Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Буш попал в заложники к Саддаму Ценой упрямства, с которым США строят показательную демократию в Ираке, может стать крах всех внешнеполитических начинаний Вашингтона

Разговоры о неминуемом провале иракской операции США - поднадоевшее нытье, когда звучат из уст записных противников войны, но на прошлой неделе это короткое слово - крах - донеслось из оплота американских ястребов-неоконсерваторов. На первой полосе журнала Weekly Standard появилась статья под названием "Америка, делай свое дело в Ираке", призывающая срочно направить на Ближний Восток дополнительные военные подкрепления, значительные материальные ресурсы и новую партию гражданских работников, чтобы уберечься от катастрофы.

"Надо четко отдавать себе отчет в том, - писал журнал, - что ближайшие месяцы станут решающими: или мы увидим новый Ирак, образ которого начертал наш президент, или все пропало... На кону стоит будущее американской внешней политики, роль США как мирового лидера, наконец, безопасность нашей страны. Крах иракской операции нанесет сокрушительный удар по всем замыслам Америки, которые она стремится воплотить в жизнь".

К сожалению для Джорджа Буша, это истинная правда. Ни у него, ни у Америки не осталось путей к безболезненному выходу из создавшегося пложения.

Решение, к которому подталкивают Америку неоконсерваторы, заключается в том, чтобы бросить на Ирак все силы, какие потребуется, и держать их там столько, сколько будет необходимо, хоть в течение жизни целого поколения. Weekly Standard предлагает немедленно выделить на восстановление Ирака 60 миллиардов долларов из бюджета США. Если намерения администрации Буша серьезны, "то платить все равно придется", считает журнал, тогда как до сих пор официальный Вашингтон утверждал, что на покрытие расходов пойдут средства, вырученные от продажи иракской нефти (которых пока нет как нет).

Лишь полная мобилизация всех ресурсов страны, невиданная со времен окончания Второй мировой войны, утверждает журнал, поможет США добиться успеха в Ираке. Но сложность в том, что Джордж Буш на подобную мобилизацию не пойдет, по крайней мере до тех пор, пока его заботит мнение избирателей.

Огромному числу простых американцев чужда одержимость, с которой неоконсерваторы, взяв за образец штат Техас, перекраивают Ближний Восток, и эти американцы вполне резонно хотят знать, что они получат за свои деньги. Пока что результатом стомиллиардных вложений, потраченных на вторжение в Ирак, стало давно назревшее изгнание Саддама Хусейна. Но, вопреки ожиданиям, оно оказалось не грандиозным финалом войны, а всего лишь увертюрой. Неожиданно для всех перед США открылась перспектива длительной, может быть, многолетней, военной оккупации, отнимающей по 4 миллиарда долларов каждый месяц.

Между тем министр обороны страны Доналд Рамсфелд и глава гражданской администрации Ирака Пол Бремер, невзирая на взрыв у здания миссии ООН в Багдаде и на непрекращающиеся диверсии и партизанские вылазки против американских солдат, настаивают, что дополнительные войска в Ирак вводить не нужно.

Совсем по-другому на этот вопрос смотрит Джеймс Доббинс, участвовавший в реконструкции Боснии и Косова, а также служивший специальным посланником Буша в Афганистане. Учитывая масштабы сил, потребовавшихся для нормализации положения в этих странах - где, как считается, восстановление прошло успешно - он строит собственные выкладки, делая поправку на более многочисленное иракское население.

Если ориентироваться на боснийскую модель, полагает Доббинс, то численность наземных сил США в Ираке следует увеличить до 258 тысяч человек. Если взять за образец Косово, эта цифра возрастет до 562 тысяч. Нынешний военный контингент, расквартированный в Ираке - численностью около 170 тысяч человек, из которых 140 тысяч составляют американские солдаты, - представляется явно недостаточным.

Но администрация Буша мало что может сделать в нынешней ситуации, если не хочет, чтобы ее забросали тухлыми яйцами. Собственно, у нее и есть всего-то три возможных варианта действий: а) значительно усилить группировку своих войск в Ираке, б) содействовать вводу в Ирак международных сил под эгидой ООН и в) создать новую армию из числа самих иракцев.

Хотя неоконсерваторы в принципе стоят за то, чтобы всюду обходиться собственными силами, у Америки нет достаточного количества лишних солдат, а для того, чтобы набрать и обучить новых, потребуются время и деньги. Не говоря уже о том, что увеличивать армию для войны, которая была выиграна четыре месяца назад, было бы для администрации Буша политическим самоубийством перед лицом приближающихся президентских выборов.

С точки зрения военной целесообразности, ввод в Ирак миротворцев ООН был бы наименее желателен, учитывая неизбежные проблемы с разницей языков, технических и тактических возможностей армий разных стран, а также обязательно возникающие в таких случаях неувязки с командованием и логистикой. Кроме того, США сопротивляются участию ООН в иракской операции и по идеологическим причинам.

Остается заново комплектовать иракскую армию, распущенную в рамках программы "дебаасификации" страны - избавления ее от влияния прохусейновской политической партии "Баас". На сегодняшний день большая часть из 400 тысяч иракских солдат и офицеров получают компенсацию от 50 до 150 долларов в месяц за то, что сидят дома и не ходят на службу.

И хотя мобилизация бывших иракских военнослужащих кажется легким и быстрым решением, США настаивают, что пока это невозможно. Не поднимая вопрос о том, насколько такие союзники будут верны Америке, военные из Пентагона утверждают, что иракцам не хватает боевой выучки. Поэтому пока иракская армия прирастает черепашьими темпами. Ожидается, что к концу этого года она будет насчитывать 12 тысяч человек, а еще через год - 40 тысяч.

Когда Рамсфелд и Бремер говорят о том, что им не нужны дополнительные войска, они имеют в виду, что лучше терпеть нынешний уровень потерь и диверсий, чем значительно увеличивать количество солдат в регионе. Кроме того, они делают ставку на постепенное снижение интенсивности иракского сопротивления за счет уничтожения живой силы партизан, а также тайных складов со взрывчаткой и боеприпасами.

Главная опасность, разумеется, состоит в том, что их план может не сработать. Пока больше всего беспокойства американцам доставляют районы вокруг Багдада, населенные арабами-суннитами, но в последнее время все более и более непокорными становятся шииты, составляющие большинство иракского населения. К тому же в Ираке есть иностранные боевики, точное число которых на сегодняшний день неизвестно, но которые в будущем могут оказать крайне дестабилизирующее влияние на обстановку. Попытки умиротворить простых иракцев путем восстановления объектов гражданской инфраструктуры также лишь ухудшает ситуацию с обеспечением безопасности, поскольку приводит к появлению все новых уязвимых целей, которые нуждаются в постоянной охране.

Есть и другая угроза стабильности обстановки в Ираке, о которой говорят значительно реже. Это Временная администрация коалиционных сил Пола Бремера. Она представляет собой временную гражданскую власть, но при этом ничуть не помогает возникновению собственно иракских органов власти. Сотрудники Бремера пытаются переделать страну на основе неоконсервативных принципов "пробуй, пока не получится".

Это новый, поистине революционный подход. Он не рассчитан на быстрые достижения и сводится к тому, что если у вас что-то не получается, вы отбрасываете это в сторону и начинаете сначала. Примером может служить затянувшийся процесс дебаасификации. Так, по сообщению Гассана Салама, политического советника ООН в Ираке, 1832 университетских профессора и 14 тысяч директоров средних иракских школ были уволены с работы как члены "Баас", хотя большая часть из них вступила в партию лишь для того, чтобы получить возможность работать по специальности.

Согласно данным, которые приводит французский журнал Le Nouvel Observateur, примерно так же обстоит дело в Ираке и с зубными врачами. Но ведь если у вас болят зубы, вам не важно, каких политических убеждений придерживается дантист.

Даже если не брать сферу политики, в Ираке многое нужно менять: искоренить коррупцию, создать подотчетное и прозрачное правительство и так далее. Но как всякий максималистский подход, принцип "делай, пока не получится" максимально увеличивает риск неудачи. Неоконсерваторы следуют ему, потому что у них далеко идущие планы - они намерены разработать в Ираке модель "прозападной" демократии, которую позже можно будет экспортировать в Иран, Сирию и другие "проблемные" страны региона.

Но превращение Ирака в неоконсерваторский "рай" (процесс, который сами американцы эвфемистически и снисходительно называют "государственным строительством") не может произойти быстро, и в этом заключается главная проблема Временной администрации. Бремер призывает всех к терпению, но время работает против него.

Основное политическое противостояние в Ираке на сегодняшний день проходит не между суннитами и шиитами или арабами и курдами. Пропасть пролегает между теми, кто готов принять американскую оккупацию с чистым сердцем, и теми, кто к этому не готов. В настоящее время США еще могут рассчитывать привлечь на свою сторону колеблющихся, но чем дольше они тянут с наведением порядка, тем быстрее тает этот резерв.

Нежелание американцев передать власть в руки иракцев связано с опасением, что к управлению страной могут прийти плохие люди, которые загубят все дело. Но нынешние проволочки также могут его загубить. Члены нового иракского Правительственного совета - довольно декоративного, несмотря на свое название - должны считаться с выбравшим их населением. Поэтому они станут сотрудничать с США, которые никак не способствуют укреплению их положения, лишь до известного предела.

Отстранение от власти иракцев создает и другую опасность. Оно приводит к тому, что простые люди, страдающие от многочисленных неудобств послевоенного периода, взваливают за них вину непосредственно на США. Передача реальной власти Правительственному совету привело бы к появлению другого адресата для жалоб и к поиску реальных решений различных проблем. Об этом прямо говорится в докладе "Власть в Ираке", подготовленном Международной кризисной группой.

"На основании имеющихся на сегодняшний день данных совершенно нереалистично полагать, что Временная администрация коалиционных сил сможет в полной мере удовлетворить первоочередные нужды иракского населения и успешно править Ираком. Равно нереалистично полагать, что иракцы смогут относиться к Временной администрации как к законному, облеченному доверием и авторитетом органу власти", - говорится в докладе.

Авторы доклада предлагают администрации Бремера отказаться от части своих полномочий в таких областях, как обеспечение безопасности, поддержание порядка и правосудия, а также восстановление хозяйства. В этом случае Временной администрации коалиционных сил пришлось бы ежедневно сотрудничать с назначенным из числа самих иракцев кабинетом и отчитываться не перед США, а перед ООН.

Конечно, Бушу и его окружению нелегко было бы переварить подобную пилюлю, которая означала бы конец неоконсервативной мечты. Но это, возможно, единственная возможность избежать приближающейся катастрофы.

По материалам британского ежедневника Guardian. Перевод Vip.Lenta.Ru

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше