Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Закон преткновения Рынок СМИ болен, однако "пилюля" Госдумы ему едва ли поможет

Чиновники не теряют надежды переписать "Закон о СМИ". Согласно черновому варианту долгосрочного плана Министерства культуры, новая библия российских журналистов должна быть представлена на суд правительства уже в первом квартале 2007 года. В четверг, 15 сентября, программа в области культуры и массовых коммуникаций будет обсуждаться на заседании правительства. Эксперты уверяют, что документ отправят на доработку. Однако вовсе не из жалости к действующему закону о СМИ. Как заявил "ПРАЙМ-ТАСС" анонимный источник в правительстве, написанный Минкультом план не может служить программой развития отрасли, поскольку не содержит конкретных предложений со сроками исполнения позднее 2007 года. Что до нынешнего закона о СМИ, то его судьба, похоже, предрешена.

По мнению чиновников, он не соответствует новым реалиям. И действительно, Россия сегодня и пятнадцать лет назад, когда был принят этот закон, - это две разные страны. Да и рынок СМИ уже не тот, что раньше. Кардинальным образом обновился состав игроков. Только в одном сегменте - в печатной периодике - за последние пять лет число изданий удвоилось, достигнув 47 тысяч наименований.

Нынешних главных редакторов интересуют совсем другие проблемы - большинство из них решило денежный вопрос (который в середине 90-х испортил СМИ) и теперь занято развитием бизнеса. По экспертным оценкам, в 2004 году объем российского рынка рекламы достиг 1700 миллионов долларов. Это в шесть раз больше, чем в 2000 году. Неплохо обстоят дела и у печатных изданий. По данным Гильдии издателей периодической печати, в 2004 году газеты и журналы заработали на размещении коммерческий объявлений 1 миллиард 250 тысяч долларов. Это не считая "серых" схем (черный пиар, "джинса"), когда реклама оплачивается, минуя бухгалтерию.

Эксперты уверены, что дальше рекламы будет только больше. И пока статистика подтверждает их прогнозы. За первые шесть месяцев этого года российские газеты и журналы сумели заработать на рекламе 658 миллионов долларов, или на 15,5 процентов больше, чем годом ранее.

Главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей, кадр Первого канала

Главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей, кадр Первого канала

Lenta.ru

Парадокс, однако, в том, что значительный рост рекламных бюджетов не приводит к качественным сдвигам на рынке, а, наоборот, усиливает тенденции, которые обычно наблюдаются в стагнирующих отраслях. По оценкам экспертов, в прошлом году в России было продано 8,5 миллиардов экземпляров газет и 600 миллионов экземпляров журналов, что лишь немногим больше уровня 2003 года. В этом году роста может не быть вовсе, уверял президент Гильдии издателей периодической печати Леонид Макарон на круглом столе в информационном агентстве "Росбалт". Настораживает и то, что несмотря на рост благосостояния россиян, расходы на подписку по-прежнему не велики. В прошлом году наши соотечественники тратили на подписку в среднем по сто рублей.

Особенно сильно настораживает ситуация на рынке электронных СМИ. Несмотря на то что с момента распада СССР прошло 15 лет, российский зритель так и не узнал, какие они - новости на независимом телевидении. На "голубых экранах" продолжает торжественное шествие "инфотейнмент" (от английских слов information - информация, и entertainment - развлекательное мероприятие). С телеканалов исчезает аналитика, политические ток-шоу, становятся меньше выпуски новостей. Экономика, политика и национальная безопасность фактически остались без надзора со стороны телевидения. Зато мы стали абсолютным чемпионом по количеству сериалов. По подсчетам главного редактора журнала "Искусство кино" Даниила Дондурея, с лета прошлого года по лето этого в эфире пяти федеральных каналов и пяти сетей было показано 17500 серий. "Никто не может пробиться [на каналы]. Конкурировать с сериалами могут только другие развлекательные программы, включая ток-шоу вроде того, что ведет Малахов, - говорит Дондурей. - Это имеет серьезные последствия - люди начинают относиться к реально происходящему в стране, как к мусору".

Член Совета директоров ЗАО "Проф-Медиа-Пресс" Раф Шакиров, фото с сайта "Эха Москвы"

Член Совета директоров ЗАО "Проф-Медиа-Пресс" Раф Шакиров, фото с сайта "Эха Москвы"

Lenta.ru

Кроме правки закона о СМИ (за последние шесть лет Госдума 176 раз рассматривала дополнения в закон), в запасе у депутатов имеются и другие методы воздействия на проблемный рынок. В антикризисный пакет входит отмена НДС, введение фиксированных цен на бумагу, регулирование тарифов почты и, наконец, проект по созданию в России общественного телевидения.

Однако участники рынка уверены, что Госдума берется за проблему не с того конца. "На мой взгляд, закон о СМИ прекрасный. Проблема в другом, - уверен бывший главный редактор газеты "Известия", нынешний член совета директоров "Проф-Медиа-Пресс" Раф Шакиров. - Основа любого рынка - это независимые игроки и конкуренция. Давайте посмотрим на наш [телевизионный] рынок с этой точки зрения, и мы увидим, что национальные каналы так или иначе контролируются либо госструктурами, либо аффилированными с ними компаниями, либо муниципалитетами... Говорить, что на рынке есть какая-то конкуренция, не приходится". По мнению Шакирова, именно вмешательством государства объясняется падение тиражей газет и рейтингов новостных программ на телеканалах. "Сравните нынешние рейтинги новостных программ, во времена Гусинского и Березовского рейтинги были на порядок выше. Что, у нас страна поменялась?" - задается вопросом Шакиров. И отвечает: "Чего не хватает, так это антимонопольного закона".

Главный редактор интернет-сайта "Полит.Ру" Виталий Лейбин, фото с сайта scilla.ru

Главный редактор интернет-сайта "Полит.Ру" Виталий Лейбин, фото с сайта scilla.ru

Lenta.ru

Другую причину всех бед российских СМИ называет главный редактор интернет-сайта "Полит.Ру" Виталий Лейбин. По его словам, в стране пока нет аудитории, которой может быть интересна общественно-политическая журналистика. "Есть Россия, которая в экономике находится, а есть Россия, которая находится вне экономики. Там, где заработала экономика, заработал механизм создания независимых СМИ, появились бизнес-газеты", - уверен Лейбин. Получается, что пока учителя, врачи, инженеры продолжают бедствовать - еле сводят концы с концами и общественно-политические издания.

Но едва ли стоит надеяться на то, что народные избранники прислушаются к мнению журналистов. Взращивание среднего класса - дело сложное и нудное, а создание независимой антимонопольной службы - еще и небезопасно для карьеры. Переписать закон о СМИ - куда проще.

Андрей Ломкин

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше