Россия
20:04, 14 октября 2005

В какой карман ОСАГО положить? На деньги страховых компаний теперь претендует даже ведомство Сергея Шойгу

Как только Дума начинает свою работу после очередных каникул, депутатов сразу же пытаются завалить поправками к закону об ОСАГО. В последнее время законодательными инициативами отличились депутаты Волгоградской областной думы, Минфин и, как ни странно, МЧС. К вечному спору о том, много или мало получают страховые компании, добавилась свежая мысль Сергея Шойгу - министр не постеснялся и потребовал страховщиков делиться выручкой.

Минфин

Министерство финансов подготовило, пожалуй, самые актуальные поправки в закон об ОСАГО. Два пакета поправок к закону уже готовы, а остальные законодательные инициативы Минфина поступят в Думу через месяц.

Первый пакет поправок от Минфина - это всего лишь попытка привести закон в соответствие с Конституцией. Напомним, в конце мая Конституционный суд постановил, что право правительства "произвольно определять условия договора" обязательного страхования следует отменить.

Помимо этого Минфин изменил порядок досрочного расторжения договора ОСАГО в случае замены автомобиля, смены автовладельца, а также при наступлении неплатежеспособности страховщика.

Второй пакет поправок - это попытка сделать страхование более удобным для автолюбителей. По замыслу авторов этого законопроекта, упростится процедура оформления полиса - не будет нужен ни собственник, ни доверенность от него. А скидка за безаварийную езду будет действовать и при смене автомобиля.

Помимо этого, сфера действия полиса распространится на так называемые "внутренние территории". То есть, компенсация от страховых компаний будет выплачиваться, если авария произошла на территории охраняемой стоянки, автозаправки и так далее. Сейчас за такие аварии в ответе нередко оказываются как сами автолюбители, так и владельцы парковок, автостоянок или заправок.

Также Минфин планирует несколько пересмотреть размеры выплат. Согласно новым поправкам, каждому пострадавшему в ДТП может быть выплачено до 160 тысяч рублей. По действующему законодательству ограничена лишь общая сумма выплат - а сколько получит каждый конкретный пострадавший, по обстоятельствам решается страховщиками, экспертами и медиками.

А в декабре Минфин наконец-то планирует отказаться от услуг ГАИ при регистрации мелких аварий. В законопроекте появятся четкие критерии, с помощью которых автолюбители смогут отличить "значительную" аварию от "незначительной".

Сейчас это различие определяется суммой ущерба - 15 тысяч рублей. И решить на месте, стоит ли вызывать ГАИ, невозможно. Ведь грамотно оценить повреждения в состоянии определить только опытный эксперт, а никак не водитель, находящийся в "поставарийном шоке".

"По понятиям"

Поправки Волгоградской думы - это нелепый инструмент, с помощью которого законодатели решили заставить страховщиков жить "по понятиям". Волгоградцы хотят поставить страховые компании, которые задерживают выплаты, "на счетчик", но очень нежно - на 0,9 процента от суммы выплаты в день. Это значит, что за задержку тысячи долларов на один месяц автовладельцу компенсируют примерно 700 рублей.

Такой размер штрафа - это, выражаясь формально, 1/150 ставки рефинансирования ЦБ, действующей на момент исполнения обязательства. Волгоградцы объясняют, что меньшая сумма для страховщиков была бы просто пустым звуком, а большая - не соответствовала бы реальным параметрам инфляции.

Вот только почему-то депутаты не подумали, что дело тут вовсе не в инфляции. Задержка на месяц означает, что лишние 30 дней пострадавший не имеет возможности пользоваться своим разбитым автомобилем. И 700 рублей - это смешная компенсация, которой хватит если только на проездной билет. Да и то не на все виды транспорта.

Сами страховщики эту инициативу также не восприняли всерьез. Руководители страховых компаний утверждают, что для воздействия на них есть гораздо более действенный инструмент, чем штрафы - отзыв лицензии.

МЧС

Но всех законотворцев переплюнул знаменитый своими "рацпредложениями" Сергей Шойгу. На пленарном заседании Госдумы в среду он долго рассказывал, как хорошо работает его ведомство - сколько человек МЧС спасает за месяц, за год, за последние девять месяцев... Итоговый "показатель", который озвучил Шойгу, - спасение "94–95 тысяч граждан в год".

За такую хорошую работу министр не постеснялся попросить денег. Причем не у государства, а у тех же страховых компаний. По его мнению, фонд ОСАГО должен компенсировать не только лечение пострадавших, но и спасательные операции на дороге.

Будет забавно, если через какое-то время с похожими инициативами выступит министр внутренних дел и скажет, что работу гаишников тоже должны оплачивать автолюбители через фонд ОСАГО.

Затаившиеся страховщики

Сами страховые компании, похоже, наконец-то поняли, что их песня про нехватку денег уже всем порядком надоела. Уже второй год они твердят, что размер выплат растет, а стоимость полисов - нет, и поэтому скоро все страховые компании обанкротятся.

Но цифры с упорством говорят обратное - собранных денег хватает на все выплаты по страховым случаям с избытком. На фоне этого появляется все больше чиновников, которые предлагают штрафовать страховщиков, увеличивать размер страховых компенсаций, найти собранным деньгам новое применение... В общем, страховщики из нападения перешли в робкую защиту.

Теперь Российский союз автостраховщиков ничего не просит, и лишь уверяет всех, что деньги получат все пострадавшие. Фонд пока в силах заплатить по долгам всех банкротов и компаний с отозванными лицензиями.

PS

Интересно, что одновременно с предложениями увеличить стоимость полиса затихли все разговоры об отмене обязательного страхования. Молчит депутат Ольшанский, молчат недовольные автолюбители. А из всех внесенных в Думу законопроектов, скорее всего, в жизнь воплотятся лишь здравые поправки Минфина, а громкие заявления Шойгу и волгоградских депутатов останутся висеть в воздухе.

А это значит, что из политической плоскости работа над ОСАГО переходит в плоскость практическую, что в конечном итоге выгодно всем - и чиновникам, и водителям, и страховым компаниям.

Дмитрий Ларченко

< Назад в рубрику