Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Иракское досье Версия Буша и версия Блэра

Сомнения в истинности иракского досье - разведданных о наличии у Саддама оружия массового поражения - появились в США и Британии еще до нападения на Ирак. С начала войны прошел уже почти год, ОМП до сих пор не найдено, а расследования обстоятельств появления пресловутого досье начались только в феврале 2004 года. Если фальсификация разведданных подтвердится, то премьер-министр Великобритании Тони Блэр и президент США Джордж Буш заплатят за нее своими постами.

Иракское досье: версия США

17 марта 2003 года президент США Джордж Буш-младший выступил с обращением к нации и ко всему миру, в котором поставил ультиматум Саддаму Хусейну и, по сути, объявил о неизбежности войны против Ирака, если иракский лидер и его сыновья не покинут страну в течение ближайших сорока восьми часов. Причину Буш назвал вполне конкретную: "События в Ираке достигли предела, за которым надо принимать решение. В течение более чем десяти лет Соединенные Штаты и другие государства терпеливо и настойчиво пытались разоружить иракский режим мирным путем. Еще по условиям договора о прекращении войны в Персидском заливе в 1991 году иракские власти пообещали обнародовать данные обо всех имеющихся у них запасах оружия массового уничтожения и избавиться от них. Однако наши надежды на то, что Ирак проявит добрую волю к сотрудничеству, не подтвердились. Разведывательные данные, полученные нашей страной и другими странами мира, не оставляют сомнений в том, что иракский режим по-прежнему продолжает скрывать самые смертоносные виды вооружений из всех, разработанных на сегодняшний день".

20 марта 2003 года американо-британская военная коалиция начала войну авиаударом по Багдаду, а 1 мая 2003 года Вашингтон объявил о полной победе. С тех пор в оккупированном Ираке безуспешно ищут оружие массового поражения (ОМП) или хотя бы его следы.

В июле 2003 года группа экспертов Ассоциации по контролю за распространением оружия обвинила администрацию Буша в искажении сведений разведки для того, чтобы оправдать войну в Ираке. Грег Тильманн, ранее работавший директором Управления разведки и исследований Государственного департамента США, заявил, что к началу войны Ирак не представлял никакой угрозы ни для США, ни для своих соседей. Его ракеты не могли долететь до Израиля, Саудовской Аравии или Ирана. По словам Тильманна, подход администрации Буша к проблеме Ирака был такой: "Мы уже знаем все ответы, дайте нам разведданные, чтобы их доказать". Тильманн сообщил, что администрация исказила сведения разведки, чтобы использовать их в политических целях. В Ираке не было никакой ядерной программы, и хотя директор ЦРУ Джордж Тенет сообщил Конгрессу о том, что в распоряжении Хусейна есть ракеты "Скад", на самом деле в сообщениях разведки говорилось лишь о том, что местонахождение этих ракет неизвестно. Грегори Тревертон, бывший заместитель председателя Национального совета разведки, а ныне - ведущий аналитик исследовательской группы "Рэнд", указал, что администрация Буша постоянно использовала разведданные в качестве доказательств, тогда как на самом деле они часто являются лишь мнениями специалистов. Джозеф Чиринчионе, эксперт по контролю за распространением оружия Фонда международного мира Карнеги, заявил, что эксперты ООН хорошо поработали, отыскивая и уничтожая иракское оружие, а администрация Буша "выставила их дураками" и при этом в своих заявлениях пошла намного дальше подтвержденных разведкой фактов.

Президент Буш на все это ответил коротко: "Я абсолютно уверен в принятом мною решении". А министр обороны США Доналд Рамсфелд заявил, что администрация решила провести военную операцию в Ираке в связи с тем, что после 11 сентября 2001 года угроза, которую представлял режим Хусейна, рассматривалась с совсем иных позиций: "Коалиция действовала в Ираке не потому, что мы обнаружили какие-то сенсационные новые свидетельства того, что Ирак пытается добыть оружие массового уничтожения. Мы действовали потому, что увидели уже имеющиеся свидетельства в новом свете, пролившемся после терактов 11 сентября". Как эта новая версия сочетается с январским утверждением Буша, что у Саддама есть ОМП, Рамсфелд не пояснил.

В августе 2003-го ЦРУ сообщило: есть сведения о том, что иракское оружие массового поражения находится в долине Бекаа на востоке Ливана, рядом с границей Сирии. Спрятанный в этом районе арсенал включает ракеты "Скад" и компоненты для химических и биологических боеголовок. Как утверждает ЦРУ, это оружие было перевезено в Ливан по соглашению с Сирией и сейчас находится под охраной сирийских и иранских военных. К этому сообщению общественность отнеслась с прохладцей, так как уже начала понимать цену таким "разведданным".

В конце октября Джеймс Клэппер, директор Национального картографического агентства США, которое проводит спутниковую фотосъемку для американской разведки, заявил, что у него есть фотографии, на которых сняты колонны иракских грузовиков, направляющихся в Сирию. Он отметил, что в этих грузовиках могли находиться ракеты и компоненты запрещенного оружия. При этом, отметил Клэппер, сам Хусейн, возможно, даже не знал о подобных перевозках - их производили без его ведома.

Между тем, бывший глава инспекций ООН в Ираке Ханс Бликс в очередной раз подтвердил, что Ирак уничтожил запасы ОМП еще летом 1991 года, а спецслужбы США ошиблись: "Чем больше времени проходит, тем больше я утверждаюсь в мысли о том, что в Ираке ничего найти не удастся".

Советник ЦРУ Дэвид Кей, представляя в начале октября в Конгрессе США доклад о ходе работ по поиску ОМП в Ираке, заявил: "Мы пока не обнаружили следов такого оружия, но в данный момент мы не можем с уверенностью сказать, что у Ирака его никогда не было. Также мы не можем утверждать, что такое оружие существовало до начала войны, и наша задача - найти, где оно сейчас". Джордж Буш, отвечая на вопрос, почему США настаивали на наличии у Саддама Хусейна бактериологических и химических боеприпасов в то время, как поисковым группам, в лучшем случае, удалось обнаружить лишь фрагментарные доказательства этой версии, сказал: "Какая разница? Если он собирался покупать оружие, то тоже был опасен". Под дипломатическим выражением "в лучшем случае, лишь фрагментарные доказательства" скрываются два объекта. Первый - пробирка со штаммом ботулизма, которая была найдена в доме иракского ученого, где она хранилась в холодильнике более десяти лет. Второй - обнаруженные к северу от города Басра тридцать шесть 120-миллиметровых минометных снарядов, которые могли содержать иприт (горчичный газ). Такое предположение было сделано на том основании, что иракцы закопали в землю пресловутые мины еще во времена войны с Ираном (1980-1988 годы), во время которой применялись отравляющие вещества. Лабораторные тесты наличия иприта в просроченных минах не подтвердили.

Таким образом, в поисках ОМП американцы перерыли Ирак в буквальном смысле слова. 21 января вице-президент Дик Чейни сказал о расширении зоны поисков: "Нам нужно дополнительное и довольно значительное время, чтобы осмотреть все ямы, свалки и вообще все места, в которых мы теоретически могли бы обнаружить нечто подобное".

В конце концов, 23 января 2004 года Дэвид Кей, глава американской группы инспекторов по вооружениям, занимающихся поиском ОМП в Ираке, ушел в отставку. Напоследок он сказал: "Не думаю, чтобы эти запасы химического или биологического оружия когда-либо существовали в Ираке. В конце девяностых годов в Ираке не было широкомасштабного производства этих видов вооружений".

25 января на администрацию США обрушился кандидат в президенты от Демократической партии сенатор Джон Керри: "Дик Чейни и другие члены администрации ввели американцев в заблуждение, говоря о положении дел с оружием массового поражения в Ираке. Они должны понести ответственность за использование в качестве аргумента наличие в Ираке ОМП. Я не знаю, являются ли эти заявления результатом плохой работы разведки или намеренным обманом, но у американцев должен быть ответ на этот вопрос".

Белый дом понял, что на обвинения во лжи и некомпетентности, тем более за восемь месяцев до президентских выборов, надо как-то реагировать. Сначала пресс-секретарь администрации Скотт Макклеллан заявил, что данные разведки будут перепроверены. Затем помощник президента по национальной безопасности Кондолизза Райс признала, что сведения американской разведки об ОМП Саддама, ставшие основной причиной начала войны в Ираке, могли быть недостоверными. И, наконец, 2 февраля стало известно, что для расследования обстоятельств появления иракского досье Соединенные Штаты создадут специальную комиссию.

Иракское досье: версия Великобритании

Расследование обстоятельств появления британской версии иракского досье приняло более драматичные формы. Британия поддержала США в войне против Ирака после того, как премьер-министр Тони Блэр убедил парламент в том, что у Ирака есть ОМП, что баллистические ракеты Саддама способны поразить даже британских военных на Кипре и что иракское ОМП находится в состоянии 45-минутной боеготовности. При этом Блэр, как и его американский коллега, тоже сослался на данные разведки. Парламентарии как истинные джентльмены поверили своему премьеру на слово. Однако на фоне неудач американских экспертов, тщетно искавших после окончания войны следы иракского ОМП, 29 мая 2003 года "Би-би-си" передала репортаж, в котором со ссылкой на источник, близкий к правительству, утверждалось, что британская разведслужба MI6 не обладала данными о 45-минутной боеготовности иракского ОМП и что эти ложные сведения были включены в досье под давлением со стороны правительства. В июле было обнародовано имя источника. Им оказался микробиолог доктор Дэвид Келли, советник правительства Великобритании по вопросам вооружения, участвовавший в инспектировании Ирака и связанный с подготовкой пресловутого документа. Сам ученый отрицал, что сообщил "Би-би-си" нечто, позволявшее говорить о наличии в иракском досье заведомо ложных сведений. Однако ему мало кто верил. В результате пожилой человек не выдержал стресса и покончил жизнь самоубийством. Началось расследование обстоятельств самоубийства, которое выяснило, что в смерти Келли никто не виноват, а "Би-би-си" действовало непрофессионально. Главный вывод следствия: вполне возможно, что авторы иракского досье в своих формулировках непреднамеренно усилили впечатление о степени угрозы ОМП Хусейна, но содержание документа соответствовало сведениям, имевшимся в распоряжении разведки на тот момент; утверждение, что правительство знало заранее об отсутствии у Хусейна возможностей для 45-минутного развертывания ОМП, является необоснованным.

Расследование спасло репутацию Тони Блэра. 3 февраля 2004 года он объявил о начале расследования работы MI6 в Ираке (то есть на следующий день после аналогичного заявления Джорджа Буша). Проще говоря, Блэр попытался найти крайнего в разведке.

Однако выяснилась интересная деталь. "Надежный источник", который сообщил MI6 об ОМП и который, как сообщали в неофициальных беседах разведчики, погиб, совершенно неожиданно воскрес. Им оказался подполковник Аль-Даббагх, возглавлявший подразделение воздушной разведки иракской армии. В декабре 2003 года он перед журналистами подтвердил свои прежние высказывания: "Я несу ответственность за предоставление этих сведений. Они на 100 процентов достоверны". Однако Аль-Даббагх утверждал, что у Саддама были химические и бактериологические боеприпасы для минометов, а не баллистические ракеты, как говорил Блэр.

5 января министр обороны Великобритании Джеффри Хун, выступая в парламенте, в целом подтвердил эту информацию. Впрочем, Хун взял вину на себя: во время обсуждения вопроса о нападении на Ирак он не придал значения подобным деталям (то есть разнице между минометом и баллистической ракетой) и не известил о них Блэра. Депутаты сделали вывод, что из-за подобной халатности высших чинов государства вся британская нация была введена в заблуждение. Лидер консерваторов Майкл Говард сказал: "Премьер-министр повел нас на войну, не удосужившись задать себе простой и очевидный вопрос: то самое химическое и биологическое оружие Ирак мог применять только на поле боя или же мог обстрелять ракетами, начиненными ОМП, британские войска на Кипре? Трудно представить себе более пренебрежительное отношение премьер-министра к своим обязанностям".

В конце концов, Блэра "сдал" и американский министр обороны Рамсфелд, комментируя заявления британского премьер-министра о 45-минутной готовности: "Честно говоря, я вообще не помню, чтобы кто-нибудь говорил о чем-то подобном".

Иракское досье: что дальше?

Положение премьер-министра Тони Блэра в настоящее время выглядит шатким. По данным социологических опросов, 68% англичан полагают, что комиссия по расследованию обстоятельств появления досье создана лишь для видимости, 54% думают, что Тони Блэр лгал, когда говорил об угрозе, исходящей от Хусейна, а 51% считает, что премьер-министр должен уйти в отставку.

Позиции Джорджа Буша более прочны. Он создал для расследования обстоятельств появления иракского досье спецкомиссию по образцу комиссии Уоррена, которая расследовала убийство Джона Кеннеди в 1963 году. Членов комиссии Буш назначил сам. Кстати, комиссия Уоррена работала десять месяцев, и ее деятельность не привела ни к каким результатам. Вероятно, что и эту комиссию постигнет та же участь. Тем более, что, скорее всего, она завершит свою деятельность после президентских выборов, которые назначены на ноябрь 2004 года.

Однако к каким бы выводам ни пришли комиссии Блэра и Буша, на данный момент факты упрямо свидетельствуют - ОМП в Ираке нет.

Николай Дзись-Войнаровский

Предыдущие материалы по теме:

Очищение Блэра [28.01.2004]
Расследование дела доктора Келли завершилось полным оправданием британского премьера

Смерть доктора Келли [25.07.2003]
Самоубийство никому не известного биолога грозит отставками в высших эшелонах власти Великобритании

Миражи в пустыне: абсолютное оружие Хусейна [07.04.2003]
США не могут найти доказательства вины Саддама Хусейна

Боже, благослови Америку [18.03.2003]
Полный текст ультиматума Джорджа Буша Саддаму Хусейну

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше