Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

А теперь дискотека! Политический кризис в Грузии имеет шансы разрешиться мирным путем

На прошлой неделе грузины обещали показать нам революцию. После прошедших в воскресенье 2 ноября парламентских выборов, в стране не прекращались массовые митинги, столкновения правительственных сил и оппозиции, а лидеры с обеих сторон делали все более бескомпромиссные заявления. Последний ультиматум, предъявленный президенту Эдуарду Шеварднадзе его противниками, истекал 8 ноября. В случае, если президент откажется выполнить требования оппозиции, последняя грозилась пойти на самые решительные действия.

А требования содержали ни много ни мало как досрочный уход Эдуарда Шеварднадзе в отставку. Изначально страсти разгорелись из-за официальных результатов выборов, согласно которым лидировал пропрезидентский блок "За новую Грузию". При этом из-за многочисленных нарушений ЦИК назначил повторное голосование на 25 участках и обещал объявить окончательные результаты 20 ноября. Лидеры партии "Национальное движение", блока "Бурджанадзе-демократы", партий лейбористов и промышленников обвинили правительство в фальсификации результатов выборов и потребовали признать свою победу.

Однако уже спустя несколько дней главным вопросом на повестке дня оппозиции стали уже не выборы, а сам Шеварднадзе. На митингах в центре Тбилиси тысячи людей кричали "У-хо-ди! У-хо-ди!", обращаясь, естественно, к президенту. При этом сам глава государства об уходе даже и не думал, зато уже к пятнице объявил о своей готовности пойти на уступки, обсудить ситуацию, придти к компромиссу и так далее.

Чем весьма напугал оппозицию. Для ее главных лидеров ничего страшнее компромисса в нынешней ситуации придумать невозможно. Несмотря на все нарушения в ходе выборов, предварительные результаты, объявленные ЦИК, лишь на несколько процентов отличаются от реального положения вещей. Об этом свидетельствуют все независимые мониторинги и данные exit-polls. В любом случае, оппозиция получает в новом парламенте немногим больше пятидесяти процентов, а остальные места будут поделены между президентским блоком "За новую Грузию" и партией "Союз демократического возрождения", лидер которой и по совместительству руководитель Аджарии Аслан Абашидзе также намерен поддерживать президента.

Лидеров оппозиции такой расклад не устраивает. Способные объединиться для массового протеста на улицах Тбилиси, они не смогут пойти на сотрудничество уже внутри парламента. "Национальное движение" - партия националистического толка с протестным "люмпенским" электоратом, а ее лидер Михаил Саакишвили по своему характеру больше всего напоминает Владимира Жириновского. Блок "Бурджанадзе - демократы" во главе с Нино Бурджанадзе, напротив, представляет собой респектабельную либеральную оппозицию. Если исключить неприятие Шеварднадзе, политические взгляды этих лидеров расходятся почти во всем, и образовать парламентское большинство им не удастся.

При этом ни для Саакишвили, ни для Бурджанадзе не существует возможности договориться и с третьей серьезной парламентской силой - Асланом Абашидзе, партия которого занимает, по предварительным результатам выборов, второе место. Для них Абашидзе - аджарский тиран, железной рукой контролирующий свой район, который к тому же постоянно грозится выйти из состава Грузии. Тем более сотрудничество с Абашидзе невозможно теперь, когда он согласился поддержать Шеварднадзе и приобрел шанс получить в будущем его благословение на пост президента всей республики.

Именно в это будущее и направлены сейчас взгляды всех политических игроков в Грузии. Если будет найден компромисс, Шеварднадзе останется президентом до 2005 года. К этому моменту он успеет подготовить себе замену (будь то Абашидзе или кто-то другой) и обеспечить преемственность власти, а значит и консервацию существующего в Грузии положения вещей. В 2005 году шансы Саакишвили, Бурджанадзе и им подобных, лелеющих президентские амбиции, будут весьма низкими.

Зато если Шеварднадзе уйдет в отставку сейчас, ситуация в корне изменится. Исполняющим обязанности президента автоматически станет Нино Бурджанадзе. На последующих за этим выборах достаточно высокие шансы будут и у нее, и у Саакишвили, и у других претендентов. При этом единственным способом добиться отставки действующего президента для оппозиции в данный момент является эскалация конфликта и приведение страны в состояние хаоса.

Поэтому, начиная с 8 ноября, оппозиция продолжила собирать людей на митинги. На выходных тысячи людей собирались возле филармонии, ходили по проспекту Руставели, окружали здание президентской канцелярии и не давали кортежу Шеварднадзе возможности проехать по дороге. Появились и сообщения о первых жертвах: 7 ноября в Зугдиди неизвестные обстреляли из гранатометов митинг сторонников Саакишвили, на кахетинском шоссе в субботу солдаты внутренних войск открыли огонь по колонне сторонников оппозиции, следовавшей в Тбилиси. В субботу телеканал Рустави-2 сообщил о том, что власти ведут переброску бронетехники из Панкисского ущелья в столицу.

Шеварднадзе, тем временем, предпринимал собственные шаги для разрешения ситуации. Вечером в воскресенье он появился перед митингующими и, хотя был освистан, показал всему миру, что готов к диалогу. Тогда же он предложил лидерам оппозиции встретиться и обсудить сложившееся положение вещей. Последние некоторое время под разными предлогами отказывали президенту во встрече, но затем все же согласились. Естественно, ни к какому компромиссу встреча не привела: Саакишвили, хлопнув дверью, покинул ее задолго до завершения, а Бурджанадзе и другой демократический лидер, Зураб Жбания, также объявили, что "президент не мог ответить ни на один из поставленных вопросов, и они не смогли найти пути выхода из сложившегося кризиса".

Из этого заявления следовало, что единственным путем для оппозиции остается путь революции. Вернувшись на площадь, Михаил Саакишвили пригрозил Шеварднадзе судьбой Чаушеску и еще раз потребовал его отставки. Действующий президент в свою очередь предложил оппозиции встретиться еще раз и в понедельник отправился в Аджарию, чтобы окончательно заручиться поддержкой Абашидзе.

В начале недели митинг в центре Тбилиси продолжился, несмотря на изрядно испортившуюся погоду. Народ оставался на улицах даже ночью, укрываясь от дождя и греясь возле костров. Сегодня кандидаты в депутаты от "Национального движения" объявили о своем намерении начать бессрочную голодовку в знак протеста против фальсификации результатов выборов. Наблюдателям казалось, что революция в Грузии неизбежна.

Однако даже внутри оппозиции далеко не всем нравится идея насильственного свержения режима Шеварднадзе. Лишение республики легитимной власти с большой вероятностью приведет к ее распаду. Сепаратистские настроения очень сильны в Аджарии. Как сообщил Стране.Ru директор Института стран СНГ Константин Затулин, ситуация в Менгрелии также не очень спокойна. Хаос, ожидающий страну в случае продолжения конфликта, обязательно негативно скажется на и так неблагополучной ситуации в грузинской экономике.

Скорее всего, именно последний фактор заставляет некоторых представителей оппозиции все же стремиться к мирному урегулированию. Вечером в понедельник на пресс-конференции в Тбилиси лидеры блока "Промышленность спасет Грузию" и Лейбористской партии вместе с уже договорившимся с президентом Асланом Абашидзе высказались против отставки Шеварднадзе и объявили, что намерены бороться против "криминальных группировок, фашистов и экстремистов", которые, по их мнению, "ведут страну к гражданскому противостоянию". О несогласии с действиями радикальной оппозиции заявила также партия "Новые правые".

Все эти партии или уже прошли пятипроцентный барьер на парламентских выборах или имеют шансы пройти его, когда будут оглашены окончательные результаты. Поэтому на следующей встрече оппозиции с президентом, которая, по последним сообщениям, состоится во вторник вечером, кроме Бурджанадзе и Саакишвили будут присутствовать и сторонники менее радикальных, чем государственный переворот, способов общения с президентом. И поэтому, возможно, новая встреча окажется более продуктивной, чем предыдущая.

Так что, хотя страсти в Тбилиси пока не стихают, самые решительные действия откладываются на неопределенный срок. В ночь с 10 на 11 ноября собравшихся на площади веселили рок звезды и оперные певцы, а сами митингующие танцевали и пели. Учитывая грузинский национальный характер, революционная ситуация еще имеет шанс перерасти в дискотеку.

Другие материалы по теме:

Парламентские выборы привели Грузию к политическому кризису

Среди претендентов - народные капиталисты, сторонники Сталина, адвокаты, винный князь, а также лимонадный Джо и пивной король

Взвесив все за и против, Шеварднадзе предпочел дружить с Путиным, а не с Удуговым

Елена Любарская

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше