Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Турция поймала ЕС на слове Европейцам придется начать переговоры о вступлении Турции в Евросоюз

В начале октября Еврокомиссия опубликовала доклад, согласно которому Турция выполнила все требования, выдвигавшиеся перед ней как условия начала переговоров о ее вступления в Евросоюз. 20 октября министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер заявил, что вступление Турции в ЕС станет важным шагом в борье Европы против терроризма. Однако немецкий электорат, как и жители Франции или Испании, и так уставшие от иммигрантов из мусульманских стран, вовсе не настроены настолько благожелательно. Доклад еврокомиссаров поставил ЕС в щекотливое положение: прервать процесс сближения с Турцией теперь без скандала нельзя, но и принимать ее в содружество европейских государств не очень хочется. Через два месяца, в декабре 2004 года, на саммите в Брюсселе главы государств-членов Евросоюза должны будут решить, начинать ли переговоры с Турцией о вступлении ее в эту уважаемую организацию.

Турция имеет вековые связи с Европой. История этих связей была, в основном, невеселой. Когда-то Османская империя пыталась завоевать Европу и остановилась на берегах "голубого Дуная", в Вене. Времена изменились. Турция хочет в Европу, считает себя европейской страной и надеется, что ее будут считать таковой и сами европейцы. В политическом плане Турция также принадлежит к Западу - охраняет южный фланг НАТО. Между прочим, в спортивном отношении Турция давно относится к Европе, и турецкий "Галасатарай" является обладателем европейского кубка УЕФА. Теперь она близка к вступлению в Европейский Союз. Но Европа колеблется.

Хронология отношений Турции с Европой

Сентябрь 1959 года - Турция обращается с просьбой о приеме в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Сентябрь 1963 года - Подписано соглашение между Турцией и ЕЭС о признании ее ассоциированным членом ЕЭС. Председатель ЕЭС Вальтер Хальстайн подчеркивает, что Турция является частью Европы и потому есть перспектива ее вступления в ЕЭС как полноправного члена.

Сентябрь 1980 года - из-за военного переворота в Турции действие соглашения приостановлено до 1986 года.

Апрель 1987 года - Турция подает заявку на вступление в ЕЭС.

Декабрь 1989 - заявка Турции рассмотрена комиссией ЕЭС и отклонена. Политическое и экономическое положение в стране признано нестабильным.

Июнь 1993 года - на саммите Евросоюза в Копенгагене разработаны критерии, которым должны соответствовать страны, претендующие на вступление в ЕС:
1. стабильно функционирующая рыночная экономика.
2. политическая стабильность, действующая демократия и наличие правового государства.
3. соблюдение прав человека, защита национальных меньшинств.

Январь 1996 года - вступление в силу соглашения о таможенном союзе между Турцией и ЕС.

Декабрь 1997 года - На саммите ЕС в Люксембурге, посвященном расширению состава ЕС, было признано, что Турция может претендовать на вступление в ЕС. Однако статус страны-кандидата предоставлен Турции не был.

Декабрь 1999 года - на саммите в Хельсинки Турция была признана страной-кандидатом на вступление в ЕС.

Август 2002 года - парламент Турции принимает пакет законов, призванных привести законодательство страны в соответствие требованиям Евросоюза. Среди них - отмена смертной казни в мирное время, разрешение использования курдского языка в СМИ, разрешение преподавания курдского языка в школах.

Ноябрь 2002 года - после своей победы на парламентских выборах консервативно-религиозная партия Справедливости и Развития во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом провозглашает своей главной задачей вступление Турции в Евросоюз.

Декабрь 2002 года - на саммите ЕС в Копенгагене решено, что через два года, в октябре 2004 года, Еврокомиссия подготовит доклад, на основании которого саммит ЕС в Брюсселе, назначенный на декабрь 2004 года, примет решение о том, начинать ли переговоры с Турцией о вступлении в ЕС.

Июль 2003 года - турецкий парламент принимает пакет законов, ограничивающих политические влияние силовых структур, в частности, армии.

16 сентября 2004 года - парламент отклоняет законопроект о внесении в Уголовный кодекс Турции статьи об уголовном наказании за супружескую измену. Непринятие этого закона, как несоответствующего требованиям ЕС - обязательное условие, поставленное Евросоюзом.

23 сентября 2004 года - премьер-министр Эрдоган заверяет Евросоюз в лице комиссара по расширению ЕС Гюнтера Верхойгена, что турецкий уголовный кодекс не будет содержать скандальную статью. Верхойген в ответ заявляет, что "не видит препятствий" для начала переговоров о вступлении Турции в Еврососюз. Затем комиссар ЕС лично приезжает в Турцию, где проводит четыре дня, половину этого времени - на заселенном преимущественно курдами юго-востоке. Европейский ревизор констатировал, что курдский язык выведен из-под запрета в СМИ и ряде учебных заведений, да и пытки в полицейских участках "более не практикуются систематически". Для выяснения последнего факта он провел выборочный опрос жителей города Диярбакыр, в большинстве своем - курдов.

6 октября 2004 года - Еврокомиссия публикует доклад , в котором рекомендует начать переговоры с Турцией. Окончательное решение должны принять главы государств-членов Евросоюза на декабрьском саммите в Брюсселе.

Европу поймают на слове

6 октября стало в Турции днем всеобщего ликования. Газеты вышли под гигантскими заголовками: "Что за прекрасный день!" - заголовок в "Milliyet", "Твой путь свободен, Турция!" - писала "Hurriyet" и заключала: "40 лет работы принесли, наконец, плоды". Таблоид "Sabah" вышел с двумя буквами "ДА!" на первой полосе.

Словом, Турция ликует. Но ликует ли Европа? Европейские лидеры на словах - за начало переговоров. Но они не могут не учитывать общественное мнение. А оно настроено вовсе не протурецки, особенно во Франции, Германии, Австрии и Испании, то есть в странах со значительной мусульманской прослойкой.

Президент Франции Ширак даже заявляет, что хочет провести референдум по вступлению Турции в ЕС (в случае Болгарии и Румынии референдумы не планируются. Их вступление в ЕС запланировано на 2007 год и возражений не вызывает). То есть, политики не хотят принимать подобное решение без консультаций с электоратом.

Канцлер Шредер готов поддержать Турцию. "Турция может положиться на Германию", - заявляет он. Министр иностранных дел Йошка Фишер сравнивает вхождение Турции в ЕС с днем высадки союзников в Нормандии в июне 1944 года. Но население и оппозиция, скорее всего, будут против. Это прекрасно понимают турецкие политики, которые едва ли не каждую неделю приезжают в Берлин и ведут долгие беседы с лидером оппозиции Ангелой Меркель. Пока безрезультатно. Меркель и ее соратники не устают повторять, что Турция не доросла до Евросоюза.

Категоричнее других высказался бывший президент Франции Валери Жискар Д'Эстен: "Турция - это не европейская страна. Столица Турции лежит за пределами Европы, 95 процентов населения страны живет за пределами Европы. Турция никак не может считаться европейской страной. Те, кто поддерживают идею принятия Турции в Евросоюз - враги единой Европы". Выражают опасения и комиссары ЕС по внутреннему рынку и сельскому хозяйству Фриц Болкестайн и Франц Фишлер. Они говорят о "турецкой угрозе". Фишлер подсчитал, что, в случае вступления Турции в Евросоюз, она будет иметь право на ежегодные аграрные субсидии в размере 11,3 миллиарда евро, то есть - больше, чем все десять стран, вступивших в ЕС в этом году. Подсчитано также, что вступление Турции в ЕС будет обходиться Евросоюзу в 28 миллиардов долларов ежегодно.

Турция, в свою очередь, в лице премьер-министра Эрдогана, утверждает, что все требования, поставленные Евросоюзом, выполнены. Некоторые - лишь формально, в виде законов, но эти законы начинают работать, что и констатировали в докладе эмиссары Евросоюза. А от начала переговоров до вступления в ЕС - долгий срок, возможно, лет десять - пятнадцать. И переговоры, и процесс приема всегда можно прервать. Но главное - начать. В конце концов, реформы, которые проводятся в Турции, нужны не Евросоюзу. Они нужны ей самой. И статус "привилегированного партнера" Турцию не устроит. Она будет добиваться только полноправного членства.

Кроме того, Турция имеет право спросить, не потому ли ее вхождение в Евросоюз проходит столь непросто, что она - мусульманское государство? Но нигде не сказано, что в Евросоюз дожны входить только государства, где господствующая религия - христианство. Премьер-министр Эрдоган говорит: "Если ЕС не является "христианским клубом", он должен отнестись к Турции непредвзято и без двойных стандартов". Да и обязательства принято выполнять. Турция свою часть выполнила. Теперь очередь за ЕС. А он занимает теперь странную позицию - и не принимать неудобно, но и принимать тоже не хочется. Зачем тогда обещали, выдвигали требования? Может быть, думали, что Турция сама забудет, что хочет вступить в ЕС?

Что же произойдет, если в Брюсселе будет принято положительное для Турции решение?

Возможны два сценария.

Сценарий первый. Евросоюз "подавится" Турцией. Не стоит забывать, что в этом году в состав ЕС вошло десять бедных по европейским меркам стран. Как о решенном вопросе объявлено о вступлении в ЕС Болгарии и Румынии, еще более неразвитых в экономическом отношении. Поговаривают о совсем бедной Албании. Евросоюзу, то есть наиболее развитым его членам придется тянуть этот неподъемный воз. И Евросоюз не выдержит. Он просто развалится. "Балласт" из слаборазвитых стран отпадет. Останутся лишь сильнейшие: Германия, Франция, Великобритания, Бенилюкс, Швеция, Финляндия, возможно, Испания. Эти страны и станут истинным Евросоюзом с единой внешней политикой, армией и так далее.

Второй сценарий. Турцию будут принимать максимально долго. Ее заставят признать геноцид армян во время Первой мировой войны, отказаться от поддержки Турецкой республики Северного Кипра (которая в таком случае просто исчезнет). Словом, если желание Турции войти в ЕС при этом не иссякнет, она подтянется экономически и политически и станет европейской страной в современном понимании этого слова.

Есть еще третий сценарий: Турции надоест проситься в Евросоюз. Тогда набравший ход "тигр двух континентов" забудет о "европеизации" и пойдет своим путем. Каким - не может сказать никто.

Михаил Витебский

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15