Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Налоги - в базу! Доходы россиян с 2001 года будут вноситься в единую федеральную базу

Федеральная налоговая служба планирует к осени 2004 года создать общероссийскую базу данных о доходах, полученных гражданами с 2001 года. Хотя с января нынешнего года формальный контроль за соответствием доходов крупным расходам отменен, право такого контроля у налоговых органов осталось. Как они им воспользуются, и чем это право грозит обычному гражданину?

Любое государство уделяет своей налоговой сфере самое пристальное внимание и любые попытки граждан увильнуть от налогового времени воспринимает крайне нервно. Граждане, в свою очередь, не горят желанием расставаться с честно заработанными деньгами и по большей части стараются если не уклониться от уплаты налогов, то хотя бы минимизировать финансовый удар по своему кошельку. На этой непрекращающейся вечной игре и строятся отношения государства и его подданных.

В США уклонение от уплаты налогов является одним из самых тяжелых преступлений. "Короля Чикаго", гангстера Аль Капоне, посадили в тюрьму именно за неуплату налогов, вменив ему в вину то, что Капоне не уплатил налоги со своих доходов. Источники дохода в данном случае государство не интересовали. Этим решением был создан прецедент - человек с "левыми" доходами попадал в налоговую вилку: не заплатил налоги с доходов - предъявляет претензии Служба внутренних доходов; уплатил налоги - заинтересуется ФБР, откуда, мол, деньги?

В России такой налоговой вилки нет. Государство периодически порывается залезть в карман к гражданину и спросить: на какие деньги ты, любезный, приобрел машину, квартиру и дачу за столь короткое время? Общественное мнение в лице как юридических, так и физических лиц таким попытками противится и иногда добивается определенных успехов.

С 1 января 2004 года процедура налогового контроля за крупными расходами была отменена. Из Налогового кодекса были убраны три статьи, вызывавшие наибольший протест общественности. Статьи 86 пункт 1 (далее 86.1), 86.2 и 86.3 давали налоговым органам право контроля над расходами на приобретение недвижимости, машин, акций ОАО, ценных бумаг, сберегательных сертификатов, а также культурных ценностей и золота в слитках. Согласно этим статьям, организации, регистрирующие сделки, имущество или права на него, обязаны были в течение 15 дней представить в налоговые органы информацию о лицах, совершивших покупки.

Согласно ст. 31 Налогового Кодекса РФ, налоговые органы вправе: проводить налоговые проверки; производить выемку документов при проведении проверок; вызывать в налоговые органы налогоплательщиков; требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства; взыскивать недоимки по налогам и сборам; контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам

С января 2004 года эти статьи более не действуют. Граждане радуются - еще одно око Большого Брата закрылось. Не жизнь, а налоговый рай, тем более, что подоходный налог в России установлен в 13%, - плати налоги и спи спокойно. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Право контроля у налоговых органов никто не отменял. Статья 85.3 НК гласит, что сведения о приобретенных гражданами жилье и автомобилях органы учета и регистрации обязаны в течение десяти дней предоставлять в распоряжение соответствующих налоговых органов. Также налоговая служба в обязательном порядке получает информацию от органов по регистрации физических лиц по месту жительства и ЗАГСов. В теории, любую информацию об изменении статуса гражданина налоговая инспекция получает сразу же. На практике это несколько не так, чему примером служат случаи (особенно на периферии), когда умершему человеку приходили извещения на уплату налогов.

Право на контроль - неотъемлемое право налоговой службы. Мытари никогда не прекращали и никогда не прекратят его реализовывать. Сообщения о всеобъемлющей всероссийской базе - логичный шаг по приведению налоговой информации в порядок. На сегодняшний момент у налоговых органов есть несколько налоговых баз. Например, по Москве полная база по справкам о доходах (от работодателей и налоговых агентов) существует с 1999 года. Полная база налоговых деклараций (опять же по Москве) - с 2000 года. Подобные региональные базы существуют практически во всех субъектах Российской Федерации. Только теперь эти базы поднимаются на общефедеральный уровень и сводятся воедино. Собственно, в этом и заключается суть вопроса.

Но главная проблема, волнующая граждан - как эти базы будут использоваться. Ответ простой - точно так же, как использовались и раньше. Обычного гражданина создание подобной базы никоим образом не затронет - в том случае, конечно, если он не уклоняется от уплаты налогов. Слухи о том, что данные, касающиеся налоговых отношений граждан с государством, будут в массовом порядке использоваться другими структурами - не более чем обычные "страшилки". Точно такие же слухи появлялись в СМИ после проведения переписи населения и после присвоения гражданами индивидуальных номеров налогоплательщика (ИНН). Показательно, что в жизнь эти слухи так и не воплотились. По информации от сотрудников налоговой службы, обращения от, например, Комитета по финансовому мониторингу, происходят, но не так часто, как это кажется людям несведущим в этом вопросе. Никаких массовых запросов нет, и что самое главное - не будет.

За все время существования такой базы не было случаев утечки информации о доходах конкретных физических лиц и использования их в иных, не налоговых целях. Опасения граждан на этот счет понятны, но пока не подтверждены реальными фактами. База за несколько лет нужна для создания нормальной налоговой истории, а не для того, чтобы преследовать граждан за укрытие от налогов в прошлом.

Помощник председателя правительства РФ Александр Починок в интервью радиостанции "Эхо Москвы"

Причин тому несколько. Во-первых, у вышеупомянутого комитета и без того хватает забот, чтобы заваливать запросами налоговые органы. Во-вторых, подавляющее большинство граждан свои налоги не платит напрямую - за них это делает бухгалтерия. И далее с налоговыми органами разбирается именно она. Лица же творческих профессий либо те, кто занимается частной практикой, платят налоги индивидуально в установленном законом порядке. Порядок этот отработан более или менее успешно и действует не первый год. Более того, до сих пор ни единого подтверждения того, что фискальная информация о подобных налогоплательщиках уплывала к разным заинтересованным лицам, не поступало. В Налоговой службе свои тайны хранить умеют. Кроме того, служба внутренней безопасности за такими вещами следит в первую очередь. Естественно, от продажного чиновника никто не застрахован, но более вероятно, что такой чиновник найдется в другом ведомстве, чему примером многочисленные "базы МВД и ФСБ", которыми торгуют на радиорынке в Митино.

То, что налоговая служба собирает информацию о доходах граждан - ситуация естественная. В действующей редакции Налогового кодекса предусмотрено, что налоговые органы обладают правом контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам. Сейчас налоговая служба выявляет не разницу между доходами и расходами гражданина, а лишь объем доходов, с которых не был вовремя уплачен налог.

Создающаяся общефедеральная налоговая база - это не более чем инструмент, призванный помочь инспекторам в работе. Если окажется, что гражданин имел доходы, налоги с которых казне не достались, то дальнейшая судьба такого гражданина будет определяться рядом факторов. Скорее всего, ему будет грозить штраф. Согласно статье 119 Налогового кодекса непредоставление налоговой декларации влечет за собой штраф в размере 5 процентов от суммы налога, подлежащего уплате, за каждый полный или неполный месяц со дня представления. А начиная со 181 дня, сумма штрафа увеличивается до 10 процентов. Особо злостные неплательщики могут и предстать перед следователями, потому что УК РФ предусматривает за налоговые правонарушение суровые санкции - вплоть до лишения свободы сроком до 3 лет.

Cуществуют случаи, когда получение гражданином денег является вполне законным, ели гражданин при этом не имеет документальных подтверждений. Например, при Советской власти не было налоговых деклараций для физических лиц в нынешнем смысле (декларирование было введено только 07.12.91 Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц»). Согласно пп.(8) п.1. ст. 23.1.8 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие получение им доходов только 4 года. Так что смело можно ссылаться на советские накопления.

Но самое главное заключается в другом. В Налоговом кодексе прописана норма, но не прописан механизм ее реализации. Поэтому на вопрос налогового инспектора: откуда у вас так внезапно появился "Мерседес", если вы вчера еще с хлеба на воду перебивались, можно со спокойной душой не отвечать. Механизм налогового контроля присутствует только в "профилактической" форме. Говорить о зримой перспективе уголовной ответственности за возможные несоответствия очень сложно, потому что гражданин, получивший требование рассказать, откуда взялись деньги, вправе обжаловать нарушение своих конституционных прав. Более того, Налоговый кодекс устанавливает презумпцию невиновности налогоплательщика.

Следует помнить, что налоговая инспекция работает исключительно с документами. И, прежде всего, ее интересует, чтобы с полученных задекларированных сумм был уплачен налог. Если гражданин живет исключительно на так называемый "черный нал" налоговая инспекция ничего с таким человеком поделать не может - формально перед законом он чист. Источники же дохода могут интересовать налоговую службу сколь угодно сильно - воплотить этот интерес в жизнь она не сможет, потому что отсутствует четко прописанная норма закона по этому поводу. Почему так получилось - с этим вопросом следует обращаться на Охотный ряд.

Сергей Карамаев

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше