Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

NASA отдает космос в частные руки Комиссия по осуществлению американской космической программы предложила передать часть работ коммерческим фирмам

В американской пословице "Верим только Богу, а остальные пусть платят наличными" заключена суть американского характера - напористого, делового, предприимчивого, инициативного, дерзкого в замыслах и их реализации. На деловых людях стояла и стоять будет земля американская. Впереди пионеров Дикого Запада, морских пехотинцев в Ираке, астронавтов на Луне всегда шел человек в строгом костюме с хитрым взглядом Клинта Иствуда, который, прищурясь, оценивал, сколько можно будет получить от возделывания захваченного пространства. Не удивительно, что в конце концов человек в строгом костюме захотел прибрать к рукам не только Землю, но и космос.

Представляя 14 января 2004 года Америке и мировому сообществу новую американскую космическую программу, Джордж Буш, конечно, в детали не вдавался. Его речь парила поверх голов собравшихся в штаб-квартире NASA в Вашингтоне, поверх тех, кто смотрел его выступление по телевидению на самом верхнем этаже самого высокого небоскреба, даже поверх спутников, которые ретранслировали телесигнал. Буш говорил о высочайших планах, не задумываясь о том, кто будет на Земле готовить их осуществление. Но не легкомыслие президента сподвигло его на такое выступление. Буш знал, что за его плечами стоят надежные советники и эксперты, которые, внимательно слушая своего президента, уже прикидывают, как поудачней исполнить наказ.

  • 2004-2008 - разработка пилотируемого космического корабля, который заменит шаттлы и сможет доставить людей на Луну
  • 2004-2010 - возобновление полетов шаттлов, прекращенных после катастрофы корабля "Колумбия", к Международной космической станции
  • 2010 - прекращение работ на МКС, замена шаттлов новыми кораблями
  • 2010-2014 - беспилотные полеты к Луне
  • 2015-2020 - пилотируемые полеты к Луне, создание на ней обитаемой базы
  • После 2020 - подготовка экспедиции на Марс
  • Эксперты, выбранные президентом, были объединены в специальную группу, которую, не мудрствуя лукаво, назвали "Комиссией по осуществлению американской программы исследования космоса" (Commission On Implementation Of US Space Exploration Policy, или просто Moon-To-Mars, MTM). Председателем комиссии назначили бывшего министра ВВС США Эдварда Олдриджа. Кроме него там оказались люди сплошь деловые и предприимчивые - ученые, военные и, наконец, бизнесмены. Буш дал комиссии ровно сто дней, чтобы она сформулировала свои предложения по сути - не что надо будет делать (об этом рассказал сам президент), а как.

    Ста дней для комиссии оказалось достаточно, чтобы понять про американскую программу две вещи, которые крайне необходимы для достижения успеха в столь короткие сроки. Выводы комиссии оказались вполне американскими. По мнению экспертов, чтобы в 2020 году экспедиция на Марс в полном составе в скафандрах могла махнуть руками репортерам на мысе Канаверал у подножья космической ракеты, нужно не так уж много: во-первых, передать освоение космоса, хотя бы отчасти, в руки деловых людей, а во-вторых, сократить (вплоть до исключения) участие в некоторых проектах государственных чиновников. Собственно, сам доклад комиссии под названием "A Journey to Inspire, Innovate, and Discover" будет опубликован лишь 16 июня, но некоторые его положения уже попали в руки журналистов интернет-сайта Space.com.

    "Комиссия полагает, что частный сектор не только хочет, но и может оказать значительную поддержку в области запуска грузов на низкую орбиту... Чтобы стимулировать развитие этого рынка, NASA должно полностью передать все свои низкоорбитальные запуски коммерческим компаниям", - говорится в докладе. Далее комиссия предлагает Конгрессу создать систему налоговых льгот, премий и прочих экономических механизмов, которые стимулируют корпорации вкладывать деньги в освоение космоса.

    Правда, пока комиссия говорит лишь о беспилотных полетах - человеческую жизнь на откуп частным компаниям никто не даст. Просто после катастрофы шаттла "Колумбия" стало ясно - NASA, при всей его сложной и запутанной структуре не в силах справиться сразу со всеми американскими космическими проектами. Часть из них следует отдать корпорациям.

    ПРЕЗИДЕНТ БУШ УКАЗЫВАЕТ ПУТЬ БУДУЩИМ АСТРОНАВТАМ, фото Reuters

    ПРЕЗИДЕНТ БУШ УКАЗЫВАЕТ ПУТЬ БУДУЩИМ АСТРОНАВТАМ, фото Reuters

    Lenta.ru

    Для того чтобы эти планы воплотились в жизнь, само национальное космическое агентство должно претерпеть не просто реформирование - в NASA должна произойти революция. Изменения затронут всех - от главы космического ведомства Шона О'Кифа, до самого последнего чернорабочего на складе по погрузке тары для запчастей.

    "Структура агентства складывалась десятилетиями - еще со времен полетов "Апполона". В настоящее время NASA представляет собой сеть из 10 "полевых центров" (field centers) - представительств агентства на местах. Эти центры представляют интересы NASA в регионах, занимаются контролем за научными разработками, собственными исследованиями. Но не только этим. По мнению комиссии, они еще отчаянно интригуют друг против друга, выполняют одну и ту же работу, а также выкачивают деньги из федерального бюджета. По всей видимости, минусы в этой ситуации перевесили плюсы, и MTM предложил разобрать агенство на составляющие, изучить их и собрать обратно в более грамотном виде.

    Что же предлагает комиссия взамен старой системы? По мнению членов комиссии, вместо "полевых центров", которые жестко подчиняются центру и лишены гибкости в своей научной работе, следует создать несколько исследовательских центров, финансируемых напрямую из федерального бюджета. Эти центры будут заниматься научной работой, сотрудничать с местными университетами по собственным программам, но главное - им придется соревноваться с частными исследовательскими группами, так как приоритет в выборе подрядчиков для создания тех или иных технологий не будет отдан никому - для обновленного NASA что Boeing, что федеральный научный центр - все едино.

    Оставшаяся часть NASA также претерпит изменения - некоторые департаменты, или, как принято выражаться в агентстве, "предприятия", будут расформированы или слиты с другими. Подробности этих изменений пока неизвестны.

    Кроме того, согласно докладу комиссии, в администрации будет создан специальный орган - Управляющий совет космических исследований, в задачу которого будет входить контроль над всеми составляющими космической отрасли, включая NASA, федеральные центры, а также те отделы частных предприятий, которые будут вовлечены в производственный или научный процесс. Этот совет, возможно, будет возглавлять вице-президент США или другой чиновник высокого ранга. Руководитель этого органа будет докладывать о состоянии дел лично президенту. Создание совета не исключит наличие ныне существующих органов по надзору за космическими исследованиями, а будет поставлен над ними, чтобы координировать и их работу тоже.

    Таковы, в целом, предложения, которые были изложены в докладе. Все они так или иначе направлены к одной цели - вовлечь в процесс освоения космоса как можно больше новых, свежих сил из ресурсов частных корпораций. Так сказать, переливание крови параллельно с хирургическим вмешательством. Утвердит ли президент столь глубокие реформы или попросит их доработать, ясно одно - американцы поставили перед собой чрезвычайно амбициозные задачи, и выполнять их придется ударному авангарду нации - бизнесменам и предпринимателям.

    Понятное дело, хороший бизнесмен не ждет, пока его пригласят к сотрудничеству. Он входит в двери переговорной с готовым пакетом конкретных предложений. Поэтому уже сейчас частные американские корпорации не сидят сложа руки, а активно разрабатывают космические проекты.

    Как известно, в 1996 году в США была учреждена премия X-Prize в размере 10 миллионов долларов, которую получит первый частный космический корабль, совершивший полет на 100-километровую высоту и благополучно вернувшийся на Землю. При этом аппарат должен нести на своем борту экипаж из трех человек и повторить полет в течение двух недель.

    Самолет-носитель White Knight с космическим кораблем SS1. Фото c сайта Scale.com

    Самолет-носитель White Knight с космическим кораблем SS1. Фото c сайта Scale.com

    Lenta.ru

    Всего в конкурсе на X-Prize участвуют 27 команд. Из них самые большие шансы на победу сохраняет компания Scaled Composite, которая создала аппарат SpaceShipOne (SS1). В начале апреля Федеральное управление гражданской авиации США выдало ей лицензию на суборбитальный полет. Первые испытания аппарата SS1 были проведены в конце 2003 года - специально разработанный самолет-носитель White Knight поднял его в воздух с одним пилотом на борту. На высоте 15 километров ракета отделилась от самолета и, самостоятельно развив скорость до 1500 километров в час (примерно в 1,2 раза выше скорости звука), достигла высоты в 20700 метров над землей. Затем SS1 двенадцать минут находилась в свободном планировании и наконец благополучно приземлилась на посадочную полосу.

    Первый частный пилотируемый полет назначен на 21 июня. Планируется, что White Knight поднимет SS1 на высоту около 16 километров, затем космический аппарат с пилотом на борту отделится и самостоятельно достигнет высоты в 100 километров над земной поверхностью. Полет на этой высоте продолжится три минуты, после чего SpaceShipOne начнет снижаться и приземлится на посадочную полосу. Весь полет займет 1,5 часа. Напомним, это произойдет всего через три дня после публикации докалада МТМ.

    Еще один рекорд был поставлен в середине мая, когда частная космическая ракета GoFast, построенная компанией Civilian Space eXploration Team (CSXT), достигла 100-километровой высоты. Запуск был произведен с небольшого космодрома в пустыне Блэк Рок штата Невада. При этом также присутствовали представители Федерального управления гражданской авиации.

    Ракета послала на Землю сигнал с высоты в 100 километров, после чего спустилась вниз на парашюте. Отдельно от ракеты спустился блок со специальной аппаратурой, который ракета выводила в космос. Она провела в открытом космосе несколько минут. Этой высоты GoFast достигла примерно за 14 секунд.

    Ракета-носитель, космический корабль - амбиции частного космического сектора США под стать государственным планам, особенно если учесть, что за ним, в отличие от NASA, не стоит многомиллиардная госиндустрия. А значит, недалек тот день, когда американский бизнес начнет устанавливать в безвоздушном пространстве столбики с надписью "Частная собственность, проход воспрещен".

    Павел Аксенов

    Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
    Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
    Читайте
    Оценивайте
    Получайте бонусы
    Узнать больше
    Lenta.ru разыгрывает iPhone 15