Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Ненасытный Пентагон "Ястребы" во властных структурах США намерены отстоять военный бюджет страны от сокращений

Военный бюджет США при президенте Джордже Буше достиг астрономических сумм, хотя и не превысил показателей, достигнутых в начале 1980-х годов при Рональде Рейгане. Но тогда экономика страны не так страдала от дефицита, как сегодня. Зато сегодня Америка воюет сразу в Афганистане и Ираке, и вопрос о необходимости сокращать военный бюджет воспринимается Пентагоном особенно остро. Vip.Lenta.Ru публикует полный перевод статьи из американского ежедневника Washington Times, посвященной этой теме.

Военные расходы вызывают тревогу

Брэдли ГрэмWashington Post

Резкий скачок военных расходов при президенте Буше повысил планку военного бюджета страны до уровня, невиданного со времен рейгановских трат на оборону в начале 1980-х годов. Законодатели и военные эксперты опасаются, что подобный замах может оказаться не по плечу экономике США, увязшей в глубоком дефиците.

Военные расходы, достигающие 500 миллиардов долларов в год, вызваны исключительным стечением обстоятельств: на балансе Пентагона, помимо задач по наведению порядка в Ираке и Афганистане, одновременно числятся разработки новых видов вооружения, исследования в области революционных технологий и содержание полностью контрактной армии.

Члены бюджетного комитета Сената США, проголосовавшие на прошлой неделе за сокращение суммы, затребованной Бушем для нужд обороны, на 7 миллиардов долларов, дают таким образом понять, что Пентагону пора застегнуть кошелек. Однако ястребы из Министерства обороны поклялись вернуть себе эти деньги и не допустить дальнейшего урезания военного бюджета в Палате представителей.

Предстоящие политические баталии отдаленно напоминают собой те, что происходили 19 лет назад, когда конгрессмены, озабоченные дефицитом федерального бюджета, положили конец наращиванию военных расходов, затеянных президентом Рональдом Рейганом.

"То, что происходит сейчас, напоминает мне 1985-й год, - заявил Джон Хамре, бывший помощник, а впоследствии заместитель министра обороны при президенте Клинтоне, в настоящее время - президент Центра по стратегическим и международным исследованиям в Вашингтоне. - Я думаю, что пик роста военных расходов уже пройден. Размеры бюджетного дефицита и траты на оборону достигли столь шокирующих величин, что отстоять их не сможет ни один политик".

Действительно, в высших военных кругах США тоже, видимо, поняли, что одновременное финансирование всех новых военных проектов бюджету страны не по плечу - и в феврале, например, были остановлены работы по созданию вертолета "Команч".

Среди других наиболее уязвимых оборонных проектов числится целый ряд дорогостоящих программ, задуманных еще во времена Холодной войны и до сих пор не завершенных: истребитель ВВС США F/A-22 Raptor, многопрофильный истребитель F-35 Joint Strike Fighter, двухмоторный самолет V-22 c поворотными роторами для морской пехоты и подлодки класса "Вирджиния" для Военно-морских сил США. Под угрозой оказались и более современные, экспериментальные проекты, такие как перспективная боевая система (Future Combat System) для сухопутных сил, прибрежный боевой корабль (Littoral Combat Ship) для ВМС, поддерживаемая администрацией Буша система противоракетной обороны.

Но отобрать ненужные статьи расходов сегодня куда сложнее, чем во времена Рейгана. По словам официальных представителей Пентагона и экспертов по обороне, рост военного бюджета при Буше связан с важными отличиями текущего момента от событий двадцатилетней давности.

Прежде всего, рейгановская программа развивалась в мирное время, тогда как бюджет Буша ориентирован на финансирование армии, ведущей реальные боевые действия. Операции в Ираке и в Афганистане "утяжелили" военные бюджеты 2003-го и 2004-го годов на 60 миллиардов долларов каждый. На те же цели, по оценкам Белого дома, потребуется еще около 50 миллиардов в 2005 году сверх той суммы в 421 миллиард, которую Буш уже запросил у Конгресса.

"Тот факт, что мы ведем войну, может установить твердую нижнюю планку для оборонного бюджета, которой не было в 1985 году", - считает Гордон Адамс, руководитель программы по изучению оборонной политики в Университете Джорджа Вашингтона.

Другой жирный кусок военного бюджета Джорджа Буша предназначен на увеличение зарплат, расходов на медицинское обслуживание и повышение пенсий, необходимых для содержания полностью профессиональной армии, состоящей из семейных военнослужащих. Ничего подобного не было во времена Рейгана, который тратил деньги главным образом на закупку новых партий танков, вертолетов, самолетов и другого военного снаряжения.

"Большая часть дополнительных средств, выделенных нам президентом, уходит не на обновление парка военной техники и не на развитие военной структуры, а на выплаты личному составу, - говорит генерал-лейтенант Джерри Синн, главный армейский финансист. - Но если бы у нас не было этих денег, нам пришлось бы задуматься о сокращении части военнослужащих".

Действительно, именно высокая стоимость содержания солдат и офицеров заставила министра обороны США Доналда Рамсфелда воспротивиться намерению ряда конгрессменов увеличить численный состав регулярной армии США, чтобы уменьшить нагрузку, которую сегодня приходится нести одному миллиону четыремстам тысячам военнослужащих, состоящих на действующей службе, и еще миллиону двумстам тысячам резервистов.

Синн приводит данные, согласно которым средняя ежегодная зарплата офицерского состава почти удвоилась по сравнению с показателями за 1990 год - до 115 тысяч долларов против прежних 68 тысяч. Расходы увеличивает и карьерный рост - сегодня в действующей армии служит больше офицеров и сержантов, чем прежде.

"При Рейгане мы закупали большое количество техники и оружия, - говорит Хамре. - Сегодня военная машина США существенно изменилась - боевых частей стало меньше, поступление вооружений в войска сократилось. И все же мы тратим на содержание армии такие же деньги. Это добром не кончится".

В ходе своей предвыборной программы Буш обещал навести строгую финансовую дисциплину в Пентагоне и внедрить новые, "революционные" технологии, способные превратить армию США в более подтянутую, мобильную силу, нацеленную на ведение боевых действий в условиях ограниченных региональных конфликтов и на борьбу с террористами, вместо противостояния несуществующему ныне Советскому Союзу.

Но вышло наоборот - после терактов 11 сентября 2001 года расходы на оборону резко увеличились, и Пентагон почувствовал, что способен "потянуть" как те программы, что достались ему в наследство от Холодной войны, так и разработку "с нуля" новых видов вооружения, таких как система противоракетной обороны, беспилотные летательные аппараты или спутники с лазерной системой коммуникации. За все время при Буше, вплоть до прошлого месяца, когда кончились деньги на "Команчи", Пентагон остановил лишь две сопоставимые по стоимости программы - разработку армейских гаубиц Crusader и системы противоракетной обороны для кораблей ВМС США.

В конце 2001 года Буш одобрил план по развитию военного бюджета, который предусматривал наращивание расходов на 10 миллиардов долларов в год, плюс компенсации с учетом инфляции, на весь срок его президентства и далее. В действительности этот рост оказался гораздо значительнее.

Так, уже в 2002 году рост расходов на нужды обороны, куда вошли не только затраты Пентагона, но и средства для программ по развитию ядерного оружия, которыми заведует Министерство энергетики, достиг 19 миллиардов долларов, а общая сумма военной части бюджета увеличилась до 385 миллиардов. В следующем году она выросла еще на 89 миллиардов, достигнув суммы в 474 миллиарда долларов. Примерно на том же уровне расходы на оборону запланированы и на 2004 бюджетный год.

Для сравнения, военные расходы Рейгана в 1985 году составляли, в ценах сегодняшнего дня, 494 миллиарда долларов.

При Буше, утверждает Адамс из Унивеситета Джорджа Вашингтона, Пентагон привык "не лезть под пули", предпочитая безопасные способы ведения боя, которые были бы невозможны при более жесткой финансовой политике. "Военные привыкли воевать с удобствами", - отметил он.

"Ястребы" от обороны из числа конгессменов намерены решительно отстаивать "свою" часть бюджетного пирога. Республиканец от штата Калифорния Дункан Хантер, глава комитета по делам Вооруженных сил в Палате представителей, и еще 33 парламентария-республиканца направили 25 февраля письмо председателю бюджетного комитета палаты Джиму Насселю (также республиканцу из штата Айова). В этом письме они сообщили, что будут препятствовать любым попыткам урезать военный бюджет, предложенный президентом Бушем.

На последних слушаниях своего комитета, проходивших на прошлой неделе, Хантер заявил, что сокращение военных расходов "было бы ошибкой сейчас, в разгар боевых действий, когда наши солдаты и офицеры воюют с реальным врагом". Он и другие противники бюджетных сокращений указали также на стареющий парк самолетов и другой военной техники, доказывая, что для разработки новых образцов военной техники нужные дополнительные инвестиции, без которых невозможно будет наверстать упущенное за десятилетие неожиданных "каникул", наступивших в 1990-х годах после распада Советского Союза.

Даже при недавнем росте расходов на оборону, отмечают они, доля военных трат составляет всего четыре процента от ВВП США, и это меньше, чем шесть процентов в 1980-х годах. Равным образом, говорят конгрессмены-"ястребы", не достигает показателей того времени и часть военных расходов бюджета - 20 процентов в 2004 году против 28 процентов в 1980-х.

Но, возражают им противники роста военных расходов, сегодня Пентагон поглощает больше половины дискреционных бюджетных трат. В то время как военные при Буше процветают, другие дискреционные категории прозябают, а то и вынуждены сокращать свои расходы.

"Среди других подкомитетов по ассигнованиям Конгресса США есть немало депутатов, включая председателей этих подкомитетов, которые полагают, что скудное финансирование их областей деятельности ставит их в трудное положение, и они с завистью смотрят на военный бюджет, надеясь урвать от него свою долю", - считает республиканец Джерри Льюис (член Палаты представителей от Калифорнии), председатель комитета по ассигнованиям Конгресса США по обороне.

Перевод Vip.Lenta.Ru

Предыдущие материалы по теме:

Пентагон раскрыл Бушу глаза [23.02.2004]Vip.Lenta.Ru публикует перевод статьи из британского издания The Observer

Армия США: версия 2004 [05.02.2004]Американские дивизии разобьют на модули и переформатируют

На Восточном фронте без перемен [15.01.2004]Иракская хроника - 2004

Осторожно, Сирия! [14.01.2004]Соединенные Штаты определились с новой целью для вторжения

Вот ядерная пуля пролетела, и ага... [03.12.2003]Пентагон разрабатывает миниатюрное атомное оружие

Индейка президента, или Туда и обратно [28.11.2003]Поездка Буша в Багдад стала самым рискованным пиаром в его жизни

Неудачный маневр [14.11.2003]Американская подлодка "Хартфорд" села на мель у берегов Сардинии

Америка работает на гусеницы [15.09.2003]Washington Post подсчитала, на что уйдут 87 "иракских" миллиардов

Россию ненароком пристегнули к "оси зла" [12.03.2002]Секретный доклад Пентагона содержит план применения ядерного орудия против семи стран, в том числе и России

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше