Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Тайна четвертой планеты Загадки Марса: искусственный спутник Фобос, каналы, высохшие русла рек, пирамиды, сфинкс.

25 декабря 2003 года европейский аппарат "Бигл-2"совершил посадку на поверхности Марса. После приземления (вернее, примарсения) он на связь не вышел. Очередная попытка поисков жизни на Красной планете провалилась. Ученые теперь надеются только на американские марсоходы, первый из которых сел на планету 4 января 2004 года в 7:35 по московскому времени, а второй прибудет к Марсу 25 января.

Впрочем, судьба европейского аппарата уже никого не удивила. Большинство экспедиций к Марсу заканчивались неудачей. Имя самого мужественного римского бога досталось планете с истинно женским характером - далекой, загадочной и недоступной.

Список тайн прилагается...

Марс - четвертая планета Солнечной системы, находится от центрального светила в полтора раза дальше, чем Земля. Это одна из причин того, что температура его поверхности в зависимости от времени суток и широты колеблется от -100°C до +27°C. Марсианский год длится 687 земных суток, сутки практически равны земным, диаметр планеты в два раза меньше. Сила тяжести - 2/5 земной. Атмосфера Марса в 100 раз разреженнее нашей и почти целиком состоит из углекислого газа. Несмотря на это на планете бушуют сильнейшие бури. Например, в 1971 году поднятая ветром пыль на два месяца закрыла поверхность Марса. Планета покрыта песками красноватого оттенка, за что и получила прозвище Красной. Рельеф - равнины, метеоритные кратеры, горы. Самая высокая гора - Олимп (27 километров). На Марсе есть гигантский разлом длиной около 4 тысяч километров и две снежные полярные шапки.

У планеты два спутника - Фобос и Деймос, что в переводе означает Страх и Ужас. Фобос - изрытая метеоритными кратерами глыба картофелеобразной формы 21-26 километров в поперечнике. Диаметр Деймоса - 13 километров.

Подытожим: на Марсе отсутствуют тепло, кислород и вода. То есть жизнь на Марсе - по крайней мере, белковая - зародиться не могла. Тем не менее, земляне вновь и вновь пытаются ее там найти. Почему?

В 1877 году астроном Джованни Скиапарелли, наблюдая планету в телескоп, обнаружил, что она расчерчена прямыми темными линиями, которые он назвал каналами. Долгое время считалось, что каналы - это создание разумных существ. Когда появились более мощные телескопы, выяснилось, что никаких каналов нет, а есть лишь горные хребты, разломы и прочие естественные детали рельефа, сливающиеся издалека в прямые линии. В общем, каналы - это оптический обман. Так рухнула первая попытка найти жизнь на Марсе.

Однако позже на планете были обнаружены объекты, очень напоминающие высохшие русла рек. По одной из гипотез, миллионы лет назад атмосфера на Марсе имела другой состав, была плотнее и теплее, а по планете текли реки. Значит, могла существовать жизнь, по крайней мере, в форме бактерий, которая после наступления марсианского "ледникового периода" спряталась от холода, ветров и ультрафиолетового излучения под землю. Во всяком случае, некоторые земные микроорганизма смогли бы выжить даже в таких суровых условиях.

Второй фактор, притягивающий ученых - Фобос. Этот спутник Марса имеет каменную поверхность, достаточно большие размеры, но при этом очень малую массу. Следовательно, Фобос - полый внутри. Но могла ли естественным образом возникнуть такая планета? Вряд ли. Эта цепочка размышлений привела некоторых ученых к выводу, что Фобос - искусственный спутник Марса, созданный загадочными инопланетными силами.

И, наконец, визитная карточка четвертой планеты - пресловутые пирамиды и сфинкс. В 1979 году американские ученые, обрабатывавшие сделанные аппаратами "Викинг" фотографии, были поражены - с одного из снимков на них смотрело лицо древнеегипетского сфинкса! Обработав все фотографии района Цидония, исследователи нашли на пятачке 20 на 20 километров еще и пирамиды. Качество снимков "Викингов" оставляло желать лучшего, поэтому сразу же появилась версия, что древнеегипетские артефакты на Марсе - это, как и каналы, очередная оптическая иллюзия, а не творения исчезнувшей цивилизации. Съемки, сделанные американской станцией "Одиссей" в 2002 году, разочаровали энтузиастов. На них видно, что лицо сфинкса и пирамиды - это на самом деле причудливо освещенные холм и горы.

Раньше всех корабль к Марсу послал СССР - это была автоматическая межпланетная станция "Марс-1". Первую посадку на планету совершил 2 декабря 1972 года советский "Марс-3". Американцы тоже запускали к Красной планете станции серий "Маринер", "Викинг" и некоторые другие. Однако многие экспедиции заканчивались неудачей. Последнее время неудачи преследовали наших планетологов - в 1989 году автоматические межпланетные станции "Фобос-1" и "Фобос-2" были потеряны в космосе из-за неисправностей на борту, а в 1996-м "Марс-96" упал в Тихий океан. Чаще всего станции теряли связь с Землей на долгом пути к планете (полет длится 6-18 месяцев) или выходили из строя при посадке (предположительно, из-за песчаных бурь или происков инопланетян, не желающих идти на контакт с землянами). Из двенадцати примарсившихся советских и американских аппаратов, лишь три – «Марс-3», «Викинг-1» и «Викинг-2» - успешно провели все запланированные научные исследования и не вышли из строя.

В 1976 году на Марс сели американские аппараты "Викинг-1" и "Викинг-2", которые взяли пробу грунта на наличие бактерий. Тест дал положительный результат, что подогрело энтузиазм сторонников неземной жизни. Однако другие эксперименты, проведенные "Викингами" сенсацию не подтвердили, поэтому вопрос о населенности Марса остался открытым.

Европейский "Марс Экспресс" с пристыкованным к нему "Биглем" был выведен в космос в июне 2003 года с Байконура российской ракетой-носителем "Союз-У-ФГ". "Бигл-2" должен был провести эксперименты по поиску останков биологической жизни - окаменелостей, углерода органического происхождения. Для этого на аппарате находился измельчитель породы, спектрометр и микроскоп. Внешне приземлившийся "Бигл" напоминал ромашку 190 сантиметров в диаметре. В центре - блок аппаратуры со "стеблем" (механической рукой для забора грунта), по бокам круглые лепестки солнечных батарей. Масса спускаемого аппарата - 33 килограмма. Кроме того, на "Бигле-2" была установлена стереоскопическая видеокамера.

Впрочем, у Европейского космического агентства есть утешение - материнский аппарат "Марс Экспресс" вышел на орбиту Марса, чтобы исследовать планету с помощью спектрометров и делать стереофотоснимки.

Вся надежда на "Возможность" и "Дух"

Европейцам наступают на пятки американцы. Марсоход "Спирит" (Spirit - по-английски дух) совершил посадку 4 января 2004 года, а "Оппотьюнити" приземлится (Opportunity - возможность) - 25 января. Шестиколесные мини-роботы высотой 1,5 метра и примерно столько же в диаметре весят по 180 килограммов. По плану они должны продвигаться по 40 метров в день до апреля 2004 года. Столь низкая скорость объясняется тем, что аппараты буду двигаться только днем – когда работают солнечные батареи и есть связь с Землей. Следует учесть, что радиокоманды с нашей планеты идут до Марса около получаса, и столько же времени в центр управления полетом летит информация с Красной планеты. Кроме того, аппаратам придется тратить время на научные эксперименты и преодоление препятствий (учитывая размеры марсоходов, им придется объезжать даже крупные камни). Роботы оборудованы рукой-манипулятором для взятия проб. «Спирит» и "Оппотьюнити" выяснят состав и происхождение почв и минералов. Они не будут ставить специальных экспериментов по поиску жизни, а займутся выяснением того, действительно ли миллионы лет назад на Марсе текли реки. Если ответ на вопрос будет положительным, то весьма вероятно, что здесь существовала жизнь. Первый марсоход сел в кратер Гусева, где, по мнению ученых, в древности могло существовать большое озеро. Второй приземлится на плато Меридиана, где имеются запасы гематита - на Земле этот минерал образуются в горячих источниках.

Виды на Марс есть и у нашей страны. В декабре 2003-го российские ученые объявили, что готовят проект "Фобос-Грунт" - автоматический аппарат слетает на Фобос, возьмет пробу грунта и доставит ее на Землю в 2007 году.

Окончательный ответ на вопрос "Есть ли жизнь на Марсе?" может дать только пилотируемая экспедиция. Детальные чертежи марсианского корабля, рассчитанного на экипаж из 4 человек, давно лежат в архивах Ракетно-космической корпорации "Энергия", но денег на осуществление такого проекта в ближайшее десятилетие не найдется ни в России, ни в Соединенных Штатах.

Николай Дзись-Войнаровский

Предыдущие материалы по теме:

Век авиации: от аэроплана до шаттла [18.12.2003] В будущем самолеты смогут плавать под водой, ездить по рельсам и летать в космос

Космический мусор [27.11.2003] Консервная банка - главный враг астронавта

Небесная империя: от пороха до лунной базы [15.10.2003] Во 2 веке китайцы изобрели первые ракеты - пороховые "огненные стрелы", 15 октября 2003 года они отправили человека в космос, а в 2030-м построят на Луне обитаемую базу.

Двигатель джедаев [30.09.2003] Объединенная Европа воплотила в жизнь голливудскую фантастику