Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Урок нравственности Полпред президента РФ Дмитрий Козак ответил на все вопросы ростовской студентки

В конце сентября студентка второго курса Ростовского госуниверситета Екатерина Багрыч, внештатный корреспондент еженедельника "Южный Федеральный", обратилась с открытым письмом к полномочному представителю президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Дмитрию Козаку. В письме студентка охарактеризовала ситуацию в ЮФО примерно так же негативно, как и сам Козак, однако ответственность за происходящее она возложила на самого полпреда, а не на местные властные элиты, как это сделал он. Кроме того, Багрыч обратилась к Козаку с десятью вопросами о политике федеральных властей в регионе.

Примерно через месяц после этого полпред встретился со студенткой и ответил на все ее вопросы, чем немало впечатлил девушку: "Когда я встретилась и поговорила с Дмитрием Николаевичем Козаком, то избавилась от иллюзии, что "наша власть заелась" и не хочет слышать голос своего народа", - признает она, добавляя, что "вольно или невольно" получила еще и урок нравственности, поняв, что "наша властная элита - тоже люди".

Lenta.Ru приводит полный текст интервью, а также сопровождающее его письмо Екатерины Багрыч:

Уважаемый читатель!

Вот и закончилось "противостояние" полпреда и студентки. На все мои вопросы получены исчерпывающие ответы, которые я спешу донести до вас.

Что греха таить, но во все времена наш народ не сильно жаловал власть, даже хорошую. Ему всегда что-то в ней не нравилось. Мое открытое письмо полномочному представителю Президента было своего рода тестом на адекватность власти к нуждам и запросам большей части населения ЮФО. Адекватна или не адекватна сегодня властная элита - судить вам.

От себя лишь хочу сказать: когда я встретилась и поговорила с Дмитрием Николаевичем Козаком, то избавилась от иллюзии, что "наша власть заелась" и не хочет слышать голос своего народа.

Вольно или невольно я еще получила урок нравственности. Поняла, что наша властная элита - тоже люди, со своими достоинствами и недостатками. И у них, как у всех нас, что-то получается, а что-то - нет. Они искренне пытаются сделать все возможное и невозможное, чтобы возродить былую славу и державное величие нашей страны.

Предлагаю вашему вниманию ответы полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрия Николаевича Козака на поставленные мною вопросы.

Искренне ваша - Екатерина БАГРЫЧ

Вопросы студентки и ответы полпреда

Вопрос: Дмитрий Николаевич, соотношение издержек и результатов вашей работы в ЮФО - в пользу побед или поражений?

- Победой можно будет считать достижение такого положения дел, когда абсолютное большинство людей, проживающих в ЮФО, и прежде всего в северокавказских республиках, обретут уверенность в будущем для себя и своих детей с точки зрения безопасности, материального благополучия, защищенности их экономических, социальных и политических прав и свобод. Когда люди поверят, что трудолюбие, творческая энергия и законопослушание являются наиболее простым, доступным и гарантированным способом обеспечения достойной жизни себе, своей семье. Для региона в целом это будет означать, что появились условия для преодоления экономического отставания, его политического и социального развития. И в этом смысле пока говорить о победах преждевременно.

Для того чтобы люди обрели такую уверенность, нужны не призывы и заклинания, а кропотливая, без промедления и без кавалерийских наскоков, работа по осуществлению реальных преобразований, направленных на совершенствование, прежде всего, институтов публичной власти, их взаимоотношений с гражданами в экономической, политической, социальной сферах. Как нам представляется, сегодня есть понимание того, какие первоочередные конкретные шаги и меры необходимо осуществить, чтобы существенно изменить тенденции. Эти предложения сформулированы и рассматриваются в установленном порядке. Если нам удастся в обозримом будущем продвинуться на пути преодоления таких явлений, как бандитизм, коррупция, теневая экономика и сопряженные с этим экономическое отставание, недостаточный уровень социальной защиты людей, то это будет результатом коллективных усилий федеральных, региональных и местных властей. И говорить о каких-либо личных победах кого бы то ни было в регионе будет, в любом случае, некорректно.

Вопрос: Можете ли вы или кто-то из ваших подчиненных сегодня четко и ясно сформулировать стратегию проводимой политики и реформ на Северном Кавказе, а также вступить в дискуссию со СМИ?

- Последовательные и жесткие, невзирая на лица, демократические преобразования во власти, реальное внедрение подлинных рыночных механизмов функционирования экономики, существенное совершенствование государственных институтов защиты законных прав и свобод граждан, создание условий для формирования и функционирования цивилизованных институтов гражданского общества. В самом общем виде - это вся политическая стратегия, в которой нуждается Северный Кавказ со всеми его реальными, а нередко и надуманными особенностями. Требуется наполнение этой стратегии конкретными организационными, экономическими и политическими механизмами функционирования государственных и общественных институтов, обеспечивающими продвижение к указанным целям.

Здесь, на Юге России, с учетом исторически сложившихся зачастую непростых межнациональных отношений, ряда общих для всех жителей региона объективно положительных ментальных особенностей власть должна быть особенно справедливой, открытой и понятной людям, должна объективно, беспристрастно и твердо отстаивать публично установленные справедливые правила человеческого общежития и, главное, сама им следовать. Сама по себе власть такой не станет. Во власти живые обычные люди со всеми известными слабостями и искушениями. Задача федеральной политики на Северном Кавказе - установить такие правила и процедуры функционирования региональных и местных властей, федеральных органов власти, действующих на территориях, которые объективно, а не в силу чьих-либо пожеланий, придадут властным структурам вышеназванные качества. Естественно, что не может быть особых правил для субъектов федерации Юга России. Такие меры не будут излишними и в других регионах.

Было бы совсем наивно полагать, что одно усовершенствование законодательства решит все проблемы. На Северном Кавказе сегодня на первом плане стоит, пожалуй, проблема правоприменения. Например, согласно отчетам правоохранительных органов субъектов Российской Федерации ЮФО, большинство Северо-Кавказских республик, с точки зрения распространенности коррупции, злоупотреблений властью, хищений и других преступлений в налогово-бюджетной сфере, являются образцом законопослушания. В значительно более благополучных и динамично развивающихся регионах ЮФО "распространенность" этих преступлений, исходя из результатов работы правоохранительных органов этих регионов, на порядок выше. В то же время, по мнению граждан, согласно результатам различных социологических исследований, ситуация прямо противоположная.

Для решения проблемы правоприменения также необходима система реалистичных эффективных мер, обеспечивающих неотвратимость исполнения законов всеми, и в первую очередь - органами власти. Здесь, наряду с созданием условий для становления цивилизованных институтов гражданского общества и осуществления общественного контроля за деятельностью власти, необходимо продуманное и точное распределение властных полномочий и ответственности между различными уровнями и органами власти, между правоохранительными органами - с тем, чтобы создать внутри самой государственной машины эффективную систему сдержек и противовесов, обеспечивающую объективный взаимный контроль различных органов публичной власти.

Конкретные предложения по всем этим вопросам сформулированы, и есть готовность аргументированно отстаивать эти предложения, в том числе и в средствах массовой информации. Очевидно, что федеральная политика, проводимая в отношении южных территорий, ее социально-экономическое, политическое и, в особенности, идеологическое содержание не только может (как вы спрашиваете), а должна быть предметом широких обсуждений, в том числе дискуссионного характера, с привлечением как можно большего круга представителей общества и государства. Важно только не заболтать проблемы в бесконечных обсуждениях.

Вопрос: Каково, на ваш взгляд, оптимальное сочетание авторитарных и демократических методов руководства в условиях нынешней ситуации на Юге России?

- Авторитаризм в смысле монополизации власти отдельными лицами, группой лиц неприемлем нигде, в том числе на Северном Кавказе. Это - исторический тупик. Народы Северного Кавказа в прошлом веке в полной мере испытали "прелести" такого авторитаризма. Безответственность и вседозволенность для бюрократии и приближенной к ней узкой прослойки лиц, допущенных к экономическим ресурсам, - это тот же авторитаризм, только под псевдодемократическим прикрытием. Об этом приходится говорить потому, что и такое представление о демократии имеет, к сожалению, довольно широкое хождение, прежде всего в наших СМИ. Иногда создается впечатление, что субъектами демократии у нас являются только лица, обладающие политической или экономической властью. Нередко попытки ввести для указанных лиц дополнительные механизмы контроля и ответственности, обеспечения равенства всех перед законом и судом интерпретируются как покушение на фундаментальные демократические ценности.

Власть должна быть твердой и последовательной в борьбе с беззаконием и произволом, от кого бы они ни исходили. Здесь, на Юге России, нужно больше авторитаризма, в смысле твердой политической воли власти, но в обязательном сочетании с демократическими процедурами и механизмами, исключающими субъективизм и избирательность действий органов власти.

Вопрос: При каких условиях можно было бы гарантированно добиться мира, стабильности и процветания на Северном Кавказе?

- Главное - реально создать и довести до сознания большинства жителей региона легальные условия для их самореализации в экономике, политике, в других областях человеческой жизнедеятельности.

В области экономики основным средством достижения стабильности в регионе является оказание поддержки и всесторонней помощи тем, кто готов самостоятельно организовать собственное (даже самое небольшое) дело, своим трудом обеспечить свою семью, предоставить рабочие места тем людям, кто не готов к предпринимательскому риску. Власть же должна защищать их права и имущество. Когда это необходимо - выступать беспристрастным арбитром в спорах и создавать условия для добросовестной экономической конкуренции. Это неизбежно приведет к активизации экономической жизни и, как следствие, к сокращению безработицы, росту благосостояния людей, наращиванию бюджетных доходов регионов и муниципалитетов. Повышение собственных бюджетных возможностей региона в сочетании с повышением ответственности властей в свою очередь позволит существенно улучшить качество образования, здравоохранения, поддержать культуру, искусство, спорт, повысить легальную материальную привлекательность государственной и муниципальной службы. Тем самым это приведет к расширению поля для применения сил и энергии граждан с одновременным укреплением авторитета власти и доверия к ней.

В политической сфере необходимы дополнительные практические меры по созданию условий для добросовестной цивилизованной политической конкуренции. К таким мерам следует отнести совершенствование механизмов, минимизирующих использования властных и общественных материальных ресурсов в политической борьбе. Необходимы дополнительные системные меры, создающие препятствия для злоупотреблений кем бы то ни было свободой массовой информации. В общем, нужен комплекс мер правового, организационного и в значительной степени разъяснительного характера, обеспечивающий повышение доверия к существующим легальным инструментам политической конкуренции. Это будет стимулировать формирование полноценных институтов гражданского общества, расширять для социально активных людей возможности самореализации, способствовать преодолению отчуждения власти от общества. Тем самым будет существенно сужаться социальная база для политического экстремизма со всеми вытекающими из него бедами.

Нужен комплекс мер по совершенствованию правосудия и правоохранительной деятельности государства с целью эффективной защиты законных прав и свобод граждан. Первоочередными являются системные меры по устранению причин и условий, порождающих злоупотребления и коррупцию в этой сфере.

Убежден, что усилия в указанных направлениях должны стать адекватным ответом на существующие вызовы и угрозы.

Вопрос: Допустимо ли, по-вашему, назначать на высшие руководящие должности в регионах лиц, которых не приемлет большая часть населения? Совместима ли такая мораль с политикой, всерьез отстаивающей национальные интересы страны?

- Недопустимо. Люди, дискредитировавшие себя своими действиями или бездействием, не могут назначаться на государственную или муниципальную службу. В то же время, хотелось бы предостеречь от чрезмерного упования на кадровую политику. Убежден, что кадры решают далеко не все. Заблуждение, что даже в нашей огромной стране с ее значительным человеческим потенциалом можно найти несколько сотен тысяч государственных и муниципальных служащих, которые в силу только своей внутренней потребности будут самоотверженно и честно работать исключительно на благо государства и общества. На этой утопии был основан наш прежний режим, который не выдержал испытание исторической практикой. Справедливо говорят, что несчастна та страна, которая нуждается в героях.

Для того чтобы соответствующие руководители, другие служащие действовали максимально в общественных интересах, нужны эффективные законодательно установленные механизмы, обеспечивающие соответствующую мотивацию их поведения. Такая мотивация может быть создана реализацией комплекса мер, направленных на повышение привлекательности государственной и муниципальной службы, с одновременным внедрением эффективных инструментов внешнего общественного и государственного контроля за деятельностью органов власти, процедур и механизмов политической и юридической ответственности конкретных должностных лиц за исполнение возложенных функций, за конечные результаты работы во вверенной сфере деятельности.

У большинства руководителей регионов округа есть необходимые и достаточные профессионализм и работоспособность, чтобы самостоятельно решать актуальные социально-экономические и политические проблемы своих регионов. Другое дело, что эти качества не в полной мере востребованы тем, как мне представляется, вольготным политическим и юридическим положением, в котором они находятся.

Вопрос: Можно ли победить клановость, коррупцию, современную бюрократию в России?

- Полностью победить невозможно ни в России, ни в любом другом государстве. Существенно уменьшить масштабы этих явлений реально. Присвоение политической и экономической власти закрытой сформировавшейся по тем или иным признакам корпорацией недопустимо. Это всегда, как минимум, застой, а чаще - стагнация и в политическом, и в экономическом развитии. Это в конечном итоге приводит к устранению добросовестной конкуренции - ключевого инструмента экономического развития. Это и одна из основных причин межнациональных конфликтов. Лекарство против этого, как и против коррупции, - опять же прозрачность, ответственность за результаты работы, подконтрольность органов власти институтам гражданского общества. Внедрение этих принципов, кстати, не будет лишним и там, где, на первый взгляд, угрозы превращения власти в закрытые кланы нет.

Вопрос: Насколько на Северном Кавказе Россия близка к гражданской войне, которой не перестают пугать нас некоторые западные аналитики?

- Опасности масштабного социального противостояния сегодня в регионе нет. Надеюсь, что у всех нас, и у государства, и у граждан, хватит мудрости и воли, чтобы предотвратить потрясения и кровь в будущем.

Вопрос: Каким вы видите ЮФО в ближайшее десятилетие?

- Юг России обладает рядом объективных преимуществ, которые позволяют надеяться на хорошие перспективы. Выгодные географическое положение и природно-климатические условия, наличие природных ресурсов, трудолюбивые и традиционно стремящиеся к достатку люди, большой (по сравнению с другими регионами) удельный вес тех, кто готов заниматься предпринимательской деятельностью - это несомненные преимущества ЮФО, которые могут быть использованы для опережающего экономического развития региона. Это вполне реально при последовательной реализации названных выше первоочередных мер.

Вопрос: Вам не обидно, что потомки о вас в будущем могут и не вспомнить, в то время как Анатолий Борисович Чубайс уже вошел в историю как реформатор?

- Не знаю, хорошо это или плохо, но мои близкие обо мне, надеюсь, на следующий день после смерти не забудут. Что касается более широкого круга потомков, то на такую память могут претендовать из миллиардов - единицы. Знаю точно, что к ним я не отношусь. Я представитель большинства. И это совсем не обидно.

Вопрос: Вы не жалеете, что согласились стать полпредом такого сложного и трудного округа, где при определенных обстоятельствах можно не только бесславно завершить свою карьеру, но и лишиться доброй репутации?

- Нет, не жалею. Репутация, несомненно, важна для каждого человека. Для ее сохранения не надо совершать безнравственные поступки, противоречащие доминирующим в обществе представлениям о чести и морали. Не надо прогибаться под давлением безнравственных и нечестных людей. И еще. Мне нравится известная мудрость, призывающая всегда находить в себе разум, чтобы понять, что ты можешь сделать, мужество - чтобы признать, что ты сделать не можешь, и главное - иметь мудрость, чтобы отличить первое от второго. Так что, если что-то не получается, паниковать и расстраиваться не надо.

Благодарю вас за то, что вы нашли время и ответили на мои вопросы. Хочу надеяться, что это не последняя наша встреча и не последнее мое интервью с вами?

- Я тоже на это надеюсь.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше