Культура
06:01, 11 сентября 2005

Просто Лев Венецианский фестиваль не преподал уроков никому, кроме России

Алгоритм распределения призов на крупных международных фестивалях всегда хочется рассчитать рациональными методами. За пару дней до церемонии закрытия среди публики начинают активно циркулировать слухи, подкрепляемые логическими доводами. Например: "Главный приз получит режиссер Х, потому он приехал из страны, только что пережившей революцию/цунами/визит Сильвио Берлускони". Или: "Председателем жюри является режиссер-почвенник, значит приз получит картина про перуанских фермеров". Построение прогнозов доставляет удовольствие, но сбываются они редко - золотые статуэтки уходят в руки кинематографистов самыми иррациональными способами.

В день подведения итогов 62-го Венецианского кинофестиваля любители конспиративных теорий снова неприятно удивились. Есть только одна причина, по которой "Гора Сломанный хребет" (или "Горбатая гора") Энга Ли (от релиза которой еще до начала фестиваля отказались российские прокатчики - теперь они, возможно, передумают) получила Золотого Венецианского Льва: видимо, гей-драма о сложных отношениях двух ковбоев из Вайоминга (Хит Леджер и Джейк Гиленхол) действительно понравилась большому жюри во главе с Данте Феретти. Новых горизонтов в кинематографе картина не открывает, выводить на ее основании тенденции не получится (тематические фильмы уже давно стали мейнстримом). Лев как Лев, и ничего за ним не скрывается.

Остается только гадать, каким образом в одном призовом списке уживается специальная награда стопроцентному маргиналу Абелю Ферраре (за фильм "Мария", мрачнейшую драму о том, что Новый завет не закончился две тысячи лет назад, но продолжается здесь и сейчас), режиссерский Серебряный Лев Филиппу Гаррелю (за "Постоянных любовников", черно-белую фреску о 1968 годе, трехчасовую пощечину Бернардо Бертолуччи с его "Мечтателями") и большая, плоская как блин, голливудская драма про пастухов нетрадиционной сексуальной ориентации.

"Горбатая гора" лидировала в рейтингах непрофессиональных зрителей, но заподозрить в картине лауреата Золотого льва не отваживался ни один критик. В последний день фестиваля в Венецию вернулся Джордж Клуни (теперь, кстати, живущий не в Америке, а на озере Комо) - это заранее наводило на мысль, что Золотой Лев получит именно он - за фильм "Спокойно ночи и удачи", черно-белую драму о тяжелом служении работников телевидения в эпоху всеамериканской "охоты на ведьм".

История об ответственности журналиста перед аудиторией, политическом давлении и победоносной войне индустрии развлечений со здравым смыслом весь фестиваль возглавляла рейтинги итальянской и международной прессы. Однако Клуни в итоге вышел вместе со своим актером Дэвидом Стрэтерном - за Кубком Вольпи за лучшую мужскую роль и соавтором сценария Грантом Хестлоу - соответственно, за сценарий.

Что касается российского конкурсанта, Алексея Германа-младшего, то есть мнение, что его неучастие в церемонии закрытия Венецианского фестиваля принесет российскому кино гораздо больше пользы, чем два Золотых Льва Андрея Звягинцева. "Гарпастум" - это достойная работа режиссера, которому еще не исполнилось тридцати. Опыт показывает, что международное признание (даже эфемерное) в большинстве случаев не ведет ни к чему, кроме раздувания щек, шапкозакидательства и потери связей с реальностью.

Символично, что другой российский режиссер, Алексей Федорченко ("Первые на Луне", псевдодокументальный фильм про якобы состоявшийся в 1938 году полет советских космонавтов) получил приз за участие в программе "Горизонты" - в той же самой программе два года назад Алексей Герман-младший был награжден за "Последний поезд". Именно на примере "Первых на Луне" можно понять, что нравится искушенной фестивальной аудитории - ей нравятся фантазия, изобретательность, ирония (в том числе и самоирония) и внимание к деталям. Про "триумф российского кино в Венеции" на этот раз раструбить не удастся, но есть надежда, что впредь за процессом наблюдать будет интереснее.

Мария Кувшинова

< Назад в рубрику