Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Неудачный маневр Американская подлодка "Хартфорд" села на мель у берегов Сардинии

В среду пресс-секретарь Шестого флота США, капитан второго ранга Кейт Мюллер, публично объявила о событии, которое уже две недели обсуждается на страницах и в интернет-сайтах различных западных СМИ, - в ночь с 25 на 26 октября американская подводная лодка "Хартфорд" потерпела аварию в Средиземном море, в результате чего боевое задание Пентагона оказалось сорвано, лодке предстоит дорогостоящий ремонт, а ее командирам грозят серьезные наказания.

Столь длительное молчание руководства американских ВМС вполне объяснимо - если бы не дотошные журналисты, история о неудачном маневре "Хартфорда" в районе небольшого острова Капрера, что у северной оконечности острова Сардиния, навсегда осталась бы лежать в папке с грифом "Совершенно секретно". Однако в данном случае военных подвели не столько представители прессы, сколько родственники подводников, которые, попрощавшись со своими близкими на полгода в начале октября, менее чем через месяц узнали, что поход уже практически окончен и моряки направляются домой. Кто-то поделился своим недоумением с местной газетой, после чего новость подхватили крупные СМИ и, в числе прочих, агентство Associated Press.

Подробности инцидента

Как известно, на Сардинии расположена одна из главных баз подводного флота США в Средиземном море под названием Ла Маддалена. Именно оттуда вышла вечером в субботу подлодка "Хартфорд", на борту которой находился сам командующий базой контр-адмирал Грег Паркер. Видимо, чем выше звание американского военного моряка, тем лучше он знает лоцманское дело - во всяком случае, по словам все той же Мюллер, на Маддалене заведено, что всякий раз, когда субмарина США покидает базу или подходит к ней, на борт для сопровождения поднимается либо сам командующий, либо его начальник штаба.

Однако на этот раз лоцманское чутье подвело контр-адмирала. Пробираясь восточным проливом вокруг Капреры - к слову сказать, довольно мелким и изобилующим скалистыми островками, - субмарина со всего маху села на камни. Удар, по словам итальянских официальных лиц, позднее комментировавших этот эпизод, был "чудовищной силы".

Итальянцы, возможно, преувеличивают, но лодка, действительно, получила серьезные повреждения в области руля и винтовых лопастей. Также вышли из строя акустическое оборудование и навигационная электроника. Никто из членов экипажа, включая контр-адмирала, не пострадал, целостность обшивки нарушена не была. Ядерный реактор лодки, по словам американцев, также оказался вне опасности.

Тем не менее "Хартфорд" оказался выведен из строя надолго. Под воду ушли водолазы с фотокамерами, которые отослали получившиеся снимки в Вашигтон. Тамошние начальники приняли решение: подлатать, что можно, на месте, а затем идти на ремонтную базу в Норфолк, штат Вирджиния. Вскоре поврежденная субмарина оторвалась от негостеприимного итальянского дна и уползла в неназванный средиземноморский порт для предварительного ремонта, который позволит ей выдержать переход через Атлантику. Кстати, командование ВМС США уже заявило, что на окончательное восстановление "Хартфорда" понадобятся десятки миллионов долларов.

Что такое "Хартфорд"

Атомная подлодка "Хартфорд", относящаяся к субмаринам класса "Лос-Анджелес", была спущена на воду в декабре 1993 года, а через год, в декабре 1994-го, поступила на вооружение ВМС США. Свое имя подлодка получила в честь парового корвета времен Гражданской войны, служившего флагманом легендарному адмиралу Дэйвиду Фаррагуту, который, стоя на его мостике, бил южан в ходе осады Нового Орлеана, Виксбурга и Мобила.

"Хартфорд" специально приспособлен для выполнения боевых заданий на мелководье, в частности - для ведения минной войны, прибрежной разведки, поддержки десанта и проведения поисково-спасательных операций. Способность наносить удары по целям на суше, на поверхности воды и под водой делает "Хартфорд" одним из самых многоплановых и мощных подводных кораблей США. Подлодка оснащена системой для стрельбы ракетами "Гарпун" и "Томагавк" и четырьмя 533-миллиметровыми торпедными аппаратами для торпед марки Мk-48.

Длина подводного корабля - 110 метров, наибольшая ширина - 10 метров, водоизмещение 7 тысяч тонн. На борту находится один атомный реактор. На поверхности воды "Хартфорд" способен развивать скорость до 15 узлов в час, на глубине - до 32 узлов. Экипаж, по разным данным, составляет от 119 до 129 человек. Порт приписки - Гротон, штат Коннектикут. Стоимость субмарины - около 900 миллионов долларов.

Разбор полетов

Угробить подобное чудо техники безнаказанно не получилось. Сразу после инцидента возле острова Капрера Пентагон потребовал крови. Первыми и главными жертвами стали старшие по званию - командир подлодки капитан второго ранга (Commander) Кристофер Ван Метр, занявший эту должность всего четыре месяца назад, и уже упомянутый горе-лоцман контр-адмирал Паркер. Оба они на следующий же день после аварии были смещены со своих постов и вызваны на ковер в США. По словам Кейт Мюллер, контр-адмирал Стивен Стэнли, командующий подводным флотом США в Средиземном море, "утратил веру" в их профессиональные качества.

Теперь судьбу Ван Метра и Пакрера будет решать специальная комиссия, которой предстоит выяснить, было ли вызвано столкновение лодки с грунтом стечением случайных обстоятельств или оно было спровоцировано действиями командиров. Если будет установлено, что авария "Хартфорда" произошла из-за неграмотного управления, карьере обоих офицеров придет конец. По словам Мюллер, не исключена возможность их судебного преследования.

Помимо старших начальников, пострадали еще шесть человек. Один офицер и один матрос из состава экипажа "Хартфорда" также были освобождены от своих обязанностей и списаны на берег в распоряжение Четвертой эскадры подводных лодок, базирующейся в Гротоне.

Остальные - два офицера и два матроса, отвечавшие в момент аварии за управление лодкой, - не понесут юридической ответственности, но будут наказаны в дисциплинарном порядке. При этом, по словам Мюллер, им не удастся отделаться устным взысканием - речь идет о письменном выговоре, понижении в должности или наложении денежного штрафа.

В настоящий момент временное командование "Хартфордом" принял на себя Майк Маккиннон, сотрудник штаба Восьмого соединения подводных лодок США.

Тень "Лос-Анджелеса"

Больше всего из-за этой истории расстроились итальянцы, и их можно понять - мало того, что практически возле самых берегов Апеннинского полуострова едва не возник новый Чернобыль, так еще заокеанский союзник вероломно пытался скрыть сам факт аварии. Именно таинственность, которой американское командование окружило историю с "Хартфордом", породила у итальянцев подозрения, что ядерный реактор лодки также мог пострадать в ходе инцидента. В Италии еще помнят, как три года назад британская подлодка "Тайрлесс", курсировавшая у берегов Сицилии, была срочна снята с дежурства и отведена в Гибралтар для ремонта после того, как ее реактор дал течь и какое-то количество охладителя попало за борт. Британцы, правда, поспешили тогда заявить, что охладитель не представляет собой радиоактивной угрозы, но осадок на душе у итальянцев явно остался.

Из предыдущих времен можно вспомнить другую историю, касающуюся американских подводных лодок в этом регионе. Почти ровно год назад, 13 ноября 2002 года, американская подлодка "Оклахома-сити" столкнулась с норвежским торговым судном в западной части Средиземного моря. В тот раз также никто из моряков не пострадал, но корпусу лодки был причинен значительный ущерб. Правда, капитан "Оклахома-сити" был смещен со своего поста не сразу после инцидента, а лишь через две недели, и дисциплинарному взысканию кроме него подверглись всего один офицер и два матроса.

Столкновением с японским исследовательским судном в Тихом океане, в районе острова Оаху из состава Гавайского архипелага, отметилась в феврале 2001 года еще одна американская подлодка класса "Лос-Анджелес" - "Гринвилл". В тот раз не обошлось без жертв - погибли девять японских студентов.

Но - вспоминать так вспоминать - именно таинственную субмарину класса "Лос-Анджелес", но некоторым неподтвержденным данным, засекли российские военные спутники и наблюдатели 12 августа 2000 года в том районе Баренцева моря, где в этот день затонула российская атомная подводная лодка "Курск". Следы вели к подлодке "Мемфис", которая 18 августа зашла для незапланированного ремонта в норвежский порт Берген. Правда, норвежцы и представители США все отрицали и продолжают отрицать, но, судя по всему, есть у этого класса американских подлодок особая склонность к неудачным маневрам.

Другие материалы по теме:

К-159

Виноватых нет. Есть потерпевшие

"Курск" взорвут в третий и последний раз

Гибель "Курска": виноваты все и никто

Дмитрий Иванов

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше