Рельсовая война докатилась до Подмосковья

12 июня в 150 километрах от Москвы на пути поезда "Грозный-Москва" произошел взрыв

Россия

День Независимости (в новой редакции - День России), который, по мнению правительственных идеологов, должен символизировать торжество российской государственности, лишь по счастливой случайности не превратился в день траура. В воскресенье, 12 июня, в 150 километрах от Москвы недалеко от станции Узуново было взорвано железнодорожное полотно. Бомба сработала в тот момент, когда по нему проходил состав, следовавший рейсом номер 382 по маршруту Грозный-Москва.

Это единственный прямой поезд из Чечни в столицу. Он ходит раз в четыре дня, и достать билеты на него сложнее, чем в Большой театр. Не было свободных мест в 382-ом и в этот раз. Рано утром в воскресенье, когда на пути состава взорвалась бомба, в 13 вагонах поезда ехало более 300 человек и почти сорок сотрудников обслуживающего персонала. "Адская" машина была заложена в месте, где полотно делает крутой изгиб. Террористы, по всей видимости, рассчитывали на центробежную силу - она должна была опрокинуть состав и привести к большим человеческим жертвам.

Поезд проходил поворот около семи утра. Пока не совсем понятно, когда сработала бомба. По одной информации, это произошло уже под поездом, а точнее под фартуком локомотива; по другой - "адская машина" была приведена в действие до того, как над ней пошел состав, а машинист успел заметить образовавшуюся воронку и включил систему экстренного торможения.

Как бы то ни было, до полной остановки поезд проделал путь, равный половине длины состава. Когда он замер, воронка находилась под шестым вагоном. Локомотив и два следующих за ним вагона сошли с рельсов, еще пять накренились.

ОДНОВРЕМЕННО С ВРАЧАМИ НА МЕСТО ПРОИСШЕСТВИЯ БЫЛА ВЫСЛАНА ОПЕРАТИВНО-СЛЕДСТВЕННАЯ ГРУППА ПРОКУРАТУРЫ И ФСБ. Кадр РТР.

ОДНОВРЕМЕННО С ВРАЧАМИ НА МЕСТО ПРОИСШЕСТВИЯ БЫЛА ВЫСЛАНА ОПЕРАТИВНО-СЛЕДСТВЕННАЯ ГРУППА ПРОКУРАТУРЫ И ФСБ. Кадр РТР.

Lenta.ru

Взрыв произошел за два с половиной часа до прибытия в Москву. Через полчаса состав должен был въехать в санитарную зону, и проводницы уже разбудили пассажиров. "Практически все проснулись, когда услышали характерный звук, как будто колеса едут не по рельсам, а по шпалам, и ощутили толчки", - говорит один из пассажиров.

Звука взрыва никто не слышал. Люди думали, что поезд сошел с рельсов из-за технической неисправности, а потому явно не спешили покидать свои места. Никому и в голову не пришло, что под полотном может быть заложено еще одно взрывное устройство. "Паники не было, пассажиры вели себя очень хорошо, даже меня успокаивали", - говорит проводница второго вагона Заяно Берисанова.

Несмотря на то, что инцидент произошел в разгар праздников, экстренные службы откликнулись на сообщение о ЧП неожиданно оперативно. "Милиция приехала очень быстро, а одна медсестра мне рассказала, что бежала до места ЧП пять километров", - говорит Айшат Хаджиева.

Одновременно с врачами на место происшествия была выслана оперативно-следственная группа прокуратуры и ФСБ, а также бригада следователей из Каширского района Подмосковья. Чуть позже в сторону Узунова потянулось высокое начальство - глава МЧС Сергей Шойгу в компании первого заместителя Юрия Воробьева, президент ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Фадеев, вице-губернатор Московской области Алексей Пантелеев.

ПОД ШЕСТЫМ ВАГОНОМ СЛЕДОВАТЕЛИ ОБНАРУЖИЛИ ВОРОНКУ ДИАМЕТРОМ В ДВА И ГЛУБИНОЙ В ОДИН МЕТР. Кадр РТР.

ПОД ШЕСТЫМ ВАГОНОМ СЛЕДОВАТЕЛИ ОБНАРУЖИЛИ ВОРОНКУ ДИАМЕТРОМ В ДВА И ГЛУБИНОЙ В ОДИН МЕТР. Кадр РТР.

Lenta.ru

Интерес к теракту проявил даже первый замминистра внутренних дел Александр Чекалин. Впрочем, до искореженного состава он так и не добрался, ограничившись посещением Павелецкого вокзала, куда позднее были доставлены потерпевшие. Как сообщают информагенства, высокопоставленный милиционер очень хвалил все оперативные службы, которые по его словам "сработали мобильно", сообщил о том, что "следствие работает по нескольким направлениям", и послал подчиненных в нужных направлениях - интенсивно работать "совместно с ФСБ" и не забывать помогать пассажирам.

Уже к одиннадцати утра Минобороны было готово поднять в воздух шесть вертолетов ВВС и начать эвакуацию пострадавших при теракте. Однако в этом не было необходимости. Лишь несколько из трех сотен пассажиров поезда получили ранения, требующие немедленной госпитализации. Еще четырем десяткам человек помощь была оказана на месте. Люди жаловались на ушибы, кто-то подозревал у себя сотрясение мозга, многие испытали шок.

Пассажиров поезда "Грозный-Москва" доставили в столицу с задержкой на два часа. Несмотря на то, что их электричка не значилась в расписании, на Павелецком ее с нетерпением ожидали десятки человек. Пришли даже те, кто поначалу не собирался на вокзал - о происшествии люди узнали из выпусков новостей.

Вместе с родными и близкими встречать пассажиров поезда из Грозного приехали и несколько бригад "Скорой помощи". Впрочем, работы у них было немного: госпитализировать пришлось лишь четверых. Среди них были двое детей - девочка полутора лет, которая обожглась кипятком, и 11-летний мальчик, сломавший голень. Еще одна пострадавшая - проводница с ушибом позвоночника - была госпитализирована еще в Узунове, позже ее переправили в больницу имени Семашко.

16 ноября 2004 года - в Наурском районе Чечни был подорван товарный поезд. Бомба взорвалась в половине седьмого утра на перегоне Наурская-Терек, когда мимо следовал товарный состав из Моздока. В результате были повреждены две железнодорожные шпалы.
18 сентября 2004 года - в Наурском районе Чечни произошел подрыв грузового состава, следовавшего в Моздок.
29 мая 2004 года - в результате взрывов на перегоне Эльхотово-Дарг-Кох в 07:25 утра субботы сошли с рельсов 10 вагонов скорого пассажирского поезда номер 033C "Москва-Владикавказ". Подстрадал один человек.
7 апреля 2004 года - на железнодорожных путях возле станции Дно в Псковской области найдены две боевые гранаты.
27 марта 2004 года - взрывное устройство было подорвано на перегоне Алпатово-Ищерская (Наурский район Чечни), когда по нему проходил грузовой поезд.
6 декабря 2003 года - в Краснодарском крае обезврежено взрывное устройство, установленное в одном из вагонов товарного состава.
5 декабря 2003 года - в 7:42 по московскому времени во втором вагоне пригородного электропоезда номер 6309, следовавшего по маршруту Кисловодск - Минеральные Воды, произошел взрыв. Электричка в этом момент находилась в черте города Ессентуки в 400 метрах от центрального вокзала. 45 человек погибли, 210 были ранены.
3 сентября 2003 - около 7:30 в Ставропольском крае между станциями Подкумок и Белый Уголь была подорвана электричка "Кисловодск - Минеральные Воды". Под железнодорожным полотном взорвались две из трех заложенных (последняя не сработала) мощных радиоуправляемых бомбы. Мощность взрыва - 30 килограммов в тротиловом эквиваленте. Пассажирами поезда были, в основном, студенты, ехавшие в Пятигорск на учебу. Погибли шесть человек, и 92 получили ранения.

А тем временем на перроне уже начали собираться пассажиры поезда "Москва-Грозный". В поезде - 546 мест, свободны - всего 18. Разумеется, это другой состав. Тот, что сошел с рельс, тогда еще стоял в Узунове. Его пытались спешно убрать, однако, если верить РЖД, большой необходимости в этом не было: поезда и так двигались по расписанию, перевернувшийся состав перегораживал только одно полотно из двух, а альтернативные направления вполне справлялись с дополнительной нагрузкой.

Окончательно пути были расчищены к 00:20 в понедельник, а в 00:50 по ним прошел первый поезд. Раньше составы на участке Узуново-Ожерелье двигались со скоростью 100 километров в час, сейчас они разгоняются в лучшем случае до 40. Пока злоумышленники не пойманы, железная дорога решила не рисковать.

Терроризм на колесах

Хотя ведомство Сергея Шойгу с самого начала настаивало на том, что поезд сошел с рельсов из-за взрыва, в правоохранительных органах с этой версией долго не соглашались. МВД уверяло, что авария произошла в результате технической неисправности: по мнению правоохранительных органов, грозненский поезд сошел с рельсов якобы из-за того, что во время движения "была нарушена сцепка между локомотивом и составом".

Лишь после того, как под шестым вагоном следователи обнаружили воронку диаметром в два и глубиной в один метр, а в 50 метрах от нее - самодельный пульт дистанционного управления, версия теракта стала основной, а прокуратура возбудила уголовные дела по статьям "терроризм" и "покушение на убийство двух и более лиц". Позднее взрывотехники ФСБ установили, что мощность "адской" машины была эквивалентна трем килограммам тротила.

По словам источника, близкого к следствию, подрыв поезда в Подмосковье был тщательно спланирован. Бомба была заложена незадолго до появления состава (в противном случае ее обязательно заметили бы при плановом осмотре полотна). По всей видимости, у подрывников были сообщники, которые и предупредили их о приближении состава.

В пользу этой версии свидетельствуют и показания очевидцев. По словам помощника машиниста, сразу после крушения поезда он видел двух мужчин, которые быстрым шагом направлялись вдоль путей в направлении Узунова. "Их поведение отличалось от действий остальных пассажиров", - подчеркнул помощник машиниста.

Всю прошлую ночь оперативники обрабатывали показания очевидцев и пассажиров, однако пока выйти на след подозреваемых им не удалось. Нет и задержанных. Однако милиция отреагировала на взрыв так, как обычно реагирует, когда чеченские боевики пускают под откос очередной состав. Правоохранительные органы заявили о том, что усиливают меры безопасности на транспорте. Под особый контроль взяты поезда дальнего следования и пригородные электрички.

"Рельсовая война" на российских железных дорогах идет с 1991 года. Однако если до сих пор взрывались составы исключительно на юге страны, то события вчерашнего дня свидетельствуют об угрозе распространения просшествий такого рода и на другие российских регионы. И чтобы остановить их, требуется что-то больше, чем громкие заявления чиновников из МВД и обещания руководства РЖД выделить астрономические суммы на покупку камер видеонаблюдения.

Андрей Ломкин

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности