Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Крымский подкоп в Россию Возрожден проект транспортной магистрали между Керчью и Кубанью

Исторически так сложилось, что восточная часть Крыма и Таманский полуостров, которым на западе заканчивается Кубань, входили в состав одного государства - Боспорского царства, Тмутараканского княжества, Крымского ханства и наконец - Российской империи. Только после распада СССР по Керченскому проливу пролегла государственная граница, и единое экономико-культурное пространство оказалось разорванным. Но два берега все же продолжают тяготеть друг к другу, о чем свидетельствует и возрожденный вновь проект строительства тоннеля между украинским Крымом и российской Кубанью.

Над и под землей...и водой

Идея соединить Крым и Таманский полуостров родилась еще в конце 90-х годов. Эту инициативу активно поддержал мэр Москвы Юрий Лужков, который вообще к Крыму неровно дышит, вспомнить хотя бы его отеческую опеку Севастополя. Но Лужков, впрочем, выступал и за реанимирование плана переброски сибирских рек в Аральское море, так что вряд ли участие столичного градоначальника могло служить в данном случае заманчивой рекламой проекта. В 2001 году было создано закрытое акционерное общество "Керченский мост" (тогда планировали строить через пролив именно мост), которое учредили правительство Москвы (его доля в уставном фонде предприятия составила 74 процента) и Фонд имущества автономной республики Крым (26 процентов). Позже в ЗАО вошла и администрация Краснодарского края. В декабре 2003 года президенты России и Украины Владимир Путин и Леонид Кучма поручили своим правительствам создать украинско-российскую корпорацию по сотрудничеству в керченско-азовской акватории, включая эксплуатацию Керчь-Еникальского канала. Помимо этого, они распорядились подготовить предложения по возобновлению и развитию паромного сообщения между Украиной и Россией через Керченский пролив для пассажирских и грузовых перевозок.

Франко-британская компания EUROTUNNEL, обслуживающая тоннель под проливом Ла-Манш (открыт в мае 1994 года), чтобы избежать банкротства, приступила к очередному этапу своей реструктуризации. Президент компании Жак Гуно объявил о сокращении трети персонала. За годы эксплуатации компании так и не удалось достигнуть рентабельности перевозок пассажиров. Планировалось, что их число составит 16 миллионов человек в год, а на практике скоростные поезда EUROSTAR перевозили не более 6 миллионов пассажиров. За третий квартал текущего года потери компании составили 110 миллионов евро. Общая сумма долгов компании превысила 9 миллиардов.

Однако спустя некоторое время о проекте забыли. Причин тут было две: во-первых, не нашлось инвесторов, а во-вторых, неизвестная доселе никому коса Тузла настолько обострила отношения Украины с Россией, что репортажи из Керченского пролива стали напоминать сводки с фронта, где вместо боевой техники выступали тракторы и экскаваторы. Кроме того, реализацию проекта осложняли и обстоятельства экологического характера. Дно Керченского пролива - это жидкий и подвижный ил 50-метровой толщины (максимальная глубина пролива - 10 метров, а ширина - 4 километра). Кроме того, мост должен был возвышаться над водой не менее чем на 65-70 метров для обеспечения прохода судов и буровых платформ. Для этого нужны огромные сваи.

В августе 2004 года о транспортной магистрали Крым - Кубань вспомнили вновь, только теперь этот проект всплыл уже в виде подземного тоннеля. В Краснодар приехала делегация Совета министров Республики Крым, которая привезла с собой проект межправительственного соглашения между Украиной и Россией о строительстве этого тоннеля. Соглашение было одобрено первым вице-губернатором Кубани Александром Ремезковым и председателем Законодательного собрания края Владимиром Бекетовым. Как сообщил тогда журналистам заместитель председателя Совета министров Крыма Геннадий Бабенко, Украина подготовила проект перехода, который будет состоять из 3 тоннелей. "Речь идет о транспортном переходе, подземном транспортном переходе. Три тоннеля: один – в одном направлении, второй – в другом направлении и третий – это технологический коридор", – рассказал Бабенко.

КПП в порту Керчи, фото Юрия Синодова

КПП в порту Керчи, фото Юрия Синодова

Lenta.ru

Более подробную информацию предоставил автор идеи подземного тоннеля, гендиректор Научно-производственной фирмы по эксплуатации и строительству подземных объектов (НПФ "ЭСПО") Николай Глухов. По его словам, 15-километровый переход будет состоять из трех параллельных тоннелей: двух рабочих и одного технологического. Со стороны Крыма к тоннелю будет примыкать станция Крым-Железнодорожная, со стороны Кубани - станция Кавказ. Сам переезд должен занимать 12 минут, поезда будут идти со скоростью около 140 километров в час. Стоимость собственно проекта - 860 миллионов долларов, а вместе с сопутствующей инфраструктурой - 1,3 миллиарда долларов.

Но все разговоры о проекте как-то быстро поутихли, поскольку все население Украины, начиная от простых граждан и заканчивая первыми лицами страны, с головой погрузилось в захватывающий политический сериал под названием "президентские выборы". Любопытно, что один из эпизодов этого сериала был посвящен и Керченскому проливу - в начале ноября президенты России и Украины Владимир Путин и Леонид Кучма, а также премьер-министр Украины, кандидат на пост главы государства Виктор Янукович посетили Керчь, где присутствовали при подписании соглашения об организации международного прямого железнодорожно-паромного сообщения между портами "Крым" и "Кавказ". Паромная переправа заработала в полную силу, но о том, чтобы построить в проливе что-либо более серьезное, никто даже не заикнулся.

Порт "Кавказ" был построен в 1953 году. Керченская паромная переправа была введена в эксплуатацию 22 сентября 1954 года и предназначалась для перевозки, прежде всего, грузовых и пассажирских железнодорожных составов. Переправа была закрыта после резкого снижения железнодорожного грузооборота в конце 80-х годов прошлого столетия. В середине сентября 2004 года переправа Крым-Кавказ была вновь открыта. Паромы работают по графику, который предусматривает 14 заходов судов в сутки. Расчетный грузооборот комплекса паромной переправы "Крым" с выходом на полную мощность составляет около 3,4 миллиона тонн в год. Перевозки через пролив сокращают путь от российских до крымских портов на 315 километров.

28 октября 2005 года новый крымский премьер Анатолий Бурдюгов заявил, что его правительство намерено повторно провести экспертизу проекта строительства подземного перехода через Керченский пролив. Ее результаты будут направлены в кабинет министров Украины "в целях возобновления переговорного процесса с Российской Федерацией", добавил премьер. Свою инициативу Бурдюгов пояснил тем, что "Азово-Черноморский район приобретает все большее значение как перспективный узел транспортных коммуникаций в торговых связях Европа - Кавказ - Азия". "На существующей транспортной инфраструктуре грузопоток по этому направлению имеет устойчивую тенденцию к возрастанию, - отметил крымский премьер. - А в настоящее время возможности транспортного сообщения через Керченскую паромную переправу ограничены".

Спустя две недели крымское правительство начало рассмотрение проекта Концепции развития морского берега Крыма, в которую плавно вписалось и сооружение тоннеля в Россию. Теперь стоит ожидать, что инициативные крымчане все же донесут свои предложения до Киева, где, к сожалению, любое упоминание Керченского пролива вызывает несколько иные ассоциации, чем возможность постройки моста или тоннеля.

Над границей тучи ходят хмуро

На самом деле, над границей России и Украины, пролегающей по акватории Азовского моря и Керченскому проливу, тучи ходят редко - погода там чаще всего солнечная. Тучи скапливаются в кабинетах мидовских чиновников двух стран, которые вот уже который год не могут решить, как поделить тамошние воды и все богатства, которые они в себе таят.

10 ноября прошли очередные, уже четвертые в этом году консультации экспертных групп Украины и России относительно размежевания Азовского и Черного морей и Керченского залива. Но единственное, о чем смогли договориться стороны, так это о продлении согласования проекта соглашения о размежевании территориальных морей, континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море. Украинские представители по-прежнему настаивали на разграничении Керченского пролива по административной границе, разделявшей УССР и РСФСР.

На пароме Керчь-"Порт Кавказ", фото Екатерины Крыловой

На пароме Керчь-"Порт Кавказ", фото Екатерины Крыловой

Lenta.ru

При этом в Киеве постоянно ссылаются на пример (кстати, не совсем удачный) делимитирования границы с Эстонией по Чудскому озеру. Но в Москве, как известно, придерживаются другой точки зрения. Еще в июне спецпредставитель МИД РФ по странам СНГ Игорь Савольский заявил, что "Россия не видит аргументации, чтобы граница оставалась такой, какой она была в Советском Союзе". "Ссылки на Чудское озеро, Аральское море - это ссылки на проведение границы по суше. Сейчас - это воды двух государств. Азовское море и Керченский пролив внесены в справочники как часть Мирового океана. Я думаю, что проведение границы по озеру и морю должно быть разным", - заявил дипломат.

На летних переговорах глава украинской делегации Антон Бутейко продемонстрировал даже секретные карты времен СССР, которые, по его словам, подтверждают административную границу между Украинской ССР и РСФСР. "Видите - секретно. Вот линии, которые разграничивают, есть печати Генштаба", - сказал Бутейко. В ответ на это Савольский резонно отметил, что "карты Генштаба и атласы не используются как доказательство при делимитации сухопутных, а тем более, морских границ".

Керченский пролив, карта с сайта sebastopol.ua

Керченский пролив, карта с сайта sebastopol.ua

Lenta.ru

В ноябре стороны договорились, что уже 23 по счету раунд переговоров пройдет в начале декабря, однако с таким минимальным стремлением к компромиссу, который проявляют обе стороны, ждать от очередной встречи многого не приходится. А без окончательной ясности в вопросе государственных границ строительство тоннеля или моста вряд ли возможно, иначе придется делить не только морскую поверхность, но еще и дорожное покрытие с рельсами.

Но даже если две страны окончательно определятся, где каждая из них на законных основаниях может ловить пеленгаса и судака, перспективы соединить Крым и Кубань транспортной перемычкой остаются весьма туманными, пока не появятся серьезные инвесторы. Лужков сейчас больше увлечен опоясыванием Москвы транспортными кольцами, да и в администрации Краснодарского края заметно охладели к проекту. Там сомневаются, найдется ли 150 миллионов тонн грузов и 15 миллионов пассажиров в год, чтобы сделать тоннель окупаемым. В департаменте по транспорту и связи Краснодарского края, куда за комментариями инициатив крымчан обратился корреспондент "Известий", посоветовали украинской стороне "поменьше потреблять "ВиаГру". Очень образно, но в целом смысл понятен. А жаль - задумка-то ведь хорошая - если говорить, конечно, о строительстве тоннеля, а не о "ВиаГре".

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше