Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

За терроризм платят, но не все 11 сентября 2001 года как страховой случай

11 сентября 2001 года произошел самый крупный теракт в современной истории. Два самолета врезались в башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (ВТЦ), третий самолет упал на здание Пентагона, и еще один разбился в окрестностях города Шэнксвилль, штат Пенсильвания. В результате терактов погибли почти 3 тысячи человек, более 4 тысяч получили ранения. С тех пор прошло почти два с половиной года, слова "11 сентября" стали нарицательными, но еще не все вопросы, связанные с терактами, разрешены.

Сложные вопросы

Необходимость нести ответственность перед обществом не вызывает энтузиазма ни у какой власти. И США здесь не представляют исключения. Например, "Комиссия 11 сентября", которая проводит независимое расследование обстоятельств сентябрьских терактов, в очередной раз сталкивается с нежеланием Белого дома предоставить необходимые для этого документы. 9 февраля сопредседатели "Комиссии 11 сентября" Томас Кин и Ли Хамильтон объявили о своем намерении требовать эти бумаги через суд.

Речь идет о докладе ЦРУ президенту США, датированном 11 сентября 2001 года, в котором содержится информация об оперативной обстановке накануне теракта (в Соединенных Штатах глава государства каждый день получает от разведчиков отчет о ситуации в стране). Эта информация может пролить свет на причины произошедшего и объяснить, почему нападение пилотов-смертников не было предотвращено. Однако любой отчет ЦРУ является строго секретным документом, благодаря чему сотрудники администрации Буша имеют возможность скрывать документы от комиссии.

Однако Кин и Хамильтон не собираются отступать. За время работы организованной еще в феврале 2002 года комиссии они привыкли к различным проволочкам со стороны Белого дома. Разговор о предоставлении секретного отчета ЦРУ длится уже много месяцев. 13 ноября "Комиссия 11 сентября" и Белый дом, казалось, договорились о том, что четверо из десяти членов комиссии получат доступ к отчетам разведчиков. Однако документы так и не были предоставлены. Между тем Кин и Хамильтон полагают, что 11 сентября ЦРУ уже было известно о планах "Аль-Каеды" угнать несколько самолетов. При этом, считают члены комиссии, важная оперативная информация не получила должного внимания, в результате чего теракт не был предотвращен.

Однако действия разведчиков - не единственное, что беспокоит членов "Комиссии 11 сентября". Инициатором ее создания стали обе палаты американского парламента, которых в этом начинании поддерживали также родственники погибших осенью 2001 года людей. Комиссия, в частности, намерена рассмотреть такие вопросы, как война против терроризма, которую США ведут уже третий год, и перспективы этой войны. Работа комиссии чрезвычайно важна в предвыборный год, и ее результатов с нетерпением ждут оппоненты Буша. Именно теракт 11 сентября стал началом цепочки событий, завершившейся войной в Ираке. Теперь тех, кто сомневается в компетентности или искренности Буша, а также всю американскую общественность интересует следующее:

  • природа отношений правительства США с Осамой Бин Ладеном в восьмидесятые годы, когда последний сотрудничал с ЦРУ (тогда афганские талибы пользовались американской поддержкой в своей войне против собственного светского правительства и СССР), а также предполагаемые контакты агентов ЦРУ с лидером "Аль-Каеды", имевшие место летом 2001 года
  • необходимость американской военной экспансии в Афганистане в 2002 году (обоснованием для которой как раз и послужили теракты 11 сентября), обоснованность вторжения в Ирак в 2003 году и правомочность утверждений Буша, считавшего, что режим Саддама Хусейна связан с мировой террористической сетью и представляет собой угрозу для безопасности США
  • наличие у членов современной "неоконсервативной группировки" в администрации Буша (таких "ястребов", как Дональд Рамсфельд, Дик Чейни и Пол Вулфовиц) связей с нефтяными и военно-промышленными корпорациями, у которых есть определенные интересы на Ближнем Востоке

Работа "Комиссии 11 сентября", которая завершится 27 мая 2004 года, сможет если не дать ответы на перечисленные вопросы, то хотя бы создать основание для дальнейшей открытой дискуссии на эту тему.

Простой вопрос

Тем временем бизнес-сообщество следит за выяснением вопроса, гораздо менее сложного, чем описанные выше. 9 февраля федеральный суд США приступит к выяснению того, считать ли теракт, произошедший 11 сентября, одним страховым случаем или двумя. В понедельник суд приступил к рассмотрению иска менеджера группы компаний, арендовавших разрушенные здания ВТЦ, Ларри Сильверстейна, к страховщикам. Сильврестейн требует, чтобы компании, с которыми у него был заключен договор о страховании башен-близнецов, выплатили его клиентам 7 миллиардов долларов, сами же страховщики, крупнейшим из которых является Swiss Re, готовы расстаться только с 3,5 миллиарда.

Клиенты Сильверстейна арендовали ВТЦ менее чем за два месяца до теракта. Сильверстейн начал процесс подготовки договора со страховыми компаниями только в июле 2001 года, и к 11 сентября все тонкости еще не были ясны. Однако Сильверстейн успел подписать со страховщиками предварительное соглашение. Как раз подробности этого соглашения и стали сейчас темой судебного спора.

Согласно представителю страховых компаний, соглашение основывалось на так называемой "форме Уиллиса". Эта форма не предполагает возможности интерпретировать теракт 11 сентября как два отдельных страховых случая. Поэтому компании во главе со Swiss Re готовы выплатить клиентам Сильверстейна только сумму полного страхового покрытия, то есть 3,5 миллиарда долларов.

Сильврестейн же утверждает, что при подписании соглашения имелась в виду форма, созданная некогда Travelers Group Property Casualty Corp. Эта форма не содержит четкого определения "страхового случая", что дает Сильверстейну возможность требовать в суде выплаты двойного страхового покрытия, так как разрушены были две башни, в которые врезались два разных самолета, и произошло это с интервалом в 15 минут.

На первом этапе слушаний суд решит, какой из форм следует руководствоваться при определении суммы выплаты. После этого Сильверстейну предстоит отдельное разбирательство, на котором будет решено, считать ли теракт двойным или одинарным страховым случаем. В конце концов, суд выяснит, какая компания и сколько должна заплатить клиентам Сильврестейна. За исходом дела все следят с большим интересом, так как 7 миллиардов должно хватить на сравнительно быстрое восстановление центра. Если же Сильверстейн и его клиенты получат всего 3,5 миллиарда, то никакого архитектурного шедевра на месте разрушенных башен не появится еще в течение многих лет.

Решенный вопрос

Зато вопрос о компенсациях, причитающихся людям, пострадавшим 11 сентября 2001 года, и родственникам погибших, уже решен. В декабре 2003-го года истек срок подачи заявлений на получение финансовых выплат. От компенсаций, предоставленных федеральным правительством США, не отказался почти никто. 2925 из 2976 семей, чьи члены оказались жертвами теракта, обратились в фонд помощи и получат выплаты к 15 июля 2004 года.

Размер компенсации колеблется от 250 тысяч долларов до 7 миллионов. Для каждого отдельного случая он высчитывался на основании возраста жертвы и его заработка. Кроме этого, в учет брались выплаты, которые семья получила или получит из других источников, таких как пенсионные фонды и страховые компании. Что касается 4300 человек, раненых в результате теракта, то они также получат компенсацию, не облагаемую налогом.

Российский ответ

В Российской Федерации ситуация с выплатами компенсаций обстоит по-другому. Как семьи людей, погибших при штурме театрального центра на Дубровке в 2002 году, так и семьи тех, кого не стало после теракта в метро 6 февраля 2004 года, получают по 100 тысяч рублей от правительства Москвы. Пострадавшие, проходившие лечение в стационаре, получают по 50 тысяч рублей, а те, кому была оказана амбулаторная помощь - по 3 тысячи. Что касается страховых выплат, то метрополитен как объект, представляющий повышенную опасность, застрахован компанией "РОСНО", в том числе и от гражданской ответственности. Однако, по утверждению сотрудников компании, теракт не входит в число страховых случаев. Больше Московскому метрополитену повезло с компанией "Спасские ворота", которая, будучи страховщиком его имущества, обещала полностью выполнить свои обязательства.

Зато чего в России теперь точно не будет - это парламентской комиссии для расследования обстоятельств пятничного теракта. Или любого другого. Наша власть платить рейтингом за терроризм не намерена.

Елена Любарская

Предыдущие материалы по теме:

Спецпроект Vip.Lenta.Ru "Черная пятница"

Владикавказские несяности [04.02.2004]Терроризм, похожий на бизнес. Бизнес, похожий на терроризм.

"К гражданам России, пострадавшим от государственного терроризма" [14.04.2004]Vip.Lenta.Ru публикует полный текст обращения кандидата в президенты РФ Ирины Хакамады

Москва заплатит за Норд-Ост [26.09.2003]Но не всем и не слишком много

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше