Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Гибель самолетов: все-таки теракт На обломках разбившихся самолетов обнаружены следы гексогена

По мере того, как продвигается расследование гибели самолетов Ту-134 и Ту-154, разбившихся в ночь на 25 августа в Тульской и Ростовской областях, у следствия остается все меньше причин полагать, что две авиакатастрофы, произошедшие с интервалом в несколько минут, являются следствием отказа техники или неправильных действий экипажей. Окончательные выводы пока не сделаны, но взрывотехники и технические эксперты из ФСБ уже обнаружили на обломках обоих самолетов следы гексогена.

Сначала взрывчатое вещество было обнаружено на обломках Ту-154, выполнявшего рейс 1047 Москва-Сочи. Об этом в пятницу заявил начальник ЦОС ФСБ России Сергей Игнатченко. На следующий день пришло сообщение, что следы гексогена были найдены и на Ту-134, летевшем рейсом 1303 (Москва-Волгоград). Получается, что обе авиакатастрофы оказались терактами. Таким образом, версия о том, что бомбы были пронесены в салон кем-то из пассажиров, стала основной, как в случае с Ту-154, так и с Ту-134.

Взрывотехников, расследующих обе катастрофы, поначалу смутило то, что ни в пассажирских салонах, ни в носовых частях обоих самолетов не было обнаружено следов взрыва. Однако при обследовании хвостовой части Ту-154 оказалось, что в том месте, где находился туалет, кусок обшивки вместе с иллюминатором был вырван, что свидетельствовало о механическом воздействии. По мнению экспертов, это говорит о небольшом локальном взрыве, в результате которого сначала оторвало хвост, а потом весь самолет вошел в штопор, развалившись на части. Это подтверждается также результатами поисковых работ на земле.

Правильное название - циклотриметилентринитроамин. Бризантное взрывчатое вещество, относящееся к группе ВВ повышенной мощности. Плотность 1,8 г/см3, температура плавления 202 градуса, температура вспышки 215-230 градусов, чувствительность к удару 10 кг груза при падении с высоты 25 см, энергия взрывчатого превращения 1290 ккал/кг, скорость детонации 8380 м/сек. Нормальное агрегатное состояние - мелкокристаллическое вещество белого цвета без вкуса и запаха. В воде не растворяется, негигроскопичен, неагрессивен. С металлами в химическую реакцию не вступает. Прессуется плохо. От удара, прострела пулей взрывается. Загорается охотно и горит белым ярким шипящим пламенем. Горение переходит в детонацию. В чистом виде применяется только для снаряжения отдельных образцов капсюлей-детонаторов. Для подрывных работ в чистом виде не используется. Используется для промышленного изготовления взрывчатых смесей. Обычно эти смеси применяются для снаряжения некоторых видов боеприпасов.

Что касается самого взрывного устройства, то, по мнению экспертов, оно, вероятнее всего, было безоболочным и обладало небольшой мощностью (до 500 граммов в тротиловом эквиваленте). Но даже столь малого количества ВВ достаточно для того, чтобы взорвать самолет, если знать, куда его поместить. По предположениям экспертов, в Ту-154 был взорван не собственно гексоген в чистом виде, а пластит или эластит, то есть взрывчатые вещества промышленного изготовления на основе гексогена, широко применяемые в Чечне, а следовательно, и самые доступные для террористов.

По мнению экспертов, место для взрыва было выбрано не случайно. Туалетные кабины на Ту-154 расположены рядом с двигателями, а следовательно, этот участок является наиболее уязвимым. Поэтому в салоне и не было пожара, а большая часть тел оказалась не обуглена и не изуродована взрывом. Сходная картина катастрофы реконструируется сейчас и для Ту-134.

В связи с тем, что версия террористического акта сейчас становится основной, возникают традиционные вопросы. Каким образом взрывчатка попала на борт воздушного судна? Возможно ли повторение подобного в дальнейшем? Кто несет ответственность за теракты?

Что касается первого вопроса, то, как выясняется, ответить на него не трудно. Поскольку пластиковая взрывчатка металлодетектором не определяется, то обнаружить ее можно только с помощью специальной аппаратуры, а замаскировать легко, хотя бы под кусок обычного мыла. И привести в действие нетрудно как с помощью мобильного телефона, так и простейшего детонатора, собрать который из безвредных на первый взгляд деталей - дело нескольких минут.

Сейчас спецслужбы проверяют личности людей, которые могли быть причастными к этому. Особое внимание, по понятным причинам, уделяется уроженцам Северного Кавказа. Их на разбившихся авиалайнерах было несколько.

В настоящее время неопознанным остается только одно тело, предположительно, С. Джебирхановой, летевшей в Сочи. В Тульской области подозрения падают на пассажирку по имени Аманта Нагаева (по одним данным, ее отчество - Салмановна, по другим - Сулеймановна). Никто из родственников этих женщин не приехал на экспертизу, никаких запросов от их близких и знакомых не поступало. Правоохранительные органы подозревают, что именно Джебирханова и Нагаева были террористками-смертницами, которые взорвали пассажирские самолеты.

В ответ на запрос ФСБ МВД Чечни сообщило, что Аманта Нагаева родилась в поселке Кирова Веденского района Чечни, затем переехала в Грозный. "Молодая незамужняя женщина, которая ничем не выделялась,– охарактеризовали ее в МВД.– Сведений о том, что она могла быть связана с боевиками, у нас нет, но проверка еще идет".

По поводу Джебирхановой (или пассажирки с похожей фамилией, поскольку ее русское написание восстанавливается по записям в системе продаж авиабилетов, где все имена и фамилии пишутся латиницей) известно, что она собиралась лететь в Сочи не вечером 24 августа, а утром 25-го - на самолете Ил-86, вылет которого был назначен на 9:20. Однако вечером 24 августа Джебирханова обратилась в одну из пяти касс аэропорта "Домодедово" и попросила поменять ей билет на рейс, вылетавший в 21:25. На этот рейс уже шла регистрация, но поскольку там было много свободных мест, билет ей поменяли. По данным, сохранившимся в документах, Джебирханова сидела на месте 19F – ближе к концу второго салона, за девять рядов до хвоста самолета, где находятся двигатели и туалет.

Правда, председатель госкомиссии по расследованию причин авиакатастроф Игорь Левитин особо подчеркнул, что пока власти не располагают данными, которые бы "позволяли говорить о возможной причастности этой пассажирки (Джебирхановой - Vip.Lenta.Ru) к террористической деятельности".

Как теперь выясняется, за несколько секунд до взрывов в обоих самолетах произошло нечто, что привлекло к себе внимание экипажей. О тревожном сигнале с борта Ту-154, извещавшем о попытке неизвестных захватить самолет, летевший в Сочи, стало известно уже 25 августа. Издание "ГАЗЕТА GZT.RU" со ссылкой на источник, близкий к расследованию, утверждает что с Ту-154 был послан сигнал SOS, в то время как сигнал "Нападение на самолет" успел отправить в эфир пилот Ту-134.

Обломки самолета Ту-134, упавшего в Тульской области. Кадр телеканала ''РТР''.

Обломки самолета Ту-134, упавшего в Тульской области. Кадр телеканала ''РТР''.

Lenta.ru

Найденные на месте катастроф "черные ящики" в разгадке тайны гибели самолетов пока помочь не могут. По словам полпреда президента в Южном федеральном округе Владимира Яковлева, "они вышли из строя еще до падения лайнеров". Впрочем, есть надежда, что повреждения самописцев окажутся не слишком серьезными и экспертам в конце концов удастся восстановить записи всех пяти "черных ящиков".

Что же касается остальных вопросов, то, как считают специалисты, дать 100-процентную гарантию на будущее от повторения подобных терактов практически невозможно, потому что любой современный аэропорт - это сложная система, а согласно известному закону, чем система сложнее, тем больше в ней уязвимых мест. Порой не помогает даже самое современное оборудование, установленное, например, в аэропорту "Домодедово"; так, по словам его представителей, техническая оснащенность служб безопасности этого аэропорта - самая высокая в России.

О том же свидетельствует, например, и опыт американцев. По данным газеты USA Today, спустя год после терактов 11 сентября 2001 года проверка безопасности американских аэропортов при помощи дорогостоящей техники показала, что в 70 процентах случаев пассажир может беспрепятственно пронести на борт самолета взрывное устройство. За период с 30 октября 2001 по 16 февраля 2002 года были проинспектированы 32 американских аэропорта, причем их охрана не замечала почти каждую вторую попытку инспекторов пронести на борт самолетов что-нибудь запрещенное.

Мы, "Бригады Исламбули", заявляем, что нашим воинам удалось совершить захват двух российских самолетов. Действия наших воинов увенчались успехом, несмотря на сложности, которые стояли перед нами. В каждом самолете присутствовало по пять наших воинов. Россия продолжает убивать мусульман. Мы не остановимся до тех пор, пока не прекратится кровавая война. С помощью Аллаха наши воины смогли нанести первые удары во имя борьбы за наших мусульманских братьев в Чечне, которые страдают от неверной России, и других регионах, в которых присутствуют мусульмане. В ближайшее время, если на то будет воля Аллаха, будут опубликованы завещания наших воинов, которые пожертвовали собой во имя Аллаха, для продвижения по пути к победе мусульман. Мы не остановимся перед тем, чтобы и в дальнейшем наносить удары по неверным режимам региона.

Сообщение, размещенное на сайте www.islamic-minbar.com

Пока нельзя сказать определенно, кто стоит за взрывами российских самолетов. Ответственность за них уже взяла на себя некая группировка "Бригады Исламбули". Примечательно, что группировка с похожим названием в июле этого года брала на себя ответственность за покушение на министра финансов Пакистана Шауката Азиза. Ее лидером считается Мохаммед аль-Исламбули, который еще в 1980-х годах воевал с советскими войсками в Афганистане. Семью аль-Исламбули "прославил" брат Мохаммеда, старший лейтенант египетской армии Халед аль-Исламбули, который 6 октября 1981 года был одним из участников убийства президента Египта Анвара Садата во время военного парада в Каире, организованного исламистской группировкой "Ат-Такфир валь-Хиджра".

Однако это еще не означает, что самолеты действительно взорвали "Бригады Исламбули". Заявление этой группировки было опубликовано на одном из сайтов радкиальной мусульманской направленности в разделе "Форум". При желании разместить в нем свое послание может любой посетитель - для этого надо только зарегистрироваться.

Большинство экспертов считают, что заявление "Бригад" не имеет под собой никаких оснований, - радикальные группировки часто берут на себя ответственность за громкие теракты, к которым не имеют отношения, чтобы привлечь внимание к своей деятельности.

Представители ФСБ в ответ на послание "Бригад" отреагировали коротко: "Мы не комментируем подобные заявления, тем более те, подлинность которых не установлена". По мнению российских экспертов, организаторов этого теракта стоит искать в окружении Масхадова и Басаева. Но пока что лидеры чеченских сепаратистов никак не отметились в СМИ по данному поводу. Гибель самолетов прокомментировал только Ахмед Закаев, посетовавший на то, что парк российский пассажирских самолетов давно выработал свой ресурс, и теперь они начинают падать буквально подряд. Хотя Закаев и считается эмиссаром Аслана Масхадова, все же полагать, что он выразил официальную позицию своего начальника, пока нет никаких оснований.

Таким образом, необходимо признать - террористическая волна, которая до сегодняшнего дня в России накрывала только жилые дома, вагоны метро и пригородные поезда, докатилась до самолетов. Опыт шестого февраля 2004 года показал - несмотря на угрозу стать жертвой теракта, москвичи меньше в метро ездить не стали. Но в Москве без этого вида общественного транспорта не прожить. А вот что теперь будет с самолетами и авиаперевозчиками? Остается надеяться, что гибель двух рейсов, произошедшая в ночь на 25 августа, так и останется единичным случаем в рамках длящейся уже пять лет контртеррористической операции в Чечне.

Сергей Карамаев

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше