Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Демагоги вернулись Результаты земельных выборов в Саксонии и Бранденбурге свидетельствуют о росте популярности правого и левого радикализма

За пятнадцать лет, прошедших после мирной революции 1989 года, у восточных немцев не выработался иммунитет против правой и левой демагогии. На прошедших в минувшее воскресенье выборах в земельные парламенты Бранденбурга и Саксонии большой процент голосов получили крайне правые партии. В Германии их называют правыми экстремистами (если назвать вещи своими именами - неонацистами).
В Саксонии Национально-Демократическая партия Германии (НДП) получила 9,3 процента голосов. Чуть больше, 9,8 процента, набрали входящие в правящую в стране коалицию социал-демократы. В Бранденбурге успеха добился идентичный НДП по идеологии Немецкий Народный Союз (ННС). Его кандидаты получили 6,1 процента голосов. В результате впервые за три десятилетия ультраправые войдут в земельный парламент. В последний раз это удавалось НДП в 1968 году в Баден-Вюртемберге.

Отметим, что в прошлом году правительство Германии пыталось запретить НДП как современный вариант гитлеровской партии, но этого не позволил Конституционный суд. Впрочем, тут виноваты сами власти. Конституционный суд изучал собранные МВД и Ведомством по охране конституции материалы, доказывающие опасность НДП. Но суд отменил слушания, поскольку свидетель, которого вызывало обвинение - один из активистов НДП - являлся платным осведомителем спецслужб. Иначе говоря, власти, доказывая антидемократическую сущность партии, намеревались сослаться на выступления своего секретного сотрудника. На этом основании процедура запрета откровенно неонацистской партии была приостановлена.

Нельзя не обратить внимания и на успех наследников дела Эриха Хонеккера из Партии Демократического Социализма (ПДС). В Саксонии за них проголосовали более двадцати процентов избирателей, в Бранденбурге - 28 процентов. Это лучший результат партии со дня объединения Германии.

Члены ПДС на демонстрации. Фото www.pds-thueringen.de,

Члены ПДС на демонстрации. Фото www.pds-thueringen.de,

Lenta.ru

Правящим в Бранденбурге социал-демократам и христианским демократам (в Саксонии) все же удалось сохранить относительное большинство в ландтагах. Но они потеряют полноту власти и будут вынуждены формировать коалиционные правительства. По сравнению с предыдущими выборами 1999 года СДПГ потеряла в Бранденбурге более 7 процентов голосов, набрав 31,9 процента а ХДС в Саксонии - около 17 процентов, получив на нынешних выборах 41 процентов.

Результаты выборов не удивили никого в Германии. Эксперты предсказывали, что их итог будут именно таким. Не секрет, что бывшие жители ГДР получают меньшие зарплаты, пособия и пенсии, чем соотечественники на западе страны. Каждый пятый трудоспособный житель Восточной Германии не имеет работы. Например, в Саксонии официальный уровень безработицы превышает 20 процентов. В стране много иностранцев, на которых можно свалить вину за проблемы и безработицу. Все это не могли не использовать радикалы. Результат не замедлил сказаться. Свыше 18 процентов "ищущих работу" проголосовали за НДП. Вообще, в этой федеральной земле Народно-Демократическая партия является второй по популярности среди избирателей моложе 30 лет.

В целом, протест восточногерманских избирателей был адресован федеральному правительству, осуществляющему болезненные социальные реформы. Наиболее серьезно государственная поддержка будет урезана на рынке труда. Ранее пособие по безработице в размере 67 процентов от прежнего оклада выплачивали едва ли пожизненно. C нового года безработный сможет получать его лишь в течение 18 месяцев. Если за это время человек не найдет работу, ему предстоит стать получателем так называемой "социальной помощи". Реформы, получившие по имени их автора неофициальное название "Харц-IV", вызвали бурю негодования на востоке Германии, где едва ли не во всех крупных городах ежедневно проходят демонстрации протеста.

Надо сказать, что и неонацисты многому научились и изменили тактику. Они сделали все, чтобы "приглушить" свой экстремизм. На партийных мероприятиях перестали мелькать черно-бело-красные флаги рейха, появились национальные флаги Федеративной Республики. Еще один прием популистского характера: в почтовый ящик практически каждой семьи Саксонии были брошены листовки под заголовком: "Что будет сделано в первую очередь, если НДП пройдет в ландтаг". Под первым номером - сокращение суточных для депутатов ландтага. Это очень хорошо действует на избирателей из малообеспеченных слоев населения - рабочих и безработных. И слабая явка избирателей сыграла правым на руку.

Кроме того, перед выборами НДП и ННС договорились о разделе зон влияния, дабы не отбирать друг у друга потенциальных избирателей, в первую очередь это касалось так называемых "протестных" голосов, подаваемых не за ультраправых как таковых, а против политики правящих партий.

Между тем неясно, смогут ли НДП и ННС, несмотря на большие амбиции, нормально работать в парламентах, а не заниматься безответственным популизмом. В Германии даже существует примета - радикалы любого вида могут пройти в парламент только на один срок. За это время они успевают полностью разочаровать избирателей, поскольку предлагают простые ответы на трудные вопросы - отнять, уровнять, изгнать, закрыть, поделить и так далее. Вменяемые профессионалы с ними дела не имеют. Один из предвыборных лозунгов НДП в Саксонии, например, гласит - закрыть границы. Но 20 процентов дохода земли приходится на туризм. Какой серьезный политик пойдет на такой шаг?

А неонацисты уже строят планы на будущее. Один из лидеров НДП Хольгер Апфель уже объявил, что его фракция в ландтаге постарается получить место в Контрольной комиссии. Эта комиссия наделена правом контроля за работой, в частности, Ведомства по охране конституции. Оно как раз следит за действующей "на грани фола" НДП и может добиваться ее запрета через суд. Что касается всеобщих выборов, которые пройдут в сентябре 2006 года, то НДП намерена сотрудничать с другими крайне правыми партиями с целью "создать в Бундестаге сильную национальную фракцию". Партийцы уже провели предварительные переговоры с близким по духу Немецким Народным Союзом.

Подведем итоги. Мирная революция осени 1989 года, прорыв Берлинской стены, надежды миллионов немцев на безболезненную интеграцию в новую Германию - все это в прошлом. Более двадцати пяти процентов принявших участие в выборах голосуют против того, что принято считать демократией, голосуют за правых радикалов и известных своей твердолобостью экс-коммунистов из бывшей ГДР.

Но оснований говорить о "коричневой туче" над Германией, видимо, нет. Политическая система страны позволяет отсекать радикалов от участия в политической жизни на федеральном уровне. Не останется в стороне бизнес. Его представители уже высказали опасения, что результаты последних выборов плохо скажутся на инвестиционном климате. Да и немецкие СМИ постараются сделать так, чтобы у рядового немецкого бюргера сложилось об экстремистах негативное впечатление. Но и правящая коалиция и ее соперники из блока ХДС/ХСС должны предложить, наконец, программы, которые не толкнут избирателей в объятия к неонацистам или неокоммунистам. В противном случае придется плохо не только Германии, но и всей Европе.

Михаил Витебский

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше