Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Дело Лимонова живет Этой осенью национал-большевики совсем сорвались с цепи

Партактивность в этом сезоне не радует ни глаз, ни другие органы чувств. Разве что Жириновский время от времени позволяет себе пару забавных высказываний. На этом грустном фоне только и остается, что следить за живописной деятельностью радикалов. Конечно, речь идет об НБП и их лидере Эдуарде Лимонове. И закон "О предвыборной агитации" нам этого не запретит: 29 июля этого года Минюст в четвертый раз отказал лимоновцам в регистрации, так что они опять остались вне предвыборной гонки.

* * *

После двухлетней отсидки Эдичка вышел в люди обновленным, но не изменившим своим высоким идеалам. В одном из первых интервью он заявил, что собирается посвятить себя политике, а книги будет писать, только если очень попросят. В данный момент рынок, правда, и так насыщен его творениями: пока Лимонов сидел, успели переиздать все, кроме "Это я, Эдичка!".

Вообще, согласно НБП, российские выборы - отвратительное и антинародное мероприятие, "организованное преступление". Несмотря на это Лимонов и его соратники собрались побороться за власть легальным путем. Сначала вождь НБП решил даже баллотироваться в губернаторы Свердловской области. Трезво оценив свои шансы, Лимонов переменил курс, и 17 июля собрание партактива постановило сконцентрировать все силы на выборах в Госдуму.

Решение Минюста об отказе НБП в регистрации чиновники обосновали ошибками в учредительных документах и уверили, что идеология партии не влияла на их решение. Однако в пресс-релизе ЦК НБП действия Минюста расценивались как "акт произвола и политического насилия, направленный на то, чтобы не допустить НБП к избирателям". Активисты НБП даже решили объявить голодовку.

Но, как известно, противление злу не всегда принимает у НБП только пассивные формы. Глава Центризбиркома Александр Вешняков однажды имел неосторожность заявить, что никогда не допустит НБП к выборам. За это он поплатился костюмом и человеческим достоинством. На закрытии форума "Выборы-2003" Вешняков как раз начал распространяться по поводу честных предвыборных технологий, как молодой человек подбежал и прыснул в него майонезом. Друзья хулигана при этом кричали "Маньяк Вешняков, кончай ломать комедию!" и "Честных выборов не будет!". Вместо того, чтобы спорить с хулиганами, глава ЦИК просто попросил окружающих не обращать на инцидент внимания.

Хотя сначала следствие квалифицировало действия нацболов как хулиганство, 29 сентября перевело их в разряд "оскорблений должностного лица". Это еще ничего - в 2000 году латыши решили, что национал-большевики, забравшиеся на собор и кричавшие антифашистские лозунги, являлись террористами.

Прибалтам вообще часто достается от лимоновцев. Самая красочная акция состоялась совсем недавно - 14 сентября. С разрешительным режимом проезда в Калиниград через Литву нацболы решили побороться способом, дотягивающим до уровня художественной инсталляции. Десяток молодых людей приковали себя наручниками и цепями к вагону N2 поезда Москва-Калининград. Когда поезд подъехал к литовской границе, они отказались выходить, и литовской полиции пришлось вытаскивать их силой.

История с Калининградом оказалась одинаково неприятной как для российских, так и для литовских властей. МИД РФ осудил действия нацболов и охарактеризовал их как "политическое хулиганство с целью достижения некого эффекта в контексте предстоящих выборов в Государственную Думу". 25 сентября Вильнюсский суд приговорил "политических хулиганов" к двухнедельному аресту за нарушение общественного порядка.

Однако "наших сроками не запугаешь". Уже 30 сентября группа лимоновцев организовала в Москве пикет литовского посольства в защиту осужденных в Литве за военные преступления ветеранов Великой отечественной войны. Национал-большевики закидали стены здания черной краской, скандируя "Фашизм не пройдет!".

Кроме акций протеста, у лимоновцев также хорошо получаются и массовые мероприятия. 14 сентября в Москве у метро "Чистые Пруды" прошла акция "Антикапитализм-2003". Из 500 человек, пришедших к памятнику Грибоедова, 350 были нацболами. Хотя на митинг также собрались представители Авангарда Коммунистической Молодежи и десяток анпиловских бабушек, мероприятие полностью работало на PR лимоновцев. Их было значительно больше, их речевки - остроумнее (чего стоит только самая крамольная: "Путин! - Лыжи! - Ма-га-дан!"), и фактически "Антикапитализм - 2003" стал очередной акцией НБП. Такой исход заранее предвидели комсомолы СКМ РФ и РКСМ(б) и другие левые, отказавшиеся проводить мероприятие совместно с лимоновцами.

Наконец, 4 октября лимоновцы взялись за политических оппонентов. В время митинга в память событий 1993 года активистки НБП атаковали лидера Либерально-демократической партии Владимира Жириновского. В качестве поражающих агентов использовались мороженое и горчица. В разбросанных на месте акции листовках Жириновскому инкриминировались "продажность" и "беспринципность".

* * *

Помимо пассажиров задержанного поезда "Москва-Калининград" и оскорбленных в лучших чувствах должностных лиц и политика, от веселых перформансов "лимоновцев" еще никто не пострадал. Однако российские правоохранительные органы не готовы считать действия НБП детскими шалостями. В разработке по Эдуарду Лимонову, кроме незаконного приобретения и хранения оружия, за которые он и был осужден, первоначально фигурировала даже подготовка вооруженного переворота в Казахстане.

Кроме Лимонова, отсидеть успели и его ближайшие соратники по партии, например - Сергей Аксенов. Однако в последнее время правосудие не щадит и менее видных НБПшников. 26 сентября Октябрьский районный суд Белгорода присудил местную нацболку - преподавателя ВУЗа и мать малолетнего ребенка Анну Петренко к трем годам тюремного заключения. Ее преступление заключалось в том, что она подложила на ступени здания обладминистрации муляж взрывного устройства, изготовленный из коробки из-под торта и будильника.

Более мягким оказался приговор Смоленского райсуда, вынесенный тремя неделями ранее. За произошедшее в здании драмтеатра избиение губернатора Смоленской области Виктора Маслова букетом гвоздик, 18-летняя Таисия Осипова получила всего год условно. Нацболка прибегла к акции как к единственному способу "мирного" протеста против губернатора.

Зато недавно одним из лидеров НБП заинтересовались уже спецслужбы. 30 сентября НБП объявило о пропаже главы латвийского отделения Владимира Линдермана. В ноябре 2002 года Линдерман выступал свидетелем на процессе против Лимонова и взял на себя часть обвинений против своего вождя. В последний раз латышского нацбола видели 24 сентября 2003 года. Как оказалось, последующие дни он провел в ФСБ, куда был препровожден для допроса.

Если верить Лимонову, в последнее время деятельность его партии вообще находится под слишком пристальным вниманием правоохранительных органов. Он утверждает, что партия попала в специальную разработку, о чем свидетельствуют многочисленные обыски и слежка, и что занимаются НБП в основном региональные управления по борьбе с организованной преступностью. Из этого, по мнению лидера следует, что партия рассматривается властью как криминальная группировка. Такая постановка вопроса Лимонову не нравится. Он даже выступил с открытым письмом, где попросил министра внутренних дел Грызлова о личной встрече, на которой пообещал прояснить все вопросы. Министр на письмо пока что не ответил.

Те кто ожидал, что после тюремного срока Эдичка забросит политику, явно ошибались. Наоборот, отсидев, Лимонов набрал политический вес и заслужил право быть воспринятым всерьез. За три месяца с момента освобождения лидера НБП, активность нацболов заметно возросла и проблемы с МВД и ФСБ им только на руку. Вот всего лишь несколько популярных версий того, чем эта партия является на самом деле:

Маргинальный PR

Лимонов - давно не русский человек. Лучшие годы своей жизни он провел на Западе. Там enfant terrible русской литературы стал полноправным членом богемной тусовки и усвоил ее славные традиции. Во Франции для маргинального писателя хорошим тоном считается участие в радикальном политическом движении. Достаточно вспомнить Жана-Эдерна, идеолога студенческой революции 1968 года. НБП - "партия прямого действия", то есть политического перформанса на злобу дня. Это совершенно западное по своей природе явление Лимонов перенес на чуждую российскую почву. Однако писатель чуть-чуть не рассчитал - у нас вам не Европа и левацкий экстремизм для России - не детские шалости. За ошибку Лимонов поплатился своей свободой и свободой своих соратников. Зато деятельность партии приносит Эдичке-писателю столь необходимы маргинальный ореол и обеспечивает продажи книг.

Подсадная утка

НБП - отличный способ отобрать молодой электорат у настоящих радикальных партий. Стиль партии гораздо более привлекателен для левой молодежи, чем истерики Анпилова или высказывания зубров КПРФ. Поэтому деятельность НБП фактически лишает российские левые партии политического будущего в лице молодых избирателей. Даже на ближайших думских выборах, в которых НБП участвовать не будет, ее сторонники скорее не пойдут на выборы, чем проголосуют за КПРФ. Такое положение вещей выгодно слишком многим. Это и позволяет предположить, что Лимонов - не самостоятельная фигура, а чей-то продуманный проект.

Чекистская креатура

В России неизбежно должна была появиться прослойка политически активной молодежи, не нашедшей себе места в обществе и готовой к радикальным действиям. С этой точки зрения программа НБП - самое безобидное, что можно себе представить. В лице НБП спецслужбы имеют "карманных радикалов", которые всегда на виду и не совершают ничего неожиданного. Таким образом, родина будет спасена от появления настоящих молодых террористов. А если ФСБ вдруг понадобится громкое раскрытие, спецслужбы смогут без особого напряжения организовать очередное дело против "лимоновцев".

Жестокая провокация

Для того, чтобы появился "Закон об экстремизме", были нужны экстремисты. Существующей власти легче всего удерживать свои позиции на фоне ужасных и пугающих обывателя альтернатив. Если понадобится, "лимоновцы" и другие радикалы перейдут от выстрелов майонезом к настоящему насилию и станут тем самым "внутренним" врагом", против которого общество должно в очередной раз консолидироваться. НБП "держат" именно ради такого случая. Кроме того, акции нацболов можно всегда использовать, чтобы отвлечь общественное внимание от реальных проблем.

Что из этого правда и правда ли хоть что-нибудь - невозможно утверждать без доказательств. Можно только верить или не верить, так же как можно верить или не верить в искренность вождей современного национал-большевизма. Если есть охота - стоит наверное поискать ответ в книгах самого Лимонова. Если и не найдете, то хотя бы получите удовольствие.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15