Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

"Юганскнефтегаз" продадут по-ельцински Торги по дочке "ЮКОСа" пройдут по известной со времен залоговых аукционов схеме

На прошлой неделе Счетная палата опубликовала свой отчет об итогах российской приватизации. И наибольшее недовольство ее аудиторов вызвали так называемые залоговые аукционы - конкурсы на право предоставить государству кредит и получить в залог пакеты акций крупных госкомпаний. Сейчас сотрудники СП уверены, что большая часть этих конкурсов была притворной, их участники в каждом случае представляли интересы одной и той же частной компании, и поэтому сделки по залоговым аукционам можно теперь считать ничтожными, то есть - не имеющими юридической силы.

Доклад Счетной палаты подвел черту под неким периодом в истории России. И как раз вовремя - в ближайшее воскресенье в Москве состоится аукцион нового типа, который можно будет объявить "притворным" лишь лет через десять. Организован он по тому же принципу, что и конкурсы девяностых годов, вот только государство (точнее, государственная компания) является не продавцом, а покупателем. 19 декабря пройдут торги по "Юганскнефтегазу" - дочерней компании НК "ЮКОС".

Доходы от продажи 76,79 процентов акций "Юганскнефтегаза" пойдут на погашение налоговой задолженности НК "ЮКОС". Поэтому по аналогии с конкурсами прошлого десятилетия аукцион по ЮНГ можно назвать "налоговым". Стартовая цена "Юганскнефтегаза" - 8,6 миллиардов долларов. И хотя независимые эксперты оценили компанию как минимум в два раза выше, окончательная продажная цена вряд ли превысит 10 миллиардов. Настоящей конкуренции между участниками торгов ожидать не приходится, так как все они, судя по всему, представляют интересы крупнейшей российской госмонополии - "Газпрома".

В "Газпроме" к покупке одной из самых богатых нефтью компаний России готовились давно. 27 июля замглавы администрации президента и его "правая рука" Игорь Сечин возглавил совет директоров госкомпании "Роснефть". 14 сентября Путин одобрил план слияния "Газпрома" и "Роснефти". Еще раньше - 8 сентября - Владислав Сурков (еще один заместитель руководителя путинской администрации) стал председателем совета директоров "Транснефтепродукта" - государственной компании, отвечающей за транспортировку нефти. Для создания в России государственной нефтяной монополии не хватало лишь одного - крупного месторождения.

Точнее, о нехватке речи не было. Уже летом было ясно, что компания "Юганскнефтегаз", добывавшая 60 процентов всей нефти НК "ЮКОС", будет продана и что покупателем станет "Газпром". И хотя в самом "Газпроме" подтверждать это долгое время отказывались, 29 ноября о планируемой покупке заявил директор "Газпромнефти" Сергей Богданчиков. Еще какое-то время ушло на то, чтобы сломить сопротивление главы МЭРТа Германа Грефа, выступавшего против усиления позиций "Газпрома". Греф сломался 8 декабря, а 9 декабря "Газпром" подал заявку на участие в аукционе по "Юганскнефтегазу".

По закону, аукцион может состояться, только если в нем примут участие как минимум две компании. На первый взгляд, проблем с этим быть не могло. "Юганскнефтегаз" - самый лакомый кусок "ЮКОСа", и от его покупки не отказались бы крупнейшие нефтяные компании мира. Однако ни одна из них не рискнула встать поперек дороги "Газпрому". Главным его конкурентом могла бы оказаться китайская национальная компания CNPC, способная заплатить за "Юганскнефтегаз" даже 20 миллиардов долларов. На прошлой неделе ее представители приезжали в Москву. Визит этот явно был связан с предстоящим аукционом. И, судя по всему, российские чиновники нашли способ отговорить китайцев от покупки ЮНГ. 11 декабря "Интерфакс" опубликовал заявление чиновника управления энергетики госкомитета КНР, который признал, что стратегическое сотрудничество с Россией для CNPC важнее, "чем приобретение части акций одной компании". А пресс-секретарь "Газпрома" Сергей Куприянов отметил, что "наша политика состоит в том, чтобы не делиться с иностранными компаниями недрами".

Среди других возможных претендентов на "Юганскнефтегаз" ранее упоминались немецкий E. ON, который как раз недавно объявил о привлечении 10-миллиардного кредита (однако этот концерн уже заявил об отказе от покупки ЮНГ), а также индийские компании ONGC и IOC (по имеющейся информации, они тоже на участие в аукционе не решаются). Наконец, представители нескольких инвестбанков уверяют, что в участии в аукционе заинтересован и гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов.

На данный же момент заявки на покупку "Юганскнефтегаза" подали три компании. Одна из них - ООО "Газпромнефть", в дополнительном представлении не нуждается. Две других - ООО "Первая венчурная компания" (ПВК) и ЗАО "Интерком", наоборот, почти никому не известны. По общему мнению экспертов, обе эти компании с вероятностью девять из десяти представляют интересы "Газпрома", а с вероятностью один из десяти - "Сургутнефтегаза".

Чтобы аукцион был признан состоявшимся, "Газпрому" необходимо было найти как минимум одного "дублера", не являющегося при этом настоящим конкурентом. Второй "дублер" же был нужен, чтобы исключить вероятность срыва аукциона в случае, если ФАС не даст первому разрешения на участие в торгах. Ясно, что доказать притворность конкурса в данном случае почти невозможно. Тем более что ФАС не назвал даже городов, в которых зарегистрированы участники аукциона.

Газета GZT.RU предполагает, что ЗАО "Интерком" - это компания "Интерком холдинг", зарегистрированная в Москве, основанная в 1992 году для участия в нефтегазовых проектах и имеющая некоторый опыт сотрудничества с "Роснефтью". "Интерком холдинг" также принимала участие в проекте по строительству газопровода "Голубой поток" по дну Черного моря. Что касается ООО ПВК, то эта компания не известна вообще никому. Как утверждают эксперты, это вполне логично: для организации аукциона с предрешенным исходом действительно лучше всего использовать две "левые" фирмы, одна из которых действительно работает в отрасли, а другая является настоящей "однодневкой".

В любом случае, каждая из трех фирм внесла в ФАС залог в размере 1,7 миллиардов долларов, необходимый для участия в торгах, а у прочих желающих еще есть возможность подать заявку до 18 декабря. Тем не менее, почти никто не сомневается, что в итоге "Юганскнефтегаз" достанется "Газпрому".

Кстати, у этой государственной монополии своих денег для приобретения ЮНГ нет. "Газпрому", и так "сидящему на кредитной игле", придется занимать деньги для реализации этого проекта. Возможные кредиторы уже известны. Это - синдикат банков, в который входят Deutsche Bank, ABN Amro, BNP Paribas, Calyon, Dresdner Kleinwort Wasserstein и JPMorgan. Размер кредита достигнет, как было объявлено, 13,2 миллиардов долларов. Прибыль банков от предоставления такого кредита может составить десятки миллионов долларов. По информации газеты "Коммерсант", схему приобретения ЮНГ при помощи иностранного кредита лоббирует глава президентской администрации и председатель совета директоров "Газпрома" Дмитрий Медведев. Что касается Игоря Сечина, то ему бы хотелось, чтобы "Газпром" воспользовался услугами Внешторгбанка. Вполне возможно, что именно этим конфликтом внутри президентской администрации и объясняется состоявшийся на прошлой неделе визит сотрудников МВД в офисы ABN AMRO и Deutsche Bank.

В любом случае, эти маленькие семейные ссоры - ничто по сравнению с проблемами, которые ожидают покупателей "Юганскнефтегаза" в будущем. По утверждению адвокатов Menatep Group, будущее это наступит уже очень скоро, когда в суды начнут поступать иски в адрес как будущих владельцев ЮНГ, так и в адрес всех, кто оказывал им помощь, включая иностранные банки.

Эту продажу мы рассматриваем как экспроприацию и хотели бы, чтобы все участники аукциона понимали, что участие может иметь для них юридические последствия. Это в равной мере относится и к западным банкам, которые будут иметь отношение к сделке.

Управляющий директор Menatep Group Тим Осборн

Если угрозы Menatep и не станут реальностью в ближайшее время, ничего не мешает им осуществиться через много лет. Подобно тому, как нарушения, допущенные пять-десять лет назад при приватизации, позволяют сейчас поднять вопрос о том, кому на самом деле должны принадлежать заводы, газеты и пароходы, избранный государством способ приобретения "Юганскнефтегаза" даст в следующем десятилетии новый повод для работы Счетной палаты, арбитражных судей и адвокатов.

Так что нынешний передел собственности для России - не последний.

Елена Любарская

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше