Мир
00:32, 24 августа 2005

Глобальное потепление поссорило Данию и Канаду Оттава решила напомнить миру и Копенгагену, что Арктика является для нее жизненно важным регионом

Правительство Канады направило в Арктику несколько своих военных кораблей. Суда будут патрулировать районы, которые Оттава считает своими территориальными водами. Акция, в принципе, рутинная и особого интереса не представляющая, если бы не одно "но". Настоящая цель похода кораблей - не проверка боеготовности канадских ВМС, а плохо скрываемая демонстрация намерений. Этим поступком Оттава дает понять, что Арктика является зоной ее жизненно важных интересов.

Арктический поход

18 августа 2005 года канадский фрегат "Фредериктон" (многоцелевой сторожевой корабль класса "Галифакс") был направлен в пролив Дэвиса, который отделяет северо-восточные территории страны от датской Гренландии. Ранее два корабля береговой охраны "Шовиниган" и "Глейс Бэй" (многоцелевые малые сторожевые корабли класса "Кингстон") ошвартовались в арктическом порту Черчилль, расположенном на берегу Гудзонова залива в провинции Манитоба.

Официальной причиной появления кораблей в северных водах были названы военные учения, защита биологических ресурсов в территориальных водах и охрана государственных границ Канады. "Шовиниган" и "Глейс Бэй" должны принять участие в маневрах с участием береговой охраны, инуитских рейнджеров (подразделения резервистов, выполняющих функции пограничной стражи) и Королевской Канадской конной полиции (федеральная и национальная полиция страны). "Фредериктон" же будет бороться с браконьерами в проливе Дэвиса.

Коммодор Боб Блэйкли, командующий военно-морским резервом Канады, заявил журналистам следующее: ""Шовиниган" и "Глейс Бэй" прошли две с половиной тысячи морских миль, и весь путь пролегал исключительно по канадским территориальным водам. Поход является демонстрацией нашего желания подтвердить, что наш "задний двор" является неприкосновенной территорией, на которую распространяется суверенитет Канады".

Слова коммодора арктических соседей Канады не обрадовали. Прежде всего это касается Дании, с которой у Канады существуют давние территориальные распри, в частности по поводу необитаемого острова Ханс (Туркупалук). Дания уже выслала к острову патрульный арктический катер "Тулугак", который должен обозначить военное присутствие королевских ВМС в регионе.

Свое неудовольствие выразили и США, заявив, что пролив Дэвиса относится к международным, а не канадским территориальным водам. Остальные арктические державы пока не спешат высказываться по поводу канадских военных маневров, но тоже смотрят на них неодобрительно.

Из области фантастики

Карта с изображением острова Ханс и Северо-западного прохода, фото с сайта www.telegraph.co.uk
Lenta.ru

Причиной, заставившей Оттаву бряцать оружием, оказалось... глобальное потепление. Оно вызвало таяние арктических льдов, и северные регионы стали доступны для судоходства и перспективного освоения. Еще пару десятилетий назад рассуждения о таянии ледяных шапок на полюсах были уделом писателей-фантастов да отдельных ученых - любителей экстравагантных гипотез. Сегодня фантастика стала реальностью, и оперативнее всех на новую реальность отреагировала Канада.

Если глобальное потепление продолжится и окрестные воды очистятся ото льдов, то Ханс приобретет стратегическое значение. Страна, владеющая островом, сможет контролировать так называемый Северо-западный проход - морской путь, который способен связать Атлантический и Тихий океаны.

Так, председатель международной организации по оценке воздействия цивилизации на арктический климат Роберт Корелл недавно заявил, что, согласно его расчетам, "к 2050 году Северный морской путь будет открыт 100 дней в году вместо двадцати". В таких условиях северная навигация способна приносить реальную прибыль.

Кленовый лист против викингов

Ситуация осложняется тем, что территориальные претензии в Арктике до сих пор урегулированы не полностью. Границы Арктического шельфа определяются Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года. Согласно этому документу, границы экономической зоны прибрежных государств были установлены на расстоянии двухсот морских миль от берегов материка.

Однако Конвенция также допускает признание особого статуса для континентального шельфа, который в мировом океане обычно не располагается за пределами 200-мильной зоны. В Арктике шельф часто выходит далеко за нее. Конвенция разрешает государствам распространять суверенные права на шельф в целях разведки и разработки его естественных ресурсов.

В настоящее время у Канады есть претензии к ряду государств. У Москвы Оттава оспаривает собственно часть арктического шельфа. Со своим южным соседом, США, Канада ведет спор по поводу моря Бофорта, богатого природными ресурсами. Также две североамериканские страны не могут договориться о Северо-западном проходе. Что касается Дании, то тут "камнем преткновения" является остров Ханс.

Остров Ханс, фото с сайта newark.cms.udel.edu
Lenta.ru

В 1973 году Канада и Дания демаркировали границу своих арктических территорий. Тогда же страны решили, что вопрос о суверенитете острова Ханс и ряда других островов в арктической области будет определен позднее. Собственно остров представляет собой всего лишь трехкилометровую полосу обледенелых скал. Однако считается, что прилегающая к нему территория богата рыбой и полезными ископаемыми. Впрочем, последнее утверждение остается спорным - по мнению одних экспертов, вокруг острова есть нефтяные и газовые месторождения, другие полагают, что запасы природных ресурсов там незначительны.

В Копенгагене утверждают, что остров был открыт викингами, расположен географически ближе к Гренландии и поэтому принадлежит Дании. Оттава ссылается на то, что Ханс некогда принадлежал Великобритании, а потом отошел Канаде. Пьер Петтигрю, министр иностранных дел Канады, недавно публично заявил об этом так: "Наши несомненные права на остров серьезно подтверждены международным правом".

До середины 1980-х годов ни одна страна не предпринимала каких-либо решительных действий в отношении Ханса, да и о самом острове знали только юристы да географы. Два раза - в 1988 и 1995 годах - датчане водружали на острове свой флаг, но с началом третьего тысячелетия канадцам подобное положение дел надоело.

В 2002 году датский сторожевик совершил экспедицию к острову Ханса, где его команда в очередной раз водрузила флаг Датского королевства, поскольку предыдущие знамена истрепались. Этот шаг вызвал возмущение в Канаде и привлек к острову внимание общественности. В июле 2005 года канадские военнослужащие установили на острове флагшток с канадским флагом. Через неделю после того, как над Хансом начал развеваться "Кленовый лист", остров посетил министр обороны Канады Билл Грэм.

Министр обороны Канады Билл Грэм, фото с сайта www.canequity.com
Lenta.ru

Теперь датчанам пришла очередь возмущаться. Дания направила канадскому послу Фредерике Грегори резкую дипломатическую ноту, в которой категорически возражала против посещения острова Грэмом. Копенгаген подчеркнул, что данный шаг "был предпринят без предварительного уведомления датского правительства" и является недружественным. Видимо, ответом на эту ноту и стал нынешний арктический поход канадских ВМС.

Надо заметить, что у датчан в этом территориальном споре есть одно немаловажное преимущество. Датский флот и армия располагают достаточным опытом действий в Арктике, а вот канадцы этим похвастаться не могут. Так, прошлогодние учения канадской армии в Арктике газета Toronto Star охарактеризовала как "позорные", поскольку войска не были должным образом экипированы и не смогли выполнить поставленные задачи. Конечно, вряд ли в обозримом будущем дело дойдет до боестолкновений, но, по мнению военных экспертов, пока что шансы в гипотетическом военном конфликте за остров явно на стороне датчан.

И все же нетрудно предположить, что если через пару-тройку десятилетий арктические льды действительно растают и освободят новый морской проход, то в дело непременно вмешается Вашингтон, который положит конец всем территориальным спорам одним-единственным надежным способом: остров Ханс и прилегающие к нему воды будут объявлены зоной жизненно важных интересов США.

Сергей Карамаев

< Назад в рубрику