Главное
19:14, 25 ноября 2004

В Гааге торгуют Украиной Украинский кризис поможет России договориться с ЕС на саммите

Никто и раньше не ожидал, что саммит Россия-ЕС пройдет в теплой и дружеской атмосфере. Однако превращение его во встречу руководителей двух воюющих государств (или, в случае ЕС - квазигосударств) также выглядит незапланированным. Но - только на первый взгляд. Вполне возможно, что начало саммита было специально приурочено к обострению обстановки на Украине. Вопрос состоит только в том, кто это сделал.

Предметы торга

Как известно, саммит Россия-ЕС должен был пройти 11 ноября, но был отложен по инициативе президента РФ Владимира Путина. Официальной причиной отсрочки была названа смена состава Еврокомиссии (якобы, Россия хотела дождаться утверждения в должности новых членов этой структуры). Однако аналитики сошлись на том, что Путин отказался ехать в Гаагу, понимая, что переговоры с ЕС в тот момент не могли закончиться для нас удачно.

Дело в том, что России хотелось получить от Евросоюза очень многое. Во-первых, мы надеялись каким-то образом изменить положение c калининградским транзитом, согласно которому жителей этого российского анклава обязали с 2005 года получать специальные разрешения для проезда по территории Литвы и переправки грузов в Россию. Во-вторых - в очередной раз поднять вопрос об облегчении визового режима для посещающих Европу россиян (до сих пор, несмотря на благожелательные заявления европейских политиков, визы нашим гражданам доставались все с большим трудом). В третьих - Россия хотела бы добиться от Евросоюза конкретных мер, направленных на обеспечение соблюдения прав русскоязычного населения Прибалтики. В пятых - поговорить о так и не выданных нам людях, обвиняемых в пособничестве терроризму. В шестых - уговорить ЕС занять более мягкую позицию по отношению к Белоруссии. Короче говоря, список пожеланий России, пока не встретивших адекватного ответа у представителей Евросоюза, можно было бы продолжать очень долго.

Трудность положения Путина состояла в том, что Россия, со своей стороны, успела выполнить множество пожеланий Евросоюза. В частности, незадолго до запланированной даты саммита, ГД РФ ратифицировала, наконец, Киотский протокол, хотя в этот момент уже было ясно, что для России его ратификация окажется невыгодной. После расширения Евросоюза мы согласились распространить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве на 10 новых членов ЕС. Соглашение это касалось, в частности, торговых пошлин и нормативов. Использование норм ЕС в торговле с такими странами, как Польша и Литва, обойдется РФ, по некоторым подсчетам, в несколько миллиардов долларов в год. Короче говоря, в отношениях с Евросоюзом Россия уже успела взять на себя огромное количество выгодных для европейцев, но невыгодных для нас обещаний.

И не получила взамен не только конкретных уступок со стороны Европы, но даже заверений в готовности к равным партнерским отношениям. Сейчас ЕС строит отношения с РФ на основании концепции "Широкая Европа - новые соседи", где у нашей страны такой же статус, как у Туниса или Ливана. России же хотелось бы не просто подчиняться требованиям ЕС, но участвовать в совместном определении правил. Например - не просто контролировать миграцию в Европу со своей территории, но и получать от Евросоюза помощь в борьбе с террористами.

Именно договоренности о таких отношениях Путин и хотел добиться на саммите путем подписания соглашений о четырех "общих пространствах" России и ЕС. Однако до запланированного на 11 ноября начала саммита такой общий взгляд сформировать не удалось. Саммит отложили, но было ясно, что проводить его придется и скорее рано, чем поздно. Тут и начался политический кризис на Украине.

Участники торга

Взгляд на противостояние власти и оппозиции на Украине как на замаскированную войну между Россией и Западом (в первую очередь - именно ЕС) за влияние на эту республику является общим местом. Сложилось так, что и для нашей страны и для Евросоюза Украина - чуть ли не самый важный участок на постсоветском пространстве. Потеря контроля над Киевом станет для Москвы последним гвоздем в крышка гроба, где окажется идея о нашей главенствующей позиции в СНГ. Для Европы же Украина - важнейшая стратегическая территория и форпост НАТО, способный служить "прокладкой" между ЕС и РФ.

Так что Россия изо всех сил поддерживает Виктора Януковича, а европейцы как могут помогают Виктору Ющенко. Сопровождается все это не только действиями на территории Украины, но и весьма резкими высказываниями сторон в адрес друг друга. Например, 25 ноября вице-спикер Госдумы Любовь Слиска попросила ЕС не вмешиваться во внутренние дела Украины и назвала действия европейцев "настоящей оккупацией". А бывший советник президента США по безопасности (то есть в нашем случае - агент Запада) Збигнев Бжезинский в интервью газете "Ла Стампа" сказал, что Путин пытается превратить Украину в аналог Белоруссии. Сам же президент РФ успел уже два раза поздравить Виктора Януковича с уверенной победой на выборах, делая вид, что оппозиции в Киеве просто не существует.

Короче говоря, Украина стала полем противостояния двух держав, проходящего в лучших традициях Холодной войны. Казалось бы, начинать в этих условиях саммит Россия-ЕС в Гааге - идея, обреченная на провал. Однако вполне возможно, что саммит приурочили к украинским событиям специально. Или, если хотите, украинские события специально приурочили к саммиту.

Условия торга

Ситуация на Украине вполне способна сдвинуть российско-европейские переговоры с мертвой точки. Теперь у каждого из участников есть повод изменить свою до сих пор непримиримую позицию. Неясно только, кому удастся с наибольшей эффективностью разыграть украинскую карту на саммите.

Предположим, что идея устроить торги по Украине пришла в голову России. До сих пор у нее в руках не было серьезных аргументов, способных повлиять на ЕС. Теперь же Владимир Путин и Сергей Лавров могут напомнить еврокомиссарам про Виктора Януковича, инаугурация которого может произойти в любую минуту, и посмотреть, согласятся ли европейцы пожертвовать деньгами и усилиями, вложенными в Ющенко, и надеждами тысяч украинцев ради какого-то калининградского транзита и экологических норм импорта древесины. России ничего не стоит переломить политическую ситуацию в соседней республике, и если завтра Верховный суд Украины в срочном порядке рассмотрит жалобу оппозиции и пересмотрит итоги голосования, знайте - на саммите в Гааге РФ получила все (или - почти все) что хотела.

С другой стороны, ЕС тоже может прекратить поддерживать Ющенко, лишив его, таким образом, большей части необходимых для сопротивления ресурсов. Украинскую оппозицию, конечно, жалко, но раз и навсегда разрешить возникшие противоречия с Россией тоже хочется. Тем более что их дальнейшее обострение лишит ЕС важного союзника по таким вопросам, как Ирак. Конечно, Украина - лот дорогой, и за него РФ придется не просто подписать европейскую версию соглашений о "четырех пространствах" и отказаться от претензий к ЕС, но и поступиться еще чем-нибудь.

В конечно счете судьба Украины и российско-европейских отношений зависит сейчас от того, кто из участников саммита больше заинтересован в сохранении влияния на Киев. Договориться же им надо в любом случае. Продолжая поддерживать одну из сторон конфликта, и Россия, и ЕС идут на определенный риск - ведь победитель битвы до конца не известен.

Елена Любарская