Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Кто способствует росту цен на бензин? Анализ текущей ситуации на российском топливном рынке

В крупнейшие нефтяные компании России пришел запрос антимонопольной службы о причинах роста цен на топливо. Документ подписал заместитель руководителя службы Анатолий Голомолзин, который потребовал от нефтяников данных по динамике цен на розничном и оптовом рынке за последние месяцы. ФАС также желает "понять, выходят ли цены за уровни, обусловленные сезонным спросом", и полагает, что "нет особых оснований для существенного роста ни оптовых, ни розничных цен". Если же будут выявлены признаки согласованных действий или злоупотреблений, предупреждает чиновник, то против виновных будут возбуждены уголовные дела.

АНАТОЛИЙ ГОЛОМОЛЗИН, фото с официального сайта ФАС

АНАТОЛИЙ ГОЛОМОЛЗИН, фото с официального сайта ФАС

Lenta.ru

Также в недавнем интервью Голомолзин заявил: в рамках поручения правительства его служба намерена создать гибкую систему мер реагирования на повышение цен на внутреннем рынке. На вопрос журналиста, ожидает ли поставщиков топлива мораторий на цены, аналогичный украинскому, чиновник грустно заметил: "В России для этого нет законодательного основания".

На Украине, отметим, соответствующего основания тоже нет, зато есть "политическая воля". После того как в конце марта - начале апреля цены на нефтепродукты на Украине выросли на 12-13 процентов, правительство обвинило компании ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ, как принято, в сговоре, а украинский антимонопольный комитет возбудил соответствующее дело. И не прошло и пяти дней, как Минэкономики Украины своим приказом установило предельный уровень цен на период весенне-полевых работ, а "премьер с косой" пообещала даже подкрашивать топливо для села в оранжевый цвет, чтобы его не гнали налево.

На встречах с руководством российских компаний Юлия Тимошенко прибегла к силовому давлению, а в помощь себе "призвала арифметику". Она намекнула российским собственникам, что вместе с некими "специалистами рассчитала себестоимость процесса от добычи нефти до ее реализации на колонке". И пригрозила: "Мы хорошо знаем настоящую рентабельность вертикально интегрированных компаний". А после бодро отрапортовала президенту Ющенко: мол, "переговоры были быстрыми и успешными", нефтяники капитулировали…

Понятно, почему против российских экономических интересов играет Украина. Это называется политикой. А вот почему российская государственная структура повернула оружие против своих - непонятно.

Непонятна и позиция большинства СМИ по данному вопросу. Лейтмотив типичного выступления примитивен донельзя: караул, нефтяники грабят! Отдельные издания доходят до прямого злорадства. Вот, мол, у нас в правительстве по поводу цен на бензин только руками разводят: объективный процесс, и нечего с ним бороться. А новый украинский кабмин, дескать, "объективный процесс" видал в гробу, борется с ним и побеждает.

Украине, кстати, еще предстоит расплачиваться экономической стагнацией за пренебрежение законами рынка. Мировые цены на энергоносители растут, и это действительно объективный процесс. А спрос рождает предложение, это объективный закон рынка. Если Россия и Украина все же часть мира и страны с рыночной экономикой, то подчиняться этому закону им придется.

Наконец, не все ясно и с российским законодательством, регулирующим цены на бензин. Повышать нельзя - сговор и сверхприбыли. Понижать нельзя - демпинг и недобросовестная конкуренция. Держать на одном уровне?

Однако и такой подход не всех устраивает. В тот же ФАС поступило письмо из Российского топливного союза с жалобой на нефтяную компанию ЛУКОЙЛ, которая с начала этого года сдерживает на одном уровне розничные цены на своих АЗС. И нет бы написали просто: мелким бензиновым спекулянтам стало тесно в узкой "вилке" между оптом и розницей. Нет, все это назвали по-государственному - "вытеснением независимых поставщиков с рынка". Даже то, что президент РТС Борисов владеет известной сетью АЗС "Гермес-Москва", выявляет лишь его личную заинтересованность, но не проясняет положение вещей в целом. Ведь речь идет о ценах на бензин. От них чего хотят?

Очевидно, ничего. Очевидно, различные враждующие группировки таким образом "пиарят" себя, набирают политические дивиденды и очки. Народ недоволен ценами на бензин, на ком-то нужно сфокусировать свое недовольство, а на ком - народу в общем-то все равно. Нужен объект травли, вот ФАС его и предлагает - в лице все тех же "проверенных" крупных компаний. Недаром антимонопольшики так шумно и публично возбуждают дела о преследовании, так умело раскручивают очередной виток недовольства - а о достигнутых результатах не рапортуют почти никогда. Результатов же как таковых нет. Есть только впечатление бурной жизнедеятельности и полагающаяся за это начальственная ласка…

ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТАО государстве, победе и демографии

В своем очередном послании Федеральному собранию РФ президент Путин достаточно резко сформулировал свое отношение к чиновничьему "рэкету". Да и дальновидные экономисты давно говорят, что снизить цены на горючее возможно не запретительными пошлинами и иными драконовскими мерами, а единственно и только - смягчением налогового бремени.

Например, представители Минфина считают, что введение госрегулирования цен на нефтепродукты будет иметь следствием дефицит топлива в стране и рост цен на него. Такое мнение, в частности, высказал замначальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович. По его словам, подобная ситуация уже была в России в начале 90-х годов, когда все цены были либерализованы, а для нефтепродуктов был введен ценовой прейскурант. Г-н Сакович объяснил рост цен на нефтепродукты тем, что государство по сути само создает инфляционные факторы, из года в год индексируя акцизы на ГСМ и тарифы на услуги естественных монополий. Кроме того, с 1 января 2005 года была существенно повышена ставка налога на добычу полезных ископаемых. "Все это является фактором удорожания прямых затрат на производство и реализацию продукции и является основной причиной роста цен", - полагает представитель Минфина.

"Почему, если на все нормальные продукты влияет инфляция, цены на бензин должны стоять? Прежде чем стать "провокатором" инфляции, бензин сам страдает от инфляции, - считает г-н Сакович. - Если государство не предпримет никаких непродуманных шагов, я убежден, что цены стабилизируются к середине лета".

Николай Куприянов

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15