Наука и техника
17:27, 22 июня 2005

Почему так сильно ищут "Молнию" Падение ракеты с военным спутником может пробить серьезную брешь в обороноспособности

Ракету "Молния-М" запустили 21 июня в 4:49 по московскому времени с космодрома Плесецк. Через 4 минуты 50 секунд в ее поведении заметили странности, а затем направили команду остановить двигатели. Между последними событиями прошло восемь секунд - можно предположить, что инструкции, предписывающие оператору уничтожить космический аппарат, не допускали разночтений.

Потерпевшая аварию ракета должна была приземлиться в Уватском районе Тюменской области, где расположен полигон "Тобольск". При успешных запусках туда падает отработанная третья ступень. На этот раз, как сообщили в Роскосмосе, именно она не сумела отделиться - и отправилась вниз вместе со спутником Минобороны "Молния-3К". Спутник, по словам военных, должен был самоуничтожиться. Чтобы убедиться в этом, в районе началась поисковая операция, но за пять часов вертолеты МЧС и самолет "Ан-2" не нашли никаких следов падения или взрыва. Поиски решили продолжить на следующий день.

Авария обошлась без жертв. Пуск прошел штатно, а район предполагаемого падения обломков всегда считался опасной зоной и поэтому малонаселен. Но, похоже, у Роскосмоса и Министерства обороны есть другие поводы для беспокойства.

В надежности "Молнии-М" до этого не сомневался никто. С 1965 года она взлетала 275 раз, и только одна авария случилась во время запуска (еще в нескольких случаях орбита отличалась от расчетной, и аппарат "сводили с дистанции"). Прототипом этой модели была Р-7 - первая советская межконтинентальная ракета и предмет законной гордости ОКБ Королева.

"Молнию" отличает от остальных форма орбиты: сильно вытянутый эллипс или парабола. В первом случае расстояние между спутником и Землей за время одного оборота изменяется в сотни раз. Во втором - аппарат покидает окрестность нашей планеты насовсем.
Благодаря этому свойству несколько впечатляющих результатов были связаны с первыми межпланетными станциями: аппарат "ЗМВ-3" доставил на Венеру вымпел с советским гербом, а "Луна-9" совершила мягкую посадку на Луне.

Вытянутые, но замкнутые орбиты востребованы спутниками связи. Чтобы достаточно долго быть в поле зрения наземных антенн, они должны перемещаться достаточно медленно. Самый "простой" способ - полностью синхронизировать движение спутника с вращением планеты. Круговые орбиты с таким свойством называются геостационарными и обладают существенным недостатком: спутник все время удален от Земли на внушительное расстояние в 42 тысячи километров. Кроме того, "точка зависания" может находиться только над экватором.

Эллиптическая геосинхронная орбита, источник - aero.org
Lenta.ru

Альтернатива геостационарным - эллиптические геосинхронные орбиты. Согласно закону Кеплера, сформулированному еще в 17 веке, при движении вдоль эллиптической траектории в центральном поле радиус-вектор тела "заметает" за одинаковое время одинаковые площади, то есть, чем дальше объект от Земли, тем меньше его скорость. Для спутника, полуоси орбиты которого соотносятся как 1 к 100, это означает в 10 тысяч раз меньшую скорость перемещения по звездному небу в наиболее удаленной точке, чем в наиболее близкой. Кстати, использовать геосинхронные орбиты для нужд связи предложил в своей научной статье будущий знаменитый фантаст Артур Кларк, когда до создания первого спутника оставалось еще 12 лет.

Око

А там неизвестный для нас, но похожий На ястреба с ясным крылом
Глядит на себя и на нас
Из сияющей пустоты

Борис Гребенщиков

К услугам "Молнии-М" регулярно прибегали военные. О том, чем должен был заниматься очередной спутник Минобороны, известно мало. Формулировка - "пополнить орбитальную военную группировку" - не говорит ни о чем. Но мелкие детали обращают на себя внимание.

Владимиру Путину в Плесецке подарили макет "Молнии", кадр программы "Намедни", февраль 2004
Lenta.ru

Представители Роскосмоса утверждают, что сам спутник "упал или самоуничтожился". Вероятно, последний вариант серьезно затруднит работу экспертов, которые попытаются выяснить причину аварии. Впрочем, один из участников аварийной комиссии сообщил, что "начинка" ракеты - предмет гостайны, и этим (а вовсе не стремлением "узнать, как все было" или заботой об экологии) легко объяснить ту тщательность, с которой ищут ее обломки. О важности задач свидетельствует еще одно обстоятельство - в феврале прошлого года при запуске "Молнии" с похожей аппаратурой на борту присутствовал президент РФ, и это стало его первым визитом на космодром "Плесецк".

В декабре 2003 года в космосе внезапно развалился на пять частей космический аппарат "Дон", с подачи газеты "КоммерсантЪ" названный тогда "последним российским спутником-шпионом". В августе им заменили "Аракс", прекративший работу на орбите. Третий спутник, о потере которого заявили военные в том году, официально был частью системы "Око-1", которая должна заблаговременно обнаруживать пуски с Земли баллистических ракет.

Американские эксперты причисляют к участникам этой программы большинство космических аппаратов "Молния", запущенных с Плесецка. "Разоблачить" технику в свое время помог пожар на командном пункте в Серпухово: он случился в мае 2001 года, после чего одновременно четыре спутника перестали корректировать свою орбиту. Вскоре на орбите остался только один.

Экологи обеспокоены не меньше военных. Хотя в большинстве сообщениях подчеркивалось, что топливо состоит из "безопасных" веществ - керосина и жидкого кислорода, была озвучена "альтернативная версия" - о наличии на борту гептила, высокотоксичного производного гидразина. Им, действительно, снабжают многие российские и украинские ракеты, но, согласно всем доступным описаниям, "Молния-М" его не использует.

По всей видимости, спутник "Молния-3К" должен был заполнить довольно существенную брешь в обороноспособности страны. Волнения военных понятны: им предстоит разобраться во многом, прежде чем очередной аппарат отправится на высокоэллиптическую орбиту заботиться о "мирном сне" россиян.

ТТХ ракеты "Молния-М"

(источник - samspace.ru)

Тип двигателей - ЖРД с насосной подачей топлива

Компоненты топлива (основные) - жидкий кислород/керосин

Летные испытания первой модификации начались в 1954 г. Начало ЛКИ - 1960 год. Принята на вооружение в 1975 году

Количество ступеней - 4

Стартовая масса - 305 тонн

Длина РН с головным блоком - 43,4 метра

Масса полезного груза, выводимого на орбиту - до 2010 кг

Первый пуск РН "Молния-М" с космодрома "Плесецк" был осуществлен 19 февраля 1970 года. Всего с космодрома было запущено 230 ракет-носителей этой модификации.

Борислав Козловский

< Назад в рубрику