Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

В Ингушетии раскручивается маховик спецопераций На усиление активности боевиков на Северном Кавказе ФСБ и МВД отвечают совместными мероприятиями

Состояние, которое можно условно охарактеризовать как "ни войны, ни мира", применимо не только к Чечне. В других северокавказских республиках ситуация далеко не пасторальная. Широкомасштабных боевых действий там не ведется, но сказать, что там тишь да гладь, тоже нельзя.

Утром 27 декабря в Махачкале в кафе на проспекте Имама Шамиля, расположенном в 100 метрах от учебного центра МВД Дагестана, произошел взрыв. Взрывной волной были выбиты стекла в помещениях первого этажа дома, где расположено общежитие Политехнического университета. Эксперты-взрывотехники сошлись на том, что неизвестными было приведено в действие взрывное устройство, с тем расчетом, чтобы поразить сотрудников милиции - как правило, в это время они направляются на занятия в учебный центр. К счастью, взрыв не повлек за собой человеческие жертвы.

Видимо, в ответ на этот теракт власти приступили к спецоперации в Махачкале. Об этом факте поспешили сообщить информационные ресурсы сепаратистов, также информацию официально подтвердили и в МВД Дагестана. Как обычно, стороны разнятся в оценках. Боевики утверждают, что МВД проводило "жесткие зачистки" в некоторых районах Дагестана, а в столицу республики были стянуты дополнительные силы, в том числе ОМОН. Официальная власть назвала мероприятия профилактическими, правда, деталей сообщать не стала. Однако было сказано, что эти мероприятия проводятся в рамках некоей масштабной операции "в связи с усложнением оперативной обстановки". Милицейские акции прошли не только в Махачкале, но и в Хасавюрте.

2 января в селении Османюрт Хасавюртовского района Дагестана дагестанские и чеченские милиционеры обнаружили базу боевиков. В тайнике было найдено большое количество взрывчатки - по сути милиционерам удалось предотвратить теракт.

По нашим данным, бандиты планировали теракты на территории республики. Эти лица являются непосредственными участниками организации терактов в июне 2004 года в Ингушетии.

Сергей Коряков, руководитель УФСБ Ингушетии в интервью Интерфаксу, 08 января 2005 года

Силовые мероприятия проводились и в Ингушетии. 26 декабря 2004 года сотрудники УФСБ по Республике Ингушетия вступили в перестрелку с боевиками, укрывшимися в одном из домов в Назрани. В ходе боя два боевика были убиты и четверо задержаны. Сотрудники ФСБ также изъяли у задержанных оружие и боеприпасы.

Уничтоженные бандиты являлись активными членами террористической организации, действующей на территории Назрановского района Ингушетии. По сообщениям ФСБ, руководство этой группировкой находилось в руках иностранного наемника.

8 января 2005 года в ходе очередной спецоперации в Назрани развернулся настоящий бой. Целью операции являлось обезвреживание лидеров боевиков, которые участвовали в нападении на Ингушетию 22 июня 2004 года. В ходе того рейда погибли 79 и были ранены 104 человека. Экстремисты попытались захватить здание МВД республики, Назрановский районный и городской отделы внутренних дел, склад вооружений МВД и казармы Назрановского погранотряда.

Январская перестрелка началась во время проверки милиционерами частного дома. После этого дом был блокирован объединенными силами ФСБ и МВД, в том числе в операции принимали участие сотрудники ЦСН ФСБ (отряды "Альфа" и "Вымпел"). Всего в штурме здания принимало участие более 100 человек. По оперативной информации, засевшие внутри дома боевики были в числе тех, кто напал на столицу Ингушетии в июне 2004 года.

Сдаться боевики отказались и навязали федеральным силам встречный бой. Для подавления сопротивления пришлось вызывать бронетехнику - подошедшие БТРы начали расстреливать дом. Бой завершился только к часу дня 8 января. На развалинах, оставшихся от дома были найдены тела четырех убитых боевиков, а на следующий день следователи обнаружили тело еще одного террориста. Никто из участников операции и местных жителей не пострадал - во избежание жертв мирное население было эвакуировано из близлежащих домов.

РАЗВАЛИНЫ ДОМА, КОТОРЫЙ ОБОРОНЯЛИ БОЕВИКИ 8 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА. Кадр телеканала НТВ

РАЗВАЛИНЫ ДОМА, КОТОРЫЙ ОБОРОНЯЛИ БОЕВИКИ 8 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА. Кадр телеканала НТВ

Lenta.ru

При разборе завалов на месте боя следователи нашли два автомата Калашникова, похищенные во время нападения на склады МВД 22 июня 2004 года. Кроме того, были изъяты также фрагменты автомата, несколько гранатометов, пистолеты, множество боеприпасов и несколько самодельных гранат. В результате дополнительного осмотра места происшествия в подвале был найден тайник, из которого изъяли взрывчатку, мины и патроны.

Через день после назранского боя, 10 января, неизвестные боевики обстреляли ингушских пограничников. Около 23 часов по московскому времени здание комендантской роты Назранского погранотряда было обстреляно из ручного противотанкового гранатомета. Один взрыв произошел внутри помещения на третьем этаже, второй - вне территории подразделения. Обстрел не повлек за собой человеческих жертв, двое военнослужащих отделались ранениями.

И вот, по сообщениям информагенств, 11 января в Ингушетии началась обширная специальная операция. В ней приняли участие сотрудники ФСБ, милиции, подразделения Внутренних войск и другие силовые структуры. Известно, что операция проводится на территории трех районов Ингушетии.

Сотрудники правоохранительных органов применили огнеметы. Нами совместно с органами МВД проводится операция по задержанию лидеров бандформирований, - именно лидеров, принимавших участие в расстреле мирных жителей и сотрудников правоохранительных органов во время нападения на Ингушетию в июне 2004 года.

Руководитель отдела общественных связей УФСБ по Республике Ингушетия Юрий Смольянинов

Ни о целях, ни о задачах спецоперации ничего не известно. Официальная формулировка, как и всегда, гласит, что власти осуществляют комплекс профилактических мероприятий. Остается только гадать, связаны ли эти мероприятия с обстрелом здания погранотряда в Назрани 10 января и недавним боем на окраине ингушской столицы.

Скорее всего, операция и недавние происшествия напрямую между собой не связаны, хотя вполне возможно, что косвенно штурм дома и обстрел пограничников могли повлиять на сроки начала мероприятия. Специальная операция, в которой одновременно участвуют несколько силовых структур - дело, требующее достаточно долгой подготовки. Как правило, от разработки плана до претворения его в жизнь проходит не менее месяца.

Однако одно можно сказать с уверенностью - причиной такой операции стало упоминавшееся выше "усложнение оперативной обстановки". В переводе на человеческий язык это может означать, что власть слабо контролирует ситуацию в республике.

Причем эти тревожные симптомы появились не вчера. После нападения боевиков на Ингушетию 22 июня 2004 года офицеры ФСБ - непосредственные участники событий отмечали некоторые характерные детали. Во-первых, огонь был очень плотный и интенсивный - стрельба велась изо всех видов оружия: пистолеты, автоматы, пулеметы, РПГ и т.д. Это означает одно - на территории республики находится оружие в количествах, превышающих разумное. Какой бы большой ни была банда, напавшая тогда на Назрань, такое количество стволов боевики вряд ли притащили на себе.

Стояла сплошная стрельба. Сплошная - в прямом смысле, то есть плотность огня превосходила все мыслимое и немыслимое … Днем они мирные, а как ночь наступает - все, аля-улю, автомат из подпола и давай нас бить.

Сотрудник ЦСН ФСБ о событиях 22 июня 2004 года в Назрани

И второе. По словам оперативников ФСБ, с наступлением рассвета все боевики таинственно исчезли, подобно вампирам из голливудских фильмов. Вряд ли они все успели покинуть Назрань - они просто там остались, превратившись в мирных жителей, у которых на лбу не написано, что они боевики. Таким образом, днем сохраняется видимость спокойной жизни, а вот про ночь этого сказать нельзя.

То, что силам ФСБ и МВД удалось выявить и обезвредить боевиков, делает честь правоохранительным органам. Но, к некоторому сожалению, уничтожение боевиков в Назрани 8 января - это меры ответного харатера. А вот с упредительными мерами, которые смогут предотвращать диверсии и рейды, дело обстоит не самым лучшим образом.

К тому же необходимо помнить, что спецоперация потому и называется специальной, что это мероприятие, которое происходит не в дежурном режиме, а требует привлечения дополнительных ресурсов. Но пока, похоже, что спецоперации станут в Ингушетии и Дагестане нормой жизни.

Сергей Карамаев

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15