Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Как Минюст РФ опозорил немецкий банк Банк Dresdner Kleinwort Wasserstein оценил "Юганскнефтегаз", но эта оценка Минюсту не понравилась

О намерении пустить с молотка "Юганскнефтегаз" - главный актив "ЮКОСа", отвечающий за 60 процентов добычи нефти этой НК, - государство заявляло давно. И хотя сначала многие отказывались верить в то, что власть действительно пойдет на фактическое уничтожение НК "ЮКОС" в ее нынешнем виде, к началу осени даже оптимисты понимали, что дело - только за оценкой "Юганска" и выбором покупателя. Аналитики навскидку утверждали, что это нефтедобывающее предприятие могло стоить от 15 до 18 миллиардов долларов. Однако официальную оценку "Юганскнефтегаза" должен был дать инвестиционный банк Dresdner Kleinwort Wasserstein (DKW), которому это поручил Минюст РФ.

"Юганскнефтегаз" хотят продать для того, чтобы "ЮКОС" смог расплатиться по своей налоговой задолженности. В данный момент общая сумма долга "ЮКОСа" составляет 7,5 миллиардов долларов, из которых 3 уже выплачены. То есть, компания все еще должна государству более четырех миллиардов долларов. Однако эта сумма может возрасти за счет задолженности за 2002 и 2003 годы и составить, в конце концов, около 10 миллиардов долларов.

Отчета DKW рынок ждал еще к концу сентября. Однако первый осенний месяц закончился, а банк все молчал. И вот, утром 12 октября газета "Ведомости" (а вслед за ней - и многие другие российские СМИ) заявила, что отчет по "Юганскнефтегазу" готов. По информации источников газеты, документ был направлен в Минюст еще в понедельник, 11 сентября, однако в ведомстве не нашлось чиновника, который решился бы расписаться в его получении. Действительно, по информации на утро вторника получалось, что сотрудники Минюста документа не видели. Например, руководитель службы судебных приставов Андрей Беляков заявил "Ведомостям", что ничего не слышал об отчете DKW, так как болел и отсутствовал на работе.

По мнению "Ведомостей", такое поведение сотрудников Минюста было связано с тем, что DKW на самом деле оценил "ЮКОС" так же высоко, как независимые аналитики. Источники газеты, знакомые с отчетом, заявили, что компания была оценена в 15,7-17,3 миллиардов долларов. Известно, что в России не существует структуры, способной заплатить за "Юганскнефтегаз" такие деньги. Поэтому чиновники, в обязанности которых входила подготовка "дочки "ЮКОСа" к продаже, и не спешили принимать отчет. Вместо этого они, как казалось тогда, предпочли дождаться обещанного МПР отзыва у "Юганска" лицензий, который мог значительно снизить стоимость компании.

Однако уже днем во вторник Минюст РФ официально подтвердил получение отчета инвестиционного банка. При этом слова начальника Главного управления Минюста по Москве Александра Буксмана вызвали у наблюдателей шок и недоумение. Он заявил, что "Юганскнефтегаз" был оценен всего в 10,4 миллиарда долларов. И к тому же добавил, что компания будет продана с учетом 60-процентного дисконта (то есть - скидки), назначенного в связи с очевидными рисками для покупателя. Кроме этого, Бускман сообщил, что в связи с неудовлетворительной динамикой погашения задолженности "ЮКОСа" перед государством "Юганскнефтегаз" будет незамедлительно продан через РФФИ.

В связи с тем, что к настоящему моменту оценка НК "ЮКОС" завершена, а сроки погашения задолженности неоправданно затянулись, в соответствии с федеральным законом "Об исполнительном производстве" Главное управление Минюста России по Москве приняло решение о реализации части имущества ОАО НК "ЮКОС" через Российский фонд федерального имущества"

Из сообщения центра общественных связей Минюста РФ

Если шок был вызван в первую очередь неоправданно низкой оценкой стоимости "Юганска", то недоумение было связано с возможностью интерпретировать слова Буксмана сразу несколькими способами. Оставалось непонятным, являлись ли 10,4 миллиарда долларов ценой с учетом 60-процентной скидки (тогда получалось, что компания была оценена в 26 миллиардов), или чиновник оговорился и назвал вместо общей цены или цены с учетом дисконта сумму самой скидки (тогда 10,4 миллиарда - это и есть 60 процентов от общей оценочной суммы которая все-таки составляет примерно 17 миллиардов).

Нельзя было также исключить и версию, согласно которой DKW оценил компанию "Юганскнефтегаз" в 10,4 миллиарда, а с учетом 60-процентной скидки ее продажная цена могла бы составить примерно 4 миллиарда долларов - то есть просто копейки. Причем последний вариант казался наиболее вероятным, так как Буксман дословно произнес: "Юганскнефтегаз" был оценен в десять целых и четыре десятых миллиарда долларов". Желание же чиновников продать дочку "ЮКОСа" за четыре миллиарда казалось также вполне объяснимым, так как, по оценкам многих аналитиков, компаний, способных заплатить за нее 10 миллиардов долларов, в России также нет.

Тем более что такая продажа "Юганскнефтегаза" могла бы как раз покрыть нынешнюю задолженность "ЮКОСа" перед государством. Оценивать же "Юганск" в 10 с лишним миллиардов имело бы смысл только в том случае, если вырученные за него деньги могли бы использоваться для покрытия долгов "ЮКОСа", начисленных не только за 2000 и 2001, но и за 2002 и 2003 годы. В таком случае десяти миллиардов как раз хватило бы.

Сразу после известия о 10-миллиардной оценочной стоимости "Юганскнефтегаза" акции НК "ЮКОС" подешевели на 7 процентов. К концу дня их падение на ММВБ составило 17 процентов. Вместе с YUKO упали и другие "голубые фишки". Повезло лишь "Сургутнефтегазу" - так как эта компания считается одним из претендентов на покупку "Юганснефтегаза", ее акции поднялись на 1 процент на ММВБ.

Ясно, что такая оценка крупнейшего нефтяного месторождения показалась аналитикам чудовищной. И многие СМИ тут же принялись искать ответ на вопрос, почему независимый немецкий банк подготовил такой выгодный для российского Минюста отчет. Тут же выяснилось, что DKW - инвестиционный консультант "Газпрома" и в этом качестве готовит сделку о поглощении "Газпромом" "Роснефти". Учитывая, что, по мнению многих наблюдателей, государство хочет продать "Юганскнефтегаз" именно "Газпрому", в участии DKW в оценке этого месторождения сразу же был усмотрен конфликт интересов. Более того, журналисты сразу же вспомнили о том, что DKW и ранее не брезговал заказами, связанными с политически окрашенными сделками. Например, в 2002 году его специалисты оценивали отобранную у Гусинского телекомпанию НТВ.

Подобные публикации заставили немецкий банк броситься в борьбу за свою репутацию и немного приоткрыть завесу над тайной смысла слов Александра Буксмана. Сначала в СМИ появились многочисленные утечки из банка. Согласно нескольким анонимным источникам, DKW оценил "Юганскнефтегаз" в 15,7-18,3 миллиарда. Что касается суммы в 10,4 миллиарда долларов, то, по словам знакомого с отчетом собеседника Reuters, эта цифра была также взята из документа, но вырвана сотрудниками Минюста из контекста. Отчет якобы рассматривал разные варианты развития событий вокруг "Юганскнефтегаза", и 10,4 миллиарда представляли собой самую консервативную оценку этого месторождения.

Днем в четверг мир ознакомился и с официальной позицией банка Dresdner Kleinwort Wasserstein. Его представители попросили Минюст России опубликовать полную версию составленного банком отчета "во избежание неверного толкования итогов оценки "Юганскнефтегаза". Таким образом банк, по соображениям конфиденциальности не имевший права разглашать результаты оценки, намекнул на некорректность заявления, сделанного Буксманом.

Сколько бы ни стоила компания "Юганскнефтегаз", сейчас кажется, что торги по ней состоятся в любом случае. Пресс-секретарь РФФИ Владимир Зеленцов сообщил, что подготовка к ним займет не меньше месяца. Кроме этого, пока неясно, собирается ли государство продавать всю эту компанию или лишь какую-то часть ее акций. По заявлению Александра Буксмана, на продажу должен быть выставлен как минимум контрольный пакет, так как в противном случае прибыль от продажи добытой "Юганском" нефти продолжит уходить в "ЮКОС", и новый хозяин месторождения не сможет получать доход от его использования.

Тем временем "ЮКОС" продолжает утверждать, что продажа "Юганскнефтегаза" является неправомочной, так как сначала Минюст должен изъять у материнской компании все денежные и непроизводственные активы.

Елена Любарская

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше