Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Политкорректность в дальнем космосе Планета Седна как повод к Третьей мировой войне

15 марта 2004 года астрономы из Калифорнийского технологического института объявили об открытии объекта, который поспешили назвать десятой планетой Солнечной системы. Это нечто, которому первооткрыватели дали имя Седна, имеет в диаметре около 1600 километров (расстояние от Москвы до Берлина) и удалено от Солнца на 2,4 миллиарда километров, то есть в 16 раз дальше, чем Земля. Седна, окрашенная в необычный темно-красный цвет, движется вокруг Солнца по сильно вытянутой эллиптической орбите, совершая полный оборот за 10500 лет. Сейчас она ближе всего к Солнцу, а через пять тысяч лет удалится на расстояние в 10 раз больше нынешнего. У небесного тела, названного в честь эскимосской богини океана, хозяйки тюленей и других морских животных, возможно, имеется даже собственный спутник.

Седна вызвала в научном мире небольшой скандал - во-первых, это самый большой объект в Солнечной системе, обнаруженный после открытия Плутона в 1930 году, во-вторых, непонятно, достаточно ли она велика, чтобы называться планетой, в-третьих, если перевести Седну из планет в астероиды, то Плутон, скорее всего, тоже придется "разжаловать", в-четвертых, это первая планета, название которой взято не из античной мифологии.

Как известно, в центре нашей системы находится звезда по имени Солнце, вокруг которой вращаются теперь уже десять планет. Третья по счету - наша родная Земля. Меркурий с Венерой (номер 1 и 2), а также Марс, Юпитер и Сатурн (четвертая, пятая и шестая) были известны людям еще в древности, так как видны невооруженным глазом и в отличие от неподвижных звезд перемещаются по небосводу. С появлением телескопов начались открытия: в 1781 году была обнаружена седьмая планета Уран, в 1846-м - Нептун, а в 1930-м - Плутон. Последний формально считается девятой планетой Солнечной системы, хотя его орбита вытянута и временами он подходит к Солнцу ближе Нептуна, то есть становится восьмой планетой.

Плутон сложно назвать полноценной планетой по следующим причинам. Все планеты Солнечной системы разбиты на две группы. Ближайшие к Солнцу четыре планеты земной группы имеют сравнительно небольшой диаметр (4865 - 12472 километра). Следующие четыре - это газовые гиганты (диаметр Нептуна, наименьшего из них, составляет 49500 километров). С одной стороны, Плутон с его диаметром в 2300 километров и наибольшим удалением от светила не попадает ни в одну из групп. С другой стороны, за орбитой Нептуна находится так называемый пояс Койпера, населенный астероидами (астероидами принято называть космические объекты диаметром от 1 до 1000 километров). Некоторые ученые считают, что Плутон правильнее называть самым большим объектом пояса Койпера, а не самой маленькой планетой.

Теперь Международный астрономический союз должен решить, считать ли планетой еще и Седну. Естественно, что обнаружившим ее астрономам этого очень хотелось бы, так как открыть новую планету намного почетней - их всего девять, а астероидов в нашей системе более сотни тысяч. Но четких критериев, по которым большой астероид можно было бы отличить от маленькой планеты, не существует, поэтому вопрос о статусе Седны - исключительно философский.

Горячие астрономические головы даже предложили такое: если Седне будет отказано стать планетой, то тогда то же самое надо сделать с Плутоном, исключив этого недомерка из стройных рядов полноценных планет. Профессор Айвэн Вильямс из Международный астрономического союза заявил, что уже создана рабочая группа по статусу Седны, чтобы "отделить неотделяемое", то есть планеты от астероидов. Вероятность "разжалования" Плутона он оценивает невысоко, ведь в 1999 году этот вопрос уже поднимался и был провален: "Сложилась традиция - почти 100 лет мы считаем Плутон планетой". Пока же специалисты называют Седну планетоидом, подчеркивая неопределенность ее положения.

Международный астрономический союз в скором времени должен будет окончательно утвердить и название планеты. До сих пор все планеты и их спутники (кроме Земли с Луной) именовались в честь персонажей древнеримской и греческой мифологии. Например, Плутон - правитель царства мертвых в древнеримских мифах, Венера - богиня любви, а Марс, ее брат - бог войны. В XVIII веке Вильям Гершель, открыв седьмую планету, в патриотическом порыве назвал ее Светилом Георга в честь британского монарха Георга III, но его коллеги не согласились, и планета стала Ураном - в честь очередного античного божества, отца Сатурна.

Пока Седна проходит в астрономических каталогах под названием 2003 VB12, и Астрономический союз вполне может отклонить нетрадиционное эскимосское имя. Но, например, Питер Бонд из английского Королевского астрономического общества полагает, что небо уже донельзя заполнено античными богами и полубогами: "Земля - это планета, на которой сквозь пространство плывут все люди - а не только американцы и астрономы".

Вопрос о статусе объекта 2003 VB12, как и о названии, лежит, скорее, в сфере политкорректности. Он сродни спорам о том, следует ли людей с ограниченными возможностями называть инвалидами. Кроме того, древние греки и римляне давно умерли, а вот эскимосы живут. Если новый планетоид назовут Седной, то другие нации тоже могут потребовать восстановления в правах, и над нами вместо привычных Венер и Эросов закружатся Ярилы, Мумбы-Юмбы и, не дай бог, Илюватары.

Страшно представить, что будет, если научное сообщество разделится на христианскую, мусульманскую, языческую, буддийскую и прочие враждующие группировки - это грозит Третьей мировой войной. Столько шума из-за обледенелой каменной глыбы, которая даже в самые мощные телескопы выглядит как маленькая точка красного цвета!

Николай Дзись-Войнаровский