Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Всемирный банк уполномочен доложить Всемирный банк рассказал россиянам о России

Мир глазами Всемирного банка не очень похож на реальный. Организация, чьей целью является помощь развивающимся странам и избавление мира от бедности, давно воспринимает проблемы этих стран в довольно абстрактном ключе.

Постоянное перечисление одних и тех же ключевых пунктов: инфляция, сырьевая направленность экономики, приближение президентских выборов вкупе с непонятными самим чиновникам новыми реформами, - позволяет описывать ситуацию несколькими штрихами, не вдаваясь в детали.

В частности, как и большинство зарубежных финансовых институтов, следящих за экономической политикой России, Всемирный банк в каждом отчете упоминает дело "ЮКОСа" как дестабилизирующий фактор российской экономики в целом и инвестиционного климата в частности.

К сожалению, для того, чтобы описать происходящее в стране с экономической точки зрения, мало двух или трех докладов в год, которые к тому же готовятся достаточно небрежно и не оперативно – так, в начале резюме ноябрьского доклада можно прочитать запоздавший на месяц трюизм "запланированная покупка компанией "Газпром" АО "Сибнефть" может стать очередным шагом по консолидации управления в нефтяной промышленности в контролируемых государством компаниях", а презентация к докладу, составленная главным экономистом представительства Всемирного Банка в России Джоном Литваком, содержит невероятное число опечаток.

Все вышеперечисленное заставляет предположить, что эксперты Всемирного банка видят Россию совсем не так, как сами россияне. К счастью, недавно они выпустили "Доклад об экономике России", датированный ноябрем 2005 года. Давайте прочтем его повнимательнее. И, хотя в самом докладе 25 листов, попробуем ухватить основное.

Профицит

Одной из основных проблем России специалисты Всемирного банка считают слишком большой профицит платежного баланса. В целом одобряя практику стерилизации денежной массы при помощи Стабфонда, они называют профицит главной причиной инфляционного давления на экономику. Надо полагать, что бюджетный дефицит является средством снижения инфляции.

Кстати, позиция Кремля по вопросу стерилизации денежной массы давно обозначена – в бюджет-2006 заложена повышенная цена отсечения, что приведет к снижению наполняемости Стабфонда. Защитниками же этого полезного института сейчас выступают лишь министр финансов Алексей Кудрин, который пишет книжку, объясняющую пагубность траты средств Стабфонда, и советник президента Андрей Илларионов, который намедни предложил ультрарадикальное средство лечения инфляции - снизить цену отсечения до 12-17 долларов.

В свою очередь, эксперты Всемирного банка предлагают превратить Стабфонд в "Фонд будущих поколений", то есть совместить стерилизационную и инвестиционную компоненты фонда. Они, как и чиновники, деликатно обходят стороной один вопрос – какие структурные реформы необходимо предпринять для того, чтобы снизить инфляцию без применения такого стерилизатора, как Стабфонд.

Не учитывается ими и тот факт, что фонд будущих поколений очень скоро превысит возможности внутреннего рынка – надежно вкладывать его средства в российскую экономику станет невозможно. Эту ситуацию мы уже наблюдаем на примере Пенсионного фонда, средствам которого тесновато на локальном фондовом рынке.

Также интересно, что Всемирный банк оставил в стороне и острейший вопрос об источниках займов для крупных российских госкомпаний. В настоящее время они упорно увеличивают общую сумму российского внешнего долга и утверждают, что российский рынок просто не в состоянии предоставить им многомиллиардные кредиты на нужных условиях.

Доходит до того, что ставший государственным "Газпром", чтобы получить контроль над "Сибнефтью", привлекает кредит на имя своей голландской "дочки". В целом корпорации уже задолжали иностранцам свыше 90 миллиардов долларов (почти три Стабфонда!), а, значит, вкладывают деньги в экономику других стран. Однако, похоже, Всемирный банк это мало интересует.

Налоги и тревоги

Зато больше всего экспертов из Всемирного банка озадачило намерение правительства снизить НДС. С одной стороны, это очень рыночное решение, так как позволит увеличить конкурентоспособность российских предприятий. С другой стороны, доходы от НДС противостоят доходам от экспорта нефти, и снижать их долю в бюджете было бы неправильно.

Такое предположение экспертов Всемирного банка можно истолковать единственным образом – они не верят, что экономический закон, который позволяет при помощи снижения налоговой ставки улучшить собираемость, сработает в России.

Вообще говоря, тема налогов в докладе Всемирного банка не раскрыта – достаточно сказать, что амнистия капиталов рассматривается в пределах двух-трех строк и в основном как имиджевая мера. При этом анализу потоков капитала без амнистии щедро отдана целая страница.

Плюсы, минусы и реформа всей страны

Отдельно эксперты Всемирного банка говорят о реформе, которую президентская команда готовит регионам и местному самоуправлению. Они предлагают децентрализовать социальные и финансовые реформы, проведя их в избранных, пилотных округах.

При этом в докладе подробно говорится о позитивном шаге в этом направлении, сделанном в Бразилии, а также упоминается Китай, который якобы благодаря рыночному развитию южных областей теперь развивает северные. Здесь надо уточнить – правительство Китая в настоящий момент считает создание неравенства между Севером и Югом чуть ли не основной ошибкой своей социально-экономической политики.

Кроме всего прочего, предлагается отменить дотирование и субсидирование регионов, чтобы не создавать "иждивенческих настроений", а также поощрять создание городских агломераций. Если учесть, что огромные территории России относятся к северным, то предложение отменить их дотирование выглядит удивительно логичным.

Кстати, об агломерациях. На самом деле, децентрализацию экономики можно наблюдать в России уже сейчас – из более чем 80 регионов вполне бюджетно обеспеченными являются не более 10 регионов. Среди лидеров – Москва и Санкт-Петербург, те самые мегаполисы, уровень жизни в которых служит причиной нарастания межрегиональной социальной напряженности и которые как магнитом притягивают к себе как внутренних, так и внешних иммигрантов.

Впрочем, не нужно думать, что доклад Всемирного банка совсем оторван от реальности. Глубокое знание предмета можно обнаружить, например, в разделе "Миграция и экономическое развитие России", который вскрывает одну из самых острых социально-экономических проблем России – демографическую.

Однако надо добавить, что именно этот раздел был подготовлен на основе доклада "Изучение миграции в России", который, в свою очередь, написан российскими экономистами из Центра экономических и финансовых исследований и разработок. По иронии судьбы, именно эти экономисты отмечают возможность несоответствия реальных и официальных данных.

Заключение

Распространено мнение о том, что основной причиной радости российского правительства, целиком погасившего долг перед МВФ, было то, что благодаря этому оно, российское правительство, больше не было обязано следовать условиям МВФ, который "лучше знает", как развивать и реформировать российскую экономику.

Примерно так же "лучше" знает и Всемирный банк, который, скажем, призывает к помощи беднейшим странам мира в таких объемах, что представители России, когда-то "потерявшей" транш почти в 5 миллиардов долларов, только качают головами, представив, на что пойдут эти деньги.

А еще Всемирный банк скор на советы самой России. В международных организациях вообще крепка уверенность в том, что переход к цивилизованному рынку происходит по общему лекалу, в которое Россия вписывается не всегда.

В этом плане будет довольно интересно вернуться к разговору об экономическом развитии страны в середине 2006 года, после вступления в ВТО, или в начале 2007 – когда рубль станет конвертируемым.

Впрочем, Всемирный банк и тогда напомнит нам про "ЮКОС".

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15