Главное
15:02, 10 декабря 2004

Российского газа хватит на всех. Но не надолго Покупателям российского газа надо отвыкать от мысли, что Россия - их сырьевой придаток

В мире начинается масштабный энергетический кризис. Об этом свидетельствует не только новые ценовые горизонты на нефтяном рынке, но и та информация , которая поступает как из-за рубежа, так и из самой России. Основной смысл заявлений, которыми обмениваются участники дискуссии, сводится к тому, что энергетических ресурсов у России много, но на всех их явно не хватит.

Так, международное энергетическое агентство (IEA) выступило с предупреждением, сам тревожный тон которого довольно необычен для этой организации. По мнению IEA, очень скоро Европа окончательно ввергнет себя в полную зависимость от поставок российского природного газа. Чего она так старалась избежать. Запасы газа в Северном море и на юго-западе Франции очень быстро истощаются. Поэтому вся надежда на Алжир и Россию. От последней в следующие 30 лет Европа будет получать чуть ли не 80 процентов необходимого ей объема природного газа. Сейчас треть газа Европа получает с местных месторождений, а две трети из Алжира и России. Можно, конечно, попытаться диверсифицировать поставки газа, построив терминалы для доставки сжиженного газа в Европу из других регионов мира. Или вновь обратить свое внимание на уголь. А также на ветер, солнце и другие возобновляемые источники энергии. Однако это может лишь облегчить проблему, но отнюдь не решить ее. Увеличение предложения энергоресурсов за счет указанных мер все равно будет отставать от роста потребления электроэнергии в ЕС. Поэтому не удивительно, что Европа преодолев свое отвращение к атомной энергии, возникшее у нее после Чернобыля, опять берется за строительство АЭС.

Основную причину энергозависимости ЕС от России IEA видит не в чрезмерном энергопотреблении европейских стран и невозможности заменить российский газ другими источниками энергии, а больше в структуре энергетического сектора России. В IEA считают, что монополизация этого сектора напрямую бьет по потребителям газа как в России, так и в Европе. Однако что означает создание конкурентного рынка газа в России?
Независимые производители газа утверждают, что получив доступ к трубе "Газпрома", смогут сбить цены на рынке, составив конкуренцию концерну Миллера. Но на каком рынке они собираются эти цены сбивать больше? На внутреннем или на внешнем? Скорее всего, большая часть газа пойдет опять за границу, снижая там цены. Поэтому пока внутренние цены на газ не сравняются с так называемыми мировыми, о выходе независимых от сбытовой сети "Газпрома" поставщиков на рынок можно не вспоминать. Кроме этого, появление конкурентного рынка означает не только падение цен на рынке Европы, а значит падение прибыли "Газпрома", но и ускорение процесса истощения имеющихся газовых месторождений. Весьма может быть, что без газа могут остаться не только наши праправнуки, но и правнуки тоже. При этом не надо забывать, что, по мнению того же Агентства, газ из Сибири и Дальнего Востока будет основным источником голубого топлива для Японии, Китая и Южной Кореи.

В самой Европе тем временем уже не первый год пытаются провести реформу газового рынка. Однако попытки европейских властей либерализовать газовый сектор пока ни к чему не привели. Основная цель реформ заключается опять таки в создании конкурентного рынка, а без согласия основного поставщика газа, то есть России, эти планы обречены на провал. Кроме этого, желание европейских чиновников отойти от практики долгосрочных контрактов на поставку газа (с тем же "Газпромом" в первую очередь) натолкнулись на саму природу газового рынка. Торговля голубым топливом - дело крайне дорогостоящее. Поэтому перейти на краткосрочные контракты или даже на биржевую торговлю газом Европе пока не удалось. Таким образом, с наскока провести либерализацию рынка газа в Европе не получилось. А почти паническое заявление IEA о будущей газовой зависимости от России является еще одним свидетельством того, что превращение газового рынка из рынка продавца в рынок покупателя может и вовсе сорваться.

Тревожит европейские власти и пути транспортировки российского газа в Европу. Украина оказалась страной, где существуют не только высокие экономические риски (вспомнить хотя бы про "несанкционированный отбор" газа из трубы), но и риски политические. Однако других путей на Запад для "Газпрома" пока не построено. Северо-Европейский газопровод до сих пор находится на стадии разработки ТЭО.

Крайне раздражает IEA и потенциальная покупка "Газпромом" активов "Юганскнефтегаза". По мнению директора Международного энергетического агентства Клода Мандила, покупка "Газпромом" "Юганскнефтегаза" несет угрозу энергетической безопасности Европы. И эти опасения понять можно. Ведь потратив миллиарды долларов на покупку бриллианта в короне "ЮКОСа", "Газпром" останется без средств на разработку новых месторождений. В газовом концерне уже вынуждены были в начале декабря сократить объем капитальных вложений на будущий год более чем на 3 миллиарда долларов. При этом в самом "Газпроме", разумеется, по-другому оценивают ситуацию. Например, как заявил глава "Газпромнефти" Сергей Богданчиков, к 2010 году нефтяной бизнес "Газпрома" можно будет сравнивать с американской Exxon Mobil, которая является сейчас крупнейшим игроком на нефтяном рынке мира. Вполне логично предположить, что источником инвестиций должны стать доходы "Газпрома", получаемые им внутри России. Для этого нужно сделать не так и уж много. Всего лишь поднять цены на газ в России до уровня мировых. Тем более этого требует тот же Евросоюз на переговорах о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию.

Не менее апокалиптические новости приходили за последний месяц-полтора и из самой России. Так, в ноябре председатель совета Союза нефтегазопромышленников РФ Юрия Шафраника заявил, что уже через два года экспорт нефти из России может быть ограничен. То есть добыча нефти в стране скорее всего уже прошла свой пик и будет снижаться дальше. Это происходит, в частности, из-за неэффективных способов добычи. В принципе, это не только российская проблема. В Северном море на почти истощившихся месторождениях, откуда уже ушли крупные нефтяные компании, сейчас работают мелкие нефтедобытчики, которые добирают свое за счет усовершенствованных технологий добычи.

А на прошедшем в Москве Федеральном инвестиционном форуме прозвучало мнение, что из-за низкой энергоэффективности экономики Россия уже к 2010 году может прекратить экспорт энергоносителей. Об этом, как сообщила газета "Известия", заявил исполнительный директор центра по эффективному использованию энергии Игорь Башмаков. По его мнению, если в России не смогут повысить энергоэффективность, при этом усиленно эксплуатируя нефтегазовый комплекс, то энергоносители придется перестать экспортировать, поскольку их просто не будет хватать даже в самой России.

Об этом, кстати, говорил и президент Путин на недавней встрече с главой "Газпрома" Алексеем Миллером. Речь шла об экспортных поставках газа за рубеж, когда Владимир Путин заметил, что "Газпром" должен постепенно увеличивать соотношение объемов поставок газа в пользу внутреннего российского рынка. Учитывая огромный объем обязательств по поставкам газа в Европу, лишнего газа у концерна для России нет. Если только опять таки цены внутри страны и за рубежом не сравняются. Поэтому цены на газ для населения и промышленности будут расти и дальше. А Европе придется привыкнуть к мысли, что Россия - не бездонная бочка и никакими энергетическими хартиями объем запасов газа в Сибири не увеличишь. Кроме того, всем покупателям российского газа пора отвыкать от мысли, что Россия - всего лишь их сырьевой придаток. Как бы это ни было для них грустно.

Андрей Кириллов