Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Европа за открытые "Окна" Еврокомиссия постановила лишить Microsoft монополии

497 миллионов евро - самый большой штраф в истории европейского антимонопольного комитета. А вчерашнее решение - самый крупный проигрыш корпорации Microsoft за всю историю ее антимонопольных тяжб. Дело в том, что указания Еврокомиссии, будучи выполненными, смогут подорвать саму основу маркетинговой стратегии принадлежащей Биллу Гейтсу компании.

Стратегия эта состоит в том, что Microsoft пользуется своим лидирующим положением на рынке операционных систем для того, чтобы продвигать другие программные продукты. 9 из 10 персональных компьютеров в мире оснащены операционной системой Windows. Вместе с Windows Microsoft поставляет большое количество приложений, необходимых на все случаи жизни. Это, например, веб-браузер Internet Explorer, почтовая программа Outlook Express, проигрыватель Windows Media Player.

Дело не только в том, что потребитель получает все эти продукты бесплатно и не очень хочет тратить интернет-трафик на загрузку из сети (или деньги на покупку) аналогичных программных продуктов конкурентов. Даже если пользователь решит предпочесть программу, не произведенную Microsoft, он с большой вероятностью столкнется с массой проблем, связанных с совместимостью этой программы с Windows. Таким образом, Microsoft "по умолчанию" навязывает потребителю целый комплекс программных продуктов и фактически лишает его выбора.

Благодаря этому Microsoft получает возможность устанавливать стандарты на рынке различных компьютерных технологий, а производители альтернативных технологий оказываются в изначально невыгодной позиции и их возможности для продвижения своей продукции очень ограничены. Кроме этого, у компаний нет возможности создавать подходящие для пользователей программные продукты, так как коды, необходимые для обеспечения их совместимости в Windows, Microsoft не раскрывает.

На юридическом языке такие действия Microsoft Corp. можно квалифицировать как "злоупотребление монопольным положением на рынке". Проблемы с антимонопольными службами у корпорации начались достаточно давно. В 1998 году Министерство юстиции США и 20 штатов начали дело о нарушении Microsoft антимонопольного законодательства. В тот раз в центре разбирательств оказался как раз Internet Explorer. Противники Гейтса утверждали, что тесная связка этого браузера с Windows используется для того, чтобы ослабить позицию таких конкурентов Microsoft, как компания Netscape (производитель браузера Netscape Navigator). Представители Microsoft, в свою очередь, заявляли, что объединение Windows и Internet Explorer в один продукт продиктовано исключительно заботой о потребителе, который получал две программы по цене одной.

Первое судебное решение было принято 3 апреля 2000 года. Судья Томас Джексон признал, что компания злоупотребляла своим положением, и обязал Microsoft разделиться на две компании, одна из которых продолжит производить операционную систему Windows, а другая займется исключительно программным обеспечением. На решение, в частности, повлиял тот факт, что Microsoft, как оказалось, угрожал санкциями производителям компьютеров, пытавшимся поставлять потребителям Windows вместе с Netscape Navigator. Адвокаты Microsoft подали апелляцию на вердикт суда.

А в сентябре 2001 года американский Минюст объявил, что между властями и Microsoft было достигнуто мировое соглашение. Это соглашение смело можно назвать победой Билла Гейтса. Microsoft было позволено остаться единой компанией, поставлять Windows вместе с любыми приложениями, включая Internet Explorer, сколь угодно тесно интегрировать работу этих приложений с самой операционной системой и не раскрывать коды, которые могли бы позволить другим компаниям производить продукты под Windows. Обязательства Microsoft были гораздо более скромными. Фактически, корпорация обещала обеспечить заменяемость своих программных продуктов альтернативным "софтом" и не мешать производителям компьютеров продавать "персоналки", оснащенные Windows и, например, Netscape Navigator.

В нынешнем случае с Еврокомиссией представители Microsoft также надеялись, что дело закончится мировым соглашением. На этот раз в центре разбирательства оказался другой бесплатный программный продукт - Windows Media Player, который грозит вытеснить с рынка аналогичные проигрыватели других фирм. На прошлой неделе представители американской корпорации сказали, что готовы оснастить новую версию Windows XP программой Real Player (производимой компанией Real Networks) и другими медиа-проигрывателями, если Еврокомиссия закроет дело.

Однако Марио Монти, глава антимонопольного комитета Еврокомиссии, оказался принципиальным человеком. Он надеется, что принятое вчера решение станет прецедентом, который позволит урезонить наглое поведение Microsoft. Он выдвинул в качестве условия мирового соглашения готовность корпорации полностью отказаться в будущем от практики увязки своих программных продуктов с операционной системой. На это Билл Гейтс пойти не мог.

Поэтому 25 марта состоялось заседание Еврокомиссии, на котором и было принято историческое решение. В течение 90 дней корпорация Microsoft обязана начать поставки на европейский рынок новой версии OC Windows XP - без Windows Media Player. Кроме этого, компании дали 120 дней для того, чтобы поделиться с конкурентами кодами, которые позволят им производить программные продукты, способные бесперебойно работать на базе Windows. Именно эти меры, а не штраф, с выплатой которого у самой богатой компании мира проблем не будет, и могут оказаться угрозой для монопольного положения Microsoft.

Тем более что Марио Монти уже предупредил корпорацию о наличии у Еврокомиссии в производстве еще одного дела, связанного с нарушением Microsoft антимонопольного законодательства. Это дело основано на предположении, что система Windows XP изначально нацелена на то, чтобы значительно облегчить экспансию Microsoft на рынок телекоммуникаций.

Microsoft, тем временем, собирается оспаривать решение Еврокомиссии в суде первой инстанции, а затем - в Европейском суде. Корпорация утверждает, что требование Еврокомиссии предоставить коды конкурентам нарушает закон о неприкосновенности интеллектуальной собственности, а необходимость выпускать Windows без медиа-проигрывателя заставит потребителя платить больше.

Кроме этого, представители Microsoft намекают на то, что несговорчивость Марио Монти может испортить и отношения ЕС с США.

Елена Любарская

Предыдущие материалы по теме:

Homo GPS [02.04.2004]Системы глобального позиционирования встраивают не только в ракеты и телефоны, но и вживляют под кожу людям

Электронные излишества - 2004 [08.01.2004]
Новинки Международной выставки бытовой электроники

Generation 3 [27.12.2003]
В Росиию приходит сотовая связь третьего поколения

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше