Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

"ЮКОС" - господа все в Париже Все высшее руководство НК "ЮКОС" в спешном порядке покинуло пределы России

Эта сногсшибательная фраза, вложенная Михаилом Булгаковым в уста Полиграфа Полиграфовича Шарикова, стала в России почти столь же пророческой, как и гоголевские рассуждения о дураках и дорогах. И в самом деле, как только над хозяевами российской жизни сгущаются тучи, они начинают стремительно исчезать на скромных в общем-то европейских просторах. Когда-то этот процесс назывался благородным словом - эмиграция, в новейшей истории у него более прозаическое наименование - бегство.

Откровенно говоря, с самого начала "дела "ЮКОСа"" любого здравомыслящего человека, хоть сколько-нибудь знающего историю, должен был занимать один простой вопрос: почему ОН не убежал? Не "ЮКОС", конечно, а его глава Михаил Ходорковский. Будучи на тот момент самым богатым и, несомненно, одним из самых влиятельных людей в России, он не последовал примеру иных собратьев по капиталистическому цеху, не устоявших в столкновении с громадой государственного правосудия. Предположения в духе "он не был готов" или "он не знал" выглядят наивными, особенно если вспомнить, как старательно правоохранительные органы намекали магнату на грозящую ему опасность. Одно выступление заместителя генерального прокурора Владимира Колесникова чего стоит.

Руководители НК "ЮКОС" Брюс Мизамор и Семен Кукес. Фото с сайта Suddeutsche Zeitung

Руководители НК "ЮКОС" Брюс Мизамор и Семен Кукес. Фото с сайта Suddeutsche Zeitung

Lenta.ru

Ведь именно Колесников за несколько дней до театрального ареста главы "ЮКОСа" заявил во всеуслышанье о том, что он лично "не хотел бы, чтобы Ходорковский сидел за решеткой". После таких слов только человек, никогда не живший в стране победившего социализма, может продолжать спокойно трудиться на благо родины. А уж гражданин, чье состояние оценивается в несколько миллиардов долларов, за плечами которого многолетняя борьба за эти самые доллары, в том числе и с чиновниками всех уровней, должен был, по идее, в этот же день выехать по туристической путевке в какую-нибудь крайне удаленную республику, отделенную о отчизны океаном. Тем более что на примере других стремящихся избежать встречи с правосудием олигархов видно, что республики эти отнюдь не горят желанием возвращать гостящих у них российских магнатов, несмотря на все аргументы Колесникова сотоварищи.

Но этого не случилось, ОН не уехал. Трудно ныне рассуждать о мотивах Ходорковского. Быть может, всему виной излишняя самоуверенность и ложное ощущение исключительности, быть может, его бдительность была усыплена некими специфическими взаимоотношениями с властью, говорившей ему в приватных беседах совсем иное, нежели с экранов телевизоров, или совсем удивительное - он действительно честный и смелый человек, который не испугался колоссальной государственной машины и решил до конца отстаивать свои принципы. Истина известна сейчас только самому Ходорковскому. Единственное, что очевидно нам, - он остался, и случилось то, что случилось.

А вот его более удачливые, в смысле "сумы и тюрьмы", коллеги, видимо, наученные горьким опытом патрона, предпочли не искушать судьбу. Как пишет известное среди соратников Ходорковского издание Financial Times, к концу ноября 2004 года в России не осталось ни одного ответственного сотрудника нефтяной компании. Об этом изданию по большому секрету сообщил неназванный источник, хорошо знакомый с ситуацией. Доподлинно известно, что финансовый директор компании гражданин США Брюс Мизамор действительно находится в данный момент в Лондоне и в ближайшее время намерен управлять денежными потоками "ЮКОСа" именно оттуда. "Я не собираюсь жертвовать своей жизнью ради неких политических интересов в России", - признался финансист, добавив, что непременно вернется в Россию, когда его жизни и свободе ничто не будет угрожать. А оснований для опасения у товарища Мизамора более чем достаточно.

Я был бы рад пообщаться с ними, если бы они искали ответы на вопросы, а не пытались лишь получить дополнительные свидетельства в пользу их версии обвинения.

Брюс Мизамор

Следователи Генеральной прокуратуры уже направляли ему вызов на допрос, однако финансист отклонил любезное приглашение, сославшись на неотложные дела за пределами России. Чрезмерная занятость Мизамора, наверняка, объясняется еще и обыском в офисе председателя правления нефтяной компании Стивена Тиди, который также предпочитает следить за развитием событий вокруг "ЮКОСа" с британского берега. Даже посвященные люди в самой НК не располагают сведениями о скором возвращении командного состава "ЮКОСа" в Россию.

Обращает на себя внимание тот факт, что иностранные руководители компании гораздо проворнее реагируют на намеки, которые им делает российская власть, нежели отечественные менеджеры. Иначе чем можно объяснить события недельной давности, когда был арестован управляющий делами компании "ЮКОС-Москва" Алексей Курцин, обвиненный прокуратурой в присвоении денег инвалидов Удмуртии, и иных ответственных работников подразделений НК по всей стране? "Счастливым" исключением здесь стал, пожалуй, только главный адвокат "ЮКОСа" Дмитрий Гололобов, находящийся пока в международном розыске. Однако розыском это назвать можно только с большой долей иронии. Господин Гололобов, которого прокуратура обвиняет в присвоении акций на сумму в три миллиарда рублей, находится "в командировке" все в той же Великобритании - стране, зарекомендовавшей себя как надежное убежище для российских олигархов.

И все это происходит на фоне дальнейших спекуляций на тему предстоящих 19 декабря торгов, на которые будут выставлены акции основного добывающее предприятия "ЮКОСа" - "Юганскнефтегаза", арестованных службой судебных приставов Минюста РФ в рамках исполнительного производства по взысканию 99,4 миллиарда рублей налогов, пеней и штрафов за 2000 год. Это мероприятие уже было охарактеризовано пребывающим в вынужденном изгнании Стивеном Тиди как "воровство, организованное правительством, с целью сведения политических счетов". Однако отечественные властные структуры вряд ли смутила столь нелестная характеристика. Им не привыкать руководствоваться в своей деятельности простой формулой, выведенной еще в памятные годы "застоя" Михаилом Жванецким. "В споре нужно не слушать собеседника, а разглядывать его. В самый ответственный момент попросить паспорт, сверить прописку, сказать: "А вот это не твоего собачьего ума дело", - и партнер смягчится".

В случае с "ЮКОСом" такой "пропиской" становятся все новые налоговые претензии и штрафные санкции. Так, 19 ноября налоговая служба заявила о намерении взыскать с нефтяной компании 170 миллиардов рублей за 2003 год, что вызвало бурное падение стоимости акций "ЮКОСа" до 60 рублей за штуку, а позже, 23 ноября, Федеральная налоговая служба подала в Арбитражный суд Москвы иск о взыскании с "ЮКОСа" 72,04 миллиарда рублей налогового штрафа за 2002 год. Уже на следующий день ММВБ отреагировала на "приятные" известия обвалом акций нефтяной компании до 40 рублей за штуку. Сегодня же Российская торговая система пошла еще дальше, "уронив" акции НК до 95 центов за штуку.

.title ДОСЬЕ Vip.Lenta.Ru
Война за НК "ЮКОС" "ЮКОС" и Генпрокуратура

В целом, последние события в истории "ЮКОСа" не отличаются оригинальностью, все это было уже и в прошлом, однако сопровождающие этот процесс явления, при более пристальном рассмотрении, не могут не тревожить. Даже если предположить, что все доводы стражей закона верны, и руководители "ЮКОСа" действительно совершали все правонарушения, в которых их обвиняют, методы российских властей могут спровоцировать новый отток, на этот раз не капитала, а управленческих кадров высокого класса. А эта потеря, при всей ее завуалированности, имеет куда более серьезные последствия, нежели физический недостаток финансирования.

В этй связи стоит вспомнить эпоху Петра I, который всеми силами стремился привлечь в Россию иностранных специалистов для такого знакомого нам "оздоровления экономики", подчас закрывая глаза на их "шалости" с казенными деньгами ради блага дела. Подобное напоминание ни в коем случае не должно означать, что современным магнатам и их управляющим стоит прощать их, подчас, чрезмерную увлеченность финансовыми махинациями, но лишь должно служить предупреждением о серьезной опасности. Ведь если это произойдет, то пророческие слова Шарикова о господах, которые в Париже, приобретут новый смысл и станут печальной констатацией деструктивного характера российской власти, ратующей за продвижение страны к светлому будущему и тянущей ее в прошлое.

Пока же, согласно опросам, подавляющее большинство россиян уверено, что банкротство "ЮКОСа" и распродажа его активов будут выгодны только чиновникам и приближенным к власти бизнесменам, а государство в целом и его граждане от этого только проиграют.

Андрей Воронцов

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15