Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Длинные уши Игоря Сечина Игорь Сечин возглавил совет директоров "Роснефти"

27 июля в России произошло одно рядовое событие - совет директоров нефтяной компании "Роснефть" собрался на плановое заседание и избрал нового председателя. Председателем стал Игорь Сечин. После этого совет перешел к обсуждению других вопросов, например, к сокращению заложенного в годовом бизнес-плане объема добычи нефти на 2,7 процента.

Однако у представителей СМИ, политиков и участников нефтяного рынка это событие вызвало очень бурную реакцию. И не только потому, что до сих пор совет директоров "Роснефти" возглавляли отраслевые министры. Чтобы понять, почему назначение Игоря Сечина на этот пост может оказаться судьбоносным не только для компании и отрасли, но и для всей России, надо знать, кто такой Сечин и что такое "Роснефть".

В тени Путина

Тот факт, что многие ключевые события в российской политической жизни принято связывать с прямым или косвенным влиянием Игоря Сечина, может объясняться просто тем, что он - фигура подчеркнуто непубличная, о его реальных действиях и взглядах известно очень мало, а должность при этом занимает высокую, что, естественно, заставляет аналитиков видеть длинные уши Сечина за всем, что происходит в Кремле или по указанию Кремля.

С другой стороны, Игорь Сечин действительно подходит на роль "серого кардинала" больше, чем кто-либо еще. Родился он в 1960 году в Санкт-Петербурге, получил филологическое образование на романо-германском факультете ЛГУ, а до 1988 года работал переводчиком, в том числе и военным. В 1988 году Игорь Сечин поступил на работу в исполком Ленсовета, где стал заниматься связями с городами-побратимами нынешнего Санкт-Петеребурга (Рио-де-Жанейро, Миланом и Барселоной).

  • Глава МЭРТ Герман Греф - РАО "ЕЭС", "Газпром"
  • Глава администрации президента Дмитрий Медведев - "Газпром"
  • Экс-глава администрации президента Александр Волошин - РАО "ЕЭС"
  • Пресс-секретарь президента Алексей Громов - "Первый канал"
  • Помощник президента Игорь Шувалов - РЖД
  • Вице-премьер Александр Жуков - РЖД

Свою же судьбу Игорь Сечин встретил в 1990 году во время поездки в Бразилию в составе ленинградской делегации. В одной группе с ним оказался сотрудник городской мэрии Владимир Путин. Именно с этим человеком Игорь Сечин связал свою жизнь и не прогадал. С 1991 по 1996 год он работал в возглавляемом Путиным комитете по внешним связям Санкт-Петербургской мэрии, сначала главным специалистом, потом - помощником руководителя. Когда Путин стал первым заместителем Собчака, Сечин занял должность начальника его аппарата. Когда Путин превратился в заместителя управделами президента РФ, Сечин вслед за ним переехал в Москву и также устроился в управделами. В дальнейшем Сечин находился рядом с Путиным во всех властных структурах - как на Старой площади, так и в Кремле.

С 20 апреля 2004 года (то есть, с момента, когда была реформирована администрация президента), Сечин является заместителем главы администрации президента РФ. В этом качестве он отвечает не только за кадровые вопросы в администрации, но и за деятельность канцелярии президента. Фактически, именно в руках Сечина находится "доступ к телу" Владимира Путина.

По словам людей, близко знакомых с героем этой статьи, Сечин - своеобразное альтер-эго Владимира Путина. На протяжении многих лет Сечин выполняет различные поручения своего шефа, причем для него характерна почти безоговорочная преданность Путину. Люди, знакомые с Сечиным по Санкт-Петербургу, утверждают, что у него полностью отсутствует собственная инициатива. "Говорим: "Сечин", подразумеваем - "Путин", - утверждают они.

С другой стороны, в московский период своей жизни Сечин успел стать главным действующим лицом нескольких легендарных историй, в которых выступал как фигура вполне самостоятельная. Большинство "кремлеведов" утверждали и утверждают, что Сечин представляет одну из группировок в администрации президента, занимающихся постоянной борьбой за влияние на Путина и постепенно одерживающей в этой борьбе верх.

Например, в опубликованной 2 сентября 2003 года в "Русском журнале" служебной записке политолога Глеба Павловского говорилось о том, как "группа Пугачева - Сечина - Иванова" пытается осуществить властный переворот, направленный на вытеснение из Кремля представителей "ельцинской семьи" и передел собственности в России. Спустя девять месяцев можно по-прежнему считать это предположение мифом, а можно решить, что все произошедшие за это время события - и есть тот самый "ползучий переворот", причем уже состоявшийся.

А совсем недавно - 12 июля 2004 года - газета Sunday Telegraph опубликовала материал, из которого следовало, что нефть "ЮКОСа", экспортируемая через трубы компании "Транснефть", будет контролировать некий Геннадий Тимченко - известный нефтяной трейдер и близкий друг Владимира Путина. При этом Игорь Сечин упоминался как автор соответствующего проекта, причем на момент публикации Сечин якобы как раз был занят давлением на Путина с целью добиться утверждения этого документа.

Короче говоря, точно сказать, является ли Игорь Сечин слепым и абсолютно преданным проводником политики президента или хитрым и очень влиятельным аппаратчиком, по собственному усмотрению вершащим судьбы нефтяных компаний, сейчас нельзя. Впрочем, это и не так уж необходимо. Как бы ни выглядел расклад внутри Кремля, Сечин, став председателем совета директоров "Роснефти", будет проводить там тщательно согласованную с Путиным политику.

Важен еще и тот факт, что Сечин является сторонником (если не автором) силового решения проблемы "ЮКОСа" и уверен в том, что госчиновники могут управлять любой компанией не хуже частных владельцев. Эти два фактора и вызывают беспокойство в связи с новой должностью альтер-эго Путина.

Призрак Госнефти

Сама по себе "Роснефть" ничего особенного собой не представляет. Она - всего лишь шестая компания в России по объемам добычи нефти. В прошлом году на ее предприятиях было добыто всего 19,4 миллиона тонн "черного золота". Выручка компании за 2003 год по стандартам US GAAP составила 3,6 миллиарда долларов, чистая прибыль - 386 миллионов. При этом "Роснефть" - компания-должник. Ее задолженность составляет около двух с половиной миллиардов долларов. В мае эта компания получила от голландского ABM ANRO Bank кредит на сумму в 500 миллионов долларов на реструктуризацию своих долгов.

При таких скромных показателях "Роснефть", тем не менее, является в каком-то смысле виртуальным флагманом российского нефтяного рынка. Дело в том, что это - единственная нефтяная компания, которая полностью принадлежит государству. И, как утверждают представители западных компаний, беседовавшие с корреспондентом газеты "Газета", действия и заявления руководства "Роснефти" позволяют судить о политике государства в области добычи, переработки и продажи полезных ископаемых. "Если Богданчиков (глава "Роснефти" - Vip.Lenta.Ru) говорит, что добывать нефть в России иностранцам лучше через совместные предприятия, где контроль принадлежит российским компаниям, значит, эту позицию разделяют в Кремле", - заявил один из них.

СМОТРИ ТАКЖЕАдминистрация президента Российской Федерации НК "Роснефть"

Но для того чтобы стать настоящим флагманом, "Роснефти" не хватает активов и мощностей. Все же 80 процентов российской нефти добывается частными компаниями. Существует предположение, что избрание Сечина на пост председателя совета директоров "Роснефти" может коренным образом изменить эту ситуацию.

Во-первых, некоторое время назад "Роснефть" считалась главным претендентом на покупку распродаваемых активов "ЮКОСа". Конкретно речь шла о месторождении "Юганскнефтегаз" - главного нефтедобывающего предприятия доживающей последние месяцы НК. Однако недавно Герман Греф заявил, что ни "Роснефть", ни "Газпром" возможность такой покупки не рассматривают. Тут надо отметить, что если во власти существуют какие-либо группировки, то Сечин и Греф относятся к враждующим лагерям. А учитывая, что Сечин был главным сторонником предложения пустить "ЮКОС" с молотка, весьма вероятно, что "Роснефть" купит-таки "Юганскнефтегаз" за деньги, полученные от голландцев, или за деньги из золотовалютного резерва ЦБ.

В этом случае "Роснефть" станет одной из ведущих компаний на рынке. Но дело не только в этом. Если под руководством Сечина компания суммет увеличить налоговые поступления в госбюджет, одновременно развиваясь и повышая свою рентабельность, это станет подтверждением правоты государства в его споре с нефтяниками. Успех Сечина докажет, что государственные механизмы управления работают в нефтяном бизнесе не хуже рыночных и что все разговоры об излишнем налоговом прессе в этой отрасли - результат жадности хозяев-частников.

Ясно, что появление Сечина в "Роснефти" - признак усиления этой компании. Причем особо пессимистично рассуждающие аналитики считают, что "Роснефть" может разрастись до уровня госмонополии. С 1995 года российских бизнесменов беспокоит призрак "Госнефти" - огромной государственной компании, которую власть может создать для того, чтобы полностью контролировать внутренний и внешний рынок нефти и газа. Для этого достаточно объединить "Роснефть", "Газпром" и "Сургутнефтегаз" и немного расширить их нефтяные активы (например, купив "Юганскнефтегаз"). При поддержке нефтепроводящей монополии "Транснефть", "Госнефть" получит такой вес в российском ТЭКе, что сможет фактически стать монополистом.

Госкапитализм

Все это важно не только потому, что нефтяная отрасль и российская экономика в наше время - почти синонимы. Как раз этот фактор потеряет свое значение с падением цен на нефть. Проблема состоит в том, что управление "Роснефтью" прямо из кремлевского кабинета с параллельным усилением влияния этой компании на рынке создает очень опасный прецедент. К тому же 28 июля начальник Департамента финансовой политики Министерства финансов Алексей Саватюгин заявил, что роль "независимых директоров" в составе компаний (а закон предписывает вводить в состав совета директоров независимых лиц, обязанных следить за соблюдением интересов акционеров) могут выполнять госчиновники. Причем речь шла не только о компаниях, где у государства есть доля в уставном капитале, но и о частных фирмах.

Работа Сечина в "Роснефти" может стать демо-версией новой схемы отношений государства и крупного бизнеса, при которой роль государства (причем не правительства, а именно Кремля) в принятии решений возрастет в несколько раз.

На общепринятом языке эта схема называется "государственным капитализмом".

Елена Любарская

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше