Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Фрадков почти легализовал марихуану Теперь правоохранительным органам придется начать ловить настоящих наркобаронов

Наркополитика - это не политика, в которой все решают наркоманы. Это - отраженный в конкретных законах и программах подход государства к таким неизбежным для современного общества явлениям, как психоактивные вещества и люди, которые их употребляют.

Любое государство, даже самая что ни на есть либеральная Голландия, заинтересовано в том, чтобы и первых и последних в пределах его государственных границ становилось все меньше и меньше. Однако чаще всего их с каждым годом становится все больше и больше. При этом какие-то действия государства могут этот процесс ускорить, а какие-то - замедлить.

До сих пор при выработке наркополитки Европа развивалась в одном направлении, а Россия - в другом. Выражаясь кратко, пока ЕС боролся с наркодилерами, российские правоохранительные органы сажали в тюрьму их клиентов. Хотя за само употребление наркотиков подвергать уголовному преследованию было нельзя, УК в его старой редакции предусматривал уголовную ответственность, наказуемую лишением свободы, за приобретение, хранение, перевозку и изготовление наркотических средств в крупных и особо крупных размерах. При этом "крупным размером" считались даже 5 миллиграммов героина или 0,5 грамма марихуаны. А за три грамма марихуаны человек мог попасть в тюрьму на много лет. Фактически, даже самое минимально необходимое для изменения сознания количество любого психоактивного вещества считалось по старым правилам "крупным".

В результате, любой студент, впервые решивший попробовать марихуану, оказывался в том же положении, что и матерый продавец героина. Оба они рисковали оказаться в руках милиционеров из УБНОНА (позднее - Госнаркоконтроля) и, в конечном счете, в тюрьме. Вопреки ожиданиям российских борцов с наркотиками, это привело не к снижению количества любящих покурить студентов, а к пополнению рядов драг-дилеров. Во-первых, целое поколение в остальном вполне законопослушных молодых людей, употреблявших иногда "легкие" или "клубные" наркотики, оказалось частью криминального мира. Во-вторых, столь строгая наркополитика привела к тому, что на откуп сотрудникам правоохранительных органов было отдано слишком много правонарушителей, организовать поголовную "посадку" которых не было ни возможности, ни желания. В результате, борьба с незаконным оборотом наркотиков стала самым коррумпированным направлением милицейской работы.

При этом тех, кто не смог или не успел откупиться, все равно набиралось достаточно для того, чтобы Госнаркоконтроль мог регулярно рапортовать о феноменальной раскрываемости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Например, только с июля 2003 года специалисты этой службы возбудили 18 тысяч уголовных дел. Нетрудно догадаться, что их фигурантами стали совсем не наркобароны. Имея возможность преследовать употребляющих марихуану студентов и рокеров, сотрудники правоохранительных органов могли расслабиться и отложить настоящую борьбу с наркоторговлей до лучших времен.

Кроме этого, старая редакция УК запрещала информирование населения о способах употребления и приготовления наркотических веществ. Поэтому такие акции, как раздача потребителям психоактивных веществ одноразовых шприцев в обмен на использованные и проведение для них тренингов по предотвращению ВИЧ-заражения, зачастую оказывались в нашей стране пропагандой наркотиков и запрещались местными властями.

Первые попытки изменить создавшуюся ситуацию были предприняты еще в 1998 году. Депутат ГД Валерий Борщев представил в Думу законопроект о внесении изменений в посвященную незаконному обороту наркотиков 228-ю статью УК. Его инициатива поддержана депутатами не была, и рабочая группа по наркополитике была создана при Комитете Госдумы по законодательству только в 2000 году. За время своей работы группа успела забраковать более 20 законопроектов, каждый из которых предполагал ужесточение наказания за хранение наркотиков вплоть до смертной казни.

Так что до недавнего времени казалось, что российские потребители психоактивных веществ (как любящие повеселиться по праздникам студенты, так и страдающие от наркозависимости, то есть больные люди) будут еще много лет считаться преступниками и попадать в переполненные СИЗО, условия содержания в которых Европейский суд признал пыточными. А потом заражаться ВИЧ-инфекцией по той причине, что в их городе раздача брошюр о ее предупреждении приравнивается к уголовному преступлению.

Но тут комиссия сотрудника президентской администрации Дмитрия Козака приступила к подготовке поправок в УК. Которые и были приняты Госдумой в апреле 2004 года. Кроме всего прочего, в новой редакции Уголовного кодекса были "разведены" употребление психоактивных веществ (и связанные с ним их покупка, хранение и перевозка) и собственно сбыт, то есть наркоторговля. Реформа вывела за рамки Уголовного кодекса действия с наркотиками, по объему не превышающими 10 разовых доз. За такие действия человеку теперь может грозить в худшем случае штраф в размере от 5 до 10 МРОТ или административный арест (как за хулиганство). Отныне "крупным размером" стали считаться 10 и более разовых доз, а "особо крупным" - 50 и более разовых доз. Согласно новой редакции статьи 228 УК, "незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет". А те же деяния, "совершенные в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до
трех лет либо без такового".

Однако большого повода для радости это изменение УК еще не предоставляло. Дело в том, что сначала нужно было определить размер разовой дозы для каждого вида наркотиков. А Госнаркоконтроль сразу же предложил кабинету собственный вариант расчета, согласно которому разовая доза, например, для героина могла составить одну миллионную грамма (примерно столько остается на игле после укола), а для гашиша - 0,01 миллиграмма (такое количество этого вещества можно обнаружить только при помощи лупы). Таким образом, эта силовая служба вступила в борьбу за свои будущие высокие показатели, пытаясь сделать внесенные в УК поправки бессмысленными.

Потому что принятие альтернативной схемы расчета средних одноразовых доз, представленной в правительство Минюстом, вывело бы более трети успешно раскрытых правоохранительными органами дел за пределы Уголовного кодекса. Разрабатывая свой проект, специалисты Минюста консультировались с правозащитниками (например, координатором рабочей группы Комитета Государственной Думы по законодательству Львом Левинсоном), которые давно заявляли о тотальном нарушении прав потребителей наркотиков в России, и с МИД РФ. Последний подготовил сводный доклад о применяемых в других странах нормах хранения психоактивных веществ.

Тут и оказалось, что в Дании человек может, не опасаясь попасть в тюрьму, хранить и перевозить до 15 граммов марихуаны, 25 граммов героина, 50 граммов амфетамина или 200 таблеток экстази. Жители Финляндии не боятся носить с собой 100 граммов гашиша, 4 грамма кокаина, 10 граммов амфетамина или 40 порций ЛСД. Похожие цифры приняты и в других странах Евросоюза. При этом специалисты из МИДа отметили, что европейские суды вообще редко берут за основу количественные показатели и каждый раз для осуждения обвиняемого нуждаются в доказательствах того, что имевшиеся у него в наличии наркотики предназначались именно для сбыта.

Короче говоря, МИД порекомендовал российским чиновникам прислушаться к западному опыту. Что и сделал Минюст и предоставил правительству свой, альтернативный проект расчета средних одноразовых доз. Поначалу казалось, что в войне проектов все-таки одержит победу Госнаркоконтроль. Поэтому лоббировавшим либеральный вариант правозащитникам пришлось обратиться к вице-премьеру Александру Жукову, который внес в парламент предложение на два месяца отложить вступление поправок в силу. Что и было сделано, а этих двух месяцев хватило для того, чтобы убедить "кого надо" принять проект, утвержденный Минюстом.

В результате 12 мая вступило в силу постановление Правительства РФ, согласно которому любой человек может, рискуя только административной ответственностью, покупать, хранить и перевозить до 10 средних одноразовых доз. Одноразовая доза составляет: для гашиша - 0,5 грамма, для героина - 0,1 грамма, для кокаина - 0,15 грамма, для амфетамина - 0,1 грамма, для марихуаны (каннабиса) - 2 грамма. Нетрудно подсчитать, что найденный в кармане пакет марихуаны больше не сможет стать основанием для заведения уголовного дела.

Однако Госнаркоконтроль сдаваться не собирается. Его представители уже заявили, что будут добиваться изменения принятой таблицы расчета доз или полной отмены понятия разовой дозы.

Их можно понять. Ведь после вступления в силу поправок к УК, им придется изрядно потрудиться, чтобы оправдать собственное существование.

Елена Любарская

Размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ

Тексты статей 228, 228(1) и 229 УК

Предыдущие материалы по теме:

Мандрагора со склада в Мытищах [06.10.2003]В Москве начался суд над организаторами международного наркокартеля

Баян Ширянов будет сидеть?
[13.03.2003]Постановление ОВД "Басманное" о прекращении уголовного дела против Баяна Ширянова отменено

Национальный интерес США в маковых полях
[26.02.2002]Опиумные плантации не стали препятствием для снятия санкций с Афганистана

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше