Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Конституция РФ и ее женская доля Россияне относятся к основному закону как к женщине

Место конституции в сознании россиян окончательно определилось 14 декабря 1825 года, когда в Санкт-Петербурге произошло восстание декабристов. Как известно, восставшие офицеры вывели на площадь солдат и заставили их кричать: "Ура, Константин! Ура, конституция!". Утверждается, что значение слова "Константин" солдаты якобы понимали правильно (имелся в виду отрекшийся от престола наследник умершего царя Александра I), а вот что такое "конституция" не знали и думали, что речь шла о супруге пресловутого Константина.

С тех пор большинство россиян продолжают относиться к основному закону страны как к женщине. То есть считают ее существом, с одной стороны, никчемным, с другой - хрупким, нуждающимся в защите и достойным любви.

Специфическое отношение россиян к конституции проявляется, например, в том, что они не верят в ее значение для повседневной жизни. А зря. Если посмотреть хотя бы на решения, принятые Конституционным судом Российской Федерации за последний год, окажется, что большая их часть касается вполне насущных проблем.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме. За предложенный проект конституции проголосовали 58,43 процента пришедших на участки и правильно заполнивших бюллетени избирателей.

Например, 1 января 2004 года КС РФ рассмотрел жалобу заключенного по имени Заза Шенгелая. Шенгелая посчитал, что администрация тюрьмы, куда он был переведен из колонии строгого режима, нарушала его конституционные права, не позволяя ему встретиться с адвокатом. Ссылались тюремщики при этом на статью 118 УПК, ограничивавшую права некоторых заключенных на встречу с юристами. 1 января КС признал эту статью противоречащей конституции, которая гарантирует каждому "право на получение квалифицированной юридической помощи".

А 15 января КС рассматривал еще один вопрос, который отвлеченным также не назовешь. Вопрос этот касался права местных властей устанавливать цену на приватизируемые земельные участки и был поднят мэрий Москвы. Представители мэрии пытались доказать, что федеральные нормы не подходят для столицы, где цены на землю превышают среднероссийские в несколько раз. Однако КС не внял этим аргументам и запретил Москве спорить с центром.

В январе КС пришлось рассматривать еще один земельный вопрос - проблему законности продажи земли иностранцам. Авторы направленной в суд жалобы утверждали, что продавать землю нельзя, так как конституция запрещает отчуждать у РФ какую-либо часть ее территории. Судьям пришлось объяснить общественности разницу между "земельным участком" и "государственной территорией". В итоге КС разрешил продавать участки обладателям любого гражданства.

А 18 июня КС занимался правами губернаторов. Местная администрация Санкт-Петербурга и законодательное собрание Красноярского края хотели добиться признания неконституционными статей 155 и 156 Бюджетного кодекса, запрещавших губернаторам помещать бюджетные средства в местные коммерческие банки. Из-за этого запрета Центробанк стал монополистом в области хранения бюджетных средств регионов. Несмотря на требования политиков, никакого противоречия между этими статьями и конституцией судьи не обнаружили.

Летом суд решил проблему еще одной категории граждан - сотрудников налоговых органов. Несколько предпринимателей пожаловались на затягивание налоговиками проверок: любая работа с документами вне стен инспектируемого предприятия не учитывалась при определении их длительности. Это давало налоговикам возможность сколь угодно долго тянуть с оглашением результатов своей работы, тем временем начисляя организации пени за каждый день, прошедший с момента начала проверки. К разочарованию жалобщиков, суд не нашел в такой практике ничего антиконституционного.

Так что конституция совсем не так далека от жизни, как кажется на первый взгляд. Где-то в глубине души россияне это чувствуют. Только так можно объяснить их готовность защищать ее. В 2004 году роль злостного посягателя на незыблемость основного закона чаще всего отводилась Владимиру Путину, а главным в списке посягательств стал законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон 'Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации' и в Федеральный закон 'Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации'". Проект этот, как известно, касался фактического превращения губернаторов в назначаемых президентом чиновников.

Еще одним врагом конституции оказался в этом году министр иностранных дел Сергей Лавров. По мнению многих россиян, в частности - дальневосточных архиереев Русской православной церкви, подписавших соответствующее обращение к Путину, Лавров пообещал отдать Курилы Японии и тем нарушил принципы целостности и неприкосновенности территории России, закрепленные в статьях 4 и 5 Конституции РФ.

Руку на конституцию посмел поднять также и президент Ингушетии Мурат Зязиков, предложивший запретить проведение суда присяжных по делам о терроризме. Дело в том, что, согласно статье 20 основного закона страны, каждый обвиняемый в тяжких преступлениях имеет право на рассмотрение дел с участием присяжных заседателей и лишить его такого права невозможно.

Широко известным примером покушения на конституцию являются действия депутатов Мосгордумы. Некоторые из них регулярно выступают с предложениями о введении этнических квот для въезда в Москву или полного закрытия столицы для приезжих из других регионов, хотя эти предложения противоречат положениям конституции о свободе передвижения и выбора места жительства.

Хотя конституцию в РФ подстерегает столько опасностей, бояться за нее не стоит. Немало граждан России посвящают свою жизнь ее защите. Последним о такой инициативе заявил объединенный конгресс "Россия - за демократию, против диктатуры", в который вошли "Комитет-2008: Свободный выбор", КПРФ, "Яблоко" и другие партии. 12 декабря члены конгресса провели митинг в защиту конституции.

Основной закон похож на женщину еще и тем, что его можно не только хранить, но и любить. В декабре 2003 года группа нацболов из НБП взобралась на крышу Минюста РФ, развернув там транспарант с надписью: "Свобода или смерть, мы вас научим Конституцию любить!".

Однако любить, как известно, не значит жениться.

Елена Любарская

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше