Как "Огонек" не стал модным

17 июня известный журнал обрел нового владельца и старого редактора

Интернет и СМИ

Не успел российский медиа-рынок отойти от неожиданных новостей о том, что газета "Известия" сменила владельца, а редакторский состав газеты "Коммерсант" подвергся радикальному обновлению, как выяснилось, что один из самых известных наших иллюстрированных журналов также ожидают перемены. Компания "Телекоминвест", не занимавшаяся ранее издательской деятельностью, приобрела "Огонек". Причем новый хозяин тут же признал несостоятельным "перезапуск", который с начала 2005 года затеял в журнале Владимир Вдовин. В итоге изданию вернули прежнего редактора - Виктора Лошака.

Почему "Огонек" перезапускали

В ноябре 2004 года Виктор Лошак ушел с поста главного редактора журнала "по собственному желанию". По его словам, причина этого состояла в том, что издательский дом "ОВА-пресс", хозяин "Огонька", задумал реформу формата с целью привлечь "богатую аудиторию". Для этого в помощь главному редактору даже наняли профессионального медиа-менеджера, Леонида Бершидского, издателя журналов "Русский Forbes" и "Русский Newsweek". Ну а двух начальников в редакции, как заявил Лошак, быть не должно.

ИД "ОВА-пресс" можно было понять: как сообщила газета "Ведомости", "убыток журнала по итогам 2004 года составил несколько миллионов долларов". И хоть Виктор Лошак утверждал, что за год его работы в "Огоньке" аудитория журнала выросла более чем в два раза по России и в три раза по Москве, этого было недостаточно, чтобы сделать издание окупаемым.

На смену Лошаку в декабре 2004 пришел бывший главный редактор "Русского Forbes" Влад Вдовин, который энергично взялся за дело переустройства своего нового хозяйства. Впрочем, вопреки предположениям и анонсам, "Огонек" не превратился в бизнес-ориентированное издание, а приобрел этакий гламурный уклон. В первом же номере Влад ввел колонку редактора (как и положено в глянцевом журнале), где объявил о начале нового "реалити-шоу": "Огонек"-"перезапуск". На глазах читателей журнал должен был стать "модным" изданием для молодых и богатых.

Новый "Огонек" создан для людей, которым раньше этот журнал был малоинтересен: россиян в возрасте от 25 до 40 лет, представляющих прослойку среднего класса. Для людей, умеющих добиваться успеха. Успех - это не только заработать много денег, хотя деньги - необходимое условие. Успех - это значит иметь работу, которая по-настоящему интересна, и на этой работе не делать ничего такого, что вам претит. Успех - иметь в жизни что-то кроме работы: семью, друзей, серьезные увлечения. Уметь жить среди людей, налаживать отношения, договариваться, отстаивать личные интересы.

Владимир Вдовин

С тех пор каждый месяц главный редактор отчитывался перед своей аудиторией об успехах: наполовину сменился состав авторов, статьи стали короче, зато иллюстраций, комиксов и фотографий знаменитостей появилось гораздо больше. Через 12 недель "перезапуск" был завершен: "издание сделалось современным, молодым и живым". По осени Влад Вдовин ожидал большого притока рекламодателей… Однако не прошло и двух месяцев, как "ОВА-пресс", не дождавшись пресловутого притока, продал издание "Телекоминвесту".

На что польстился "Телекоминвест"

Сделка эта как минимум вызвала недоумение: что собирается делать компания, ранее занимавшаяся исключительно изданием телефонных справочников, с весьма сомнительным активом, за который, правда, она заплатила, по меркам сегодняшнего российского медиа-рынка, сущие пустяки - 3 миллиона долларов? Ведь сразу же после продажи выяснилось что "перезапуск" Вдовина так и не оправдал себя - "Огонек" по-прежнему нуждается в новой концепции, которая сделала бы его прибыльным. Генеральный директор "Телекоминвеста" Максим Горохов заявил, что покупка была сделана исключительно из гуманистических соображений: "Проект привлек нас возможностью внести собственный вклад в сохранение лучших традиций культуры и российской журналистики".

Первый номер "Огонька" вышел 9 (21) декабря 1899 года как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете "Биржевые ведомости". С 1902 года "Огонек" стал самостоятельным, самым дешевым и очень популярным журналом с тиражом в 120 тысяч экземпляров. В 1923 журнал возрождается после революции. В середине века при Алексее Суркове окончательно оформились "фирменные" черты огоньковского стиля: портрет знаменитого человека на обложке, рассказ и стихи в каждом номере, иногда - детектив с продолжением, фоторепортаж, а также так называемая "вкладка": репродукции классических картин, которыми украшали свои квартиры миллионы советских читателей. Во время перестройки "Огонек" - главная трибуна для острой политической полемики, однако с начала 90-х журнал стагнирует, тиражи сокращаются. В 1998 издание возрождает Владимир Чернов - "Огонек" становится одним из самых популярных русских журнальных брэндов.

Леонид Бершидский, бросивший "Огонек" сразу после завершения "перезапуска", считает, что журнал был продан по указанию Кремля. Источник газеты "Ведомости" также утверждает, что "Телекоминвест" приобрел издание по просьбе Валентина Юмашева, бывшего главы администрации президента (при Борисе Ельцине) и генерального директора "Огонька".

Так или иначе, после этой сделки с "глянцевой" концепцией Вдовина было покончено: на пост главного редактора журнала вернули Виктора Лошака, который всегда ратовал за традиционный "общественно-политический" формат.

Возвращение старого хозяина

Лошак стал не только главным редактором "Огонька", но главой нового издательского дома, в который, возможно, будет входить сразу несколько изданий. Он утверждает, что с руководством в "Телекоминвесте" у него "полное взаимопонимание".

С триумфом возвратившийся главный редактор тут же объявил "неработающими" сделанные Вдовиным изменения, но, впрочем, не стал обещать возвращения к старому доброму варианту. Ведь в "Телекоминвесте", помимо сохранения "лучших традиций культуры", заявили, что надеются все же добиться окупаемости журнала и доверяют эту задачу проверенному редактору. Так что триумф оказался не полным: в ближайшие месяцы Лошаку не придется почивать на лаврах. Он еще должен доказать, что способен не только делать продукт определенного качественного уровня, но и продавать его широкой аудитории.

И, судя по интервью, пока что у него не существует четкого представления, как это сделать: с одной стороны, Лошак вторит Вдовину, обещая омолодить аудиторию "Огонька", с другой стороны - обещает продолжать столетнюю традицию журнала, ориентированного на "общий интерес".

В любом случае, эксперимент над "Огоньком" продолжается: одно из немногих изданий, занимающих нишу между серьезными аналитическими и легкими развлекательными журналами, продолжает свое нелегкое существование "на грани".

Екатерина Чекушина

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности