты поправки в законодательство, которые предполагают введение фиксированного налога на добычу полезных ископаемых с одновременным изъятием у нефтяных компаний прибылей от экспорта нефти. Предполагалось, что эти поправки будут приняты в таком виде, в котором они действительно заставят нефтяные компании снабжать топливом внутренний рынок по более низким ценам, чем рынок внешний.

С тех пор про эти поправки ничего слышно не было. Но раз господин Алекперов публично позволяет себе заявлять о том, что и в следующем году внутренние цены на нефтепродукты будут привязаны к внешним, а также прогнозировать их рост, превышающий инфляцию - это значит, что ему известны какие-то подробности об этих самых поправках, которые неизвестны нам.

Скажем, они будут приняты, но в силу неких тонких юридических обстоятельств повлияют на внутренний топливный рынок в той же степени, что и повышение пошлины на экспорт нефтепродуктов, которое правительство анонсировало в качестве регулирующей рынок меры во время подготовки к отопительному сезону 2004 года. То есть, никак не повлияют и ничем потребителям в их борьбе с ценами на нефтепродукты не помогут.

Как показывает практика, в период подготовки к отопительному сезону правительство просто обязано анонсировать какие-нибудь в высшей степени целительные рецепты, которые позволят несколько снять общую напряженность по поводу того, что розничные цены на топливо опять скаканули разом процентов на десять. И эта же практика также показывает, что отчитываться за то, каким образом эти рецепты были реализованы на практике, ему не придется. К следующему отопительному сезону про эти старые целительные рецепты уже все забудут, и можно будет опубликовать какие-нибудь новые.

Еще стоит рассмотреть то, как связаны инфляция и рост цен на нефтепродукты. Тема вполне насущная, поскольку именно рост цен на нефтепродукты является одним из основополагающих инфляционных факторов. То есть, если бы Алекперов спрогнозировал рост цен на нефтепродукты хотя бы на одном уровне с самыми умеренными бюджетными инфляционными прогнозами, можно было бы еще употреблять в отношении к ценам на бензин безличную форму глагола ("вырастут"), а так человек прямым текстом говорит - я собираюсь поднять в 2006 году цены на нефтепродукты на одинадцать процентов, и ничего со мной и этим моим намерением вы поделать не сможете.

Конечно, можно утешать себя тем, что вот мол нефтяники зато у нас управляемые - попросило их правительство осенью заморозить цены на бензин, они и послушались. Но только при ближайшем рассмотрении выяснится, что заморозка цен выгодна прежде всего самим нефтяникам и правительству, и служит для создания необходимой гражданам иллюзии, не более того.

На росте топливных цен нефтяники практически ничего не потеряли - цены были заморожены после подготовки к отопительному сезону, уже после того, как они дали очередной сезонный скачок. Все эксперты тогда в один голос говорили, что цены до нового года и так бы не выросли. Это как тот достославный песочек для керосиновых ламп у О'Генри - по пятьдесят центов за ложечку, чтобы керосиновые лампы не взрывались. Вообще-то они и так никогда не взрываются, но чтобы уж окончательно развеять сомнения потребителя...

Зато нефтяники с правительством смогли сделать вид, что правительство нефтяников контролирует. А нефтяники заодно полакомились бизнесом независимых автозаправщиков, которые не могут конкурировать с крупными компаниями в условиях, когда оптовые цены превышают розничные. В общем, все довольны - правительство, нефтяники. Некоторые граждане, поверившие в то, что правительство сможет обуздать нефтяные цены - тоже.
Остальные ставят на свои автомобили газовое оборудование.

Потому что
статистика сообщает, что за первые девять месяцев 2005 года общие цены на нефтепродукты выросли на 15,7 процентов. То есть - те самые плюс четыре-пять процентов
к инфляции, о намерении получить которые заявил вчера Алекперов. Следует ожидать, что статистика роста цен на нефтепродукты в следующем году будет как минимум такой же, и ничего мы с этим поделать не сможем.

Павел Рябиков

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше