Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Бюджетная душа власти Обнародованы основные параметры бюджета-2005

Если душу человека можно познать, посмотрев ему в глаза, то душа современного государства лучше всего раскрывается в его бюджете. Узнав, каким образом власть собирается в следующем году потратить деньги, полученные в виде налогов, нефтяных и таможенных пошлин и других поступлений по доходным статьям бюджета, мы поймем, что же для этой власти является самым главным. 15 июня глава Минфина Алексей Кудрин раскрывал Путину свою государственную душу - то есть рассказывал президенту об основных параметрах бюджета РФ на 2005 год.

Во-первых, благодаря высоким ценам на нефть, падения которых пока что никто в правительстве не ожидает, душа эта будет по-русски широкой. Доходы бюджета в 2005 году запланированы на уровне 3 триллионов 103 миллиардов рублей (19,3 процента ВВП), что на 360,194 миллиарда рублей больше, чем запланированные доходы на 2004 год. Правда, как мы помним, в прошлом году правительство вело себя неамбициозно, и реальные доходы бюджета-2004 составят, как выяснилось вчера, 3 триллиона 29 миллиардов 117,1 миллиона рублей - то есть гораздо больше, чем ожидалось.


При таком масштабе доходов экономность Минфина просто не может не впечатлить: в 2005 году планируется потратить 2 триллиона 916 миллиардов рублей, что всего на 257 миллиардов больше, чем в прошлом. Кстати, в 2004 году правительство потратит даже меньше, чем собиралось - 2 триллиона 650 миллиардов 768,1 миллиона рублей, вместо запланированных 2 триллионов 659,447 миллиардов.

Неудивительно, что при подобной рачительности профицит бюджета-2005 составит целых 187,01 миллиардов рублей. И это далеко не предел. Планируя бюджет на 2004 год, правительство предполагало, что профицит составит 83 с лишним миллиарда, но теперь финансистам ясно, что он достигнет 378 миллиардов 349 миллионов, то есть 2,4 процентов ВВП.

При этом министр финансов Алексей Кудрин утверждает, что главное для него - дети, больные и ученые. Проще говоря, приоритетными направлениями в бюджете-2005 станут образование, здравоохранение и наука. Правда, это только слова. Так, корреспондент газеты "Газета" решил пересчитать цифры и с удивлением обнаружил, что в то время, как в 2004 году на эти сферы и "социалку" было отведено 13,3 процента от общих расходов (то есть 364,2 миллиарда рублей), в 2005 году на финансирование науки, образования, здравоохранения и пособий уйдет всего 11,5 процентов бюджета, то есть чуть больше 335 миллиардов.

Из этих денег немалая часть будет направлена на реализацию одного из проектов правительства - замену натуральных льгот денежными компенсациями. Дело в том, что до сих пор многие россияне пользуются некоторыми благами цивилизации (проездом в общественном транспорте, школьными завтраками, коммунальными услугами) бесплатно или платят за них меньше, чем остальные граждане. В основном это касается пенсионеров, ветеранов труда, членов многодетных семей и представителей других социально незащищенных слоев населения. Теперь же власть собирается отменить льготы и заменить их денежными выплатами в размере от 800 до 3 с половиной тысяч рублей. На это, как утверждает "Газета", будет необходимо как минимум 170 миллиардов.

САЙТЫ ПО ТЕМЕМЭРТ РФ Минфин РФ

В то время как приоритетные, по высказыванию самого Кудрина, области не получат в 2005 году больше денег, чем в предыдущем, сфера, которая официально приоритетной не объявлена, будет финансироваться заметно лучше с нынешним годом. Речь идет об обороне и финансировании правоохранительных органов. В 2004 году на их финансирование уходило 28,7 процентов от общих расходов, а в 2005 на эти цели планируется потратить 31,1 процента расходной части бюджета. Впрочем, это все равно меньше, чем в 2003 - тогда на "оборонку" и милицию с прокуратурой ушли 34,7 процента государственного пирога.

Уже известно, на чем Минфин хотел бы сэкономить в будущем году. Алексей Кудрин заявил, что из почти сорока Федеральных целевых программ только 8 останутся без изменений. Остальные надо или пересмотреть или вообще закрыть. Какие именно программы показались Кудрину неэффективными - "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2010 годы", "Электронная Россия", "Противодействие экстремизму" или "Молодежь России" - пока неясно.

Зато известно другое - в 2005 году, на два года раньше, чем было намечено, правительство планирует запустить руку в стабилизационный фонд. Дело в том, что только на конец 2004 года размер фонда составит 417 миллиардов 61,5 миллиона рублей (что примерно в три раза больше, чем было запланировано). В результате уже в первые месяцы 2005 года объем стабилизационного фонда может превысить порог в 500 миллиардов рублей. Излишки в размере около 180 миллиардов планируется из фонда изъять и потратить на покрытие дефицита пенсионного фонда и фонда медицинского страхования (этот дефицит возникнет в результате сокращения Единого социального налога), а также выплату внешнего долга.

Стабилизационный фонд - это фонд, в который государство собирает излишки денежной массы, появляющиеся у него благодаря высоким ценам на нефть. В стабилизационный фонд поступают доходы от налогов и пошлин, взимаемых с нефтяной отрасли при цене нефти, превышающей 20 долларов за баррель марки Urals. Стабилизационный фонд - своеобразная "копилка на черный день"; предполагается, что когда цены на нефть упадут, он позволит избежать бюджетного кризиса.

Известно, что такой подход к использованию стабилизационного фонда нравится не всем. Например, глава Минэкономразвития Герман Греф считает, что дополнительные поступления от нефтяной отрасли нужно использовать для целевых инвестиций, способных поднять российскую промышленность на новый уровень развития. Многие аналитики утверждают, что финансирование пенсий за счет стабилизационного фонда создаст опасную ситуацию - ведь цены на нефть упадут неизбежно, а государство так и не выработает иных, чем нефтяные доходы, механизмов выполнения своих обязательств.

Однако и у предложения использовать излишки стабилизационного фонда на финансирование специальных программ (например, ипотеки) тоже есть свои слабые места. Дело в том, что организацией таких программ буду заниматься госчиновники. А при нынешней системе госуправления, с ее высоким уровнем коррупции и низкой эффективностью, трудно ожидать, что вложенные средства принесут достойные плоды.

Вот и получается, что лейтмотивом построения бюджета-2005 станут экономия, использование нефтяных сверхприбылей и сокращение социальных обязательств государства. Если следовать приведенной в начале этой статьи аналогии, то власть по своим душевным качествам будет напоминать прижимистого и консервативного рантье, готового тратить ровно столько, сколько необходимо для обеспечения безопасного, но скудного существования.

Елена Любарская

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15