Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Азербайджан: история болезни Гейдар Алиев застраховал порядок преемственности власти в республике от любых неожиданностей

Гейдар Алиев болен.

Это известие давно перестало быть новостью. Нынешнему президенту Азербайджана в этом году исполнилось восемьдесят лет - возраст немалый даже для политика советской закалки. Поэтому никого уже не удивляет, что в различных клиниках и больницах Алиев проводит больше времени, чем на своем непосредственном рабочем месте. К тому же болеет Гейдар Алиев вполне по-советски, всеми силами подчеркивая ореол неуязвимости и иноприродности, недоступной не то что болезням, но и обычным человеческим слабостям, который сгущается вокруг главы руководителя высокого ранга. Этим, кстати, он резко отличается от первого российского президента Бориса Ельцина, который и в слабостях и в болезнях ухитрялся ломать привычные схемы, поражая сограждан новизной происходящего. В Азербайджане же все не так: президент болеет за наглухо закрытыми дверями, из-за которых просачивается настолько скупая и неопределенная информация, что простым гражданам ничего не остается, как строить на ее основе самые фантастические предположения, далеко превосходящие любую действительность. Даже знаменитое уже выступление Алиева на торжественной церемонии в честь 30-летия военного училища имени Джамшида Нахичеванского, проходившей 21 апреля этого года, когда президент, стоя на трибуне, дважды прерывал выступление, хватался рукой за сердце и падал на глазах у телезрителей всего Азербайджана, ничего не изменило в стиле официальных сообщений, которые по-прежнему уверяли, что ничего страшного не произошло и президент чувствует себя нормально.

Но несмотря на возраст и болезни Гейдар Алиев не сдается. Более того, он словно смеется над своими политическими врагами и всякий раз, когда они с надеждой справляются о его здоровье, отвечает: "не дождетесь". В прессе не раз и не два уже появлялись сообщения о том, что он лежит в реанимации, впал в кому и даже умер (например, подобную новость распространил ряд российских СМИ еще в 2000-м году), но вопреки всем прогнозам Алиев всегда снова появлялся на публике и говорил о том, что он на месте, крепко держит в руках бразды правления страной и никому не даст на них покуситься. Вот и сегодня, спустя ровно месяц после того, как Алиева в последний раз видели независимые журналисты (8 июля Гейдар Алиев лег на обследование в турецкий военный госпиталь "Гюльхане" в Анкаре), несмотря на все предположения о том, что он уже умер или находится на краю смерти, никто не может с уверенностью сказать, что он больше не вернется.

Напомним, что нынешний курс лечения, вызванный необходимостью оправиться от апрельского падения (результатом которого, кстати, помимо осложнений с сердцем, стала и трещина ребра), Алиев намеревался завершить до 22 июля, поскольку именно на эту дату был запланирован официальный визит в Баку российского президента Владимира Путина. Однако визит отменили, причем без всяких публичных объяснений с азербайджанской стороны, и Алиев остался в Турции. Следующий срок для возвращения в Баку был назначен на 27 июля, и снова вылет был отложен. Еще через четыре дня, в ночь на 31 июля, президентский кортеж уже выехал в аэропорт, но по дороге Алиев почувствовал себя плохо, и ему пришлось вернуться в госпиталь.

Что на самом деле происходило в эти дни с президентом, никто не знал. Известно лишь, что с турецкими политиками Гейдар Алиев практически не встречался и никаких официальных действий не совершал. По сообщению официального информационного агенства Азербайджана "Азертадж", 30 июля в клинику к Алиеву приехал президент Турции Ахмет Неждет Сезер, который "поинтересовался его самочувствием и ходом медицинского обследования и лечения". Сообщалось, далее, что президент Азербайджана "поблагодарил турецкого руководителя за посещение, сказал, что чувствует себя хорошо и доволен обследованием и лечением". Кроме того, добавляло агентство, президенты "обменялись мнениями о ситуации в регионе". Однако через некоторое время на турецком сайте "Аврасиятурк.ком" появилось сообщение, что встреча президентов продолжалась всего четыре минуты, Алиев находится в критическом состоянии, он возвращается домой умирать, а турецкий коллега прощался с ним. Всего же к 1 августа ряд турецких и оппозиционных азербайджанских СМИ успели сообщить о кончине Алиева как минимум дважды.

Но Алиев так рвался с больничной койки в Баку совсем не умирать. 6 августа в Азербайджане должна была начаться предвыборная президентская кампания, и быть в такой момент вдалеке от избирателей главному претенденту на пост главы Азербайджана совсем не хотелось. И все же болезнь на этот раз оказалась сильней. В буквальном смысле скрепя сердце, Алиев вынужден был послушать врачей и шестого числа улетел не домой, в Баку, а на специальном самолет МЧС, присланном из России, в США, в клинику города Кливленда, штат Огайо, где ему еще в 1999 году проводили операцию по коронарному шунтированию. Как обычно, официальное объяснение причин, вызвавших такую перемену маршрута, выглядит очень жизнеутверждающе. По словам представителя посольства Азербайджана в США Тахир Таги-Заде, состояние здоровья Алиева стабильное, а в Кливленде ему предстоит пройти обычное медицинское обследование и, в частности, проверить работу сердца. Ранее представитель администрации президента Азербайджана Али Гасанов сообщал, что поездка Алиева в Кливленд проводится по совету врачей из госпиталя "Гюльханэ" и что азербайджанский лидер будет находиться в клинике, по крайней мере, два дня.

Но и на больничной койке, и в критическом состоянии, Гейдар Алиев думал не о смерти, а о власти, точнее - о том, как распорядиться ею в нынешней ситуации. Согласно ранее составленному плану, Гейдар Алиев намеревался сам идти на выборы, назначенные на 15 октября, но на всякий случай подстраховался и предложил записаться в кандидаты еще и своему сыну, Ильхаму Алиеву, с 2001 года первому заместителю председателя партии "Ени Азербайджан" ("Новый Азербайджан" - правящая партия страны). Предполагалось, что авторитет действующего руководителя республики и административный ресурс, сконцентрированный в руках Алиева-старшего, позволит либо отцу, либо сыну победить на выборах. Теперь приходилось переигрывать. Выход был найден - парадоксальный и где-то даже изящный. Согласно конституции Азербайджана, в случае недееспособности президента его заменяет премьер-министр, и, по той же конституции, премьер-министр назначается президентом с согласия парламента. 4 августа Гейдар Алиев внес на рассмотрение меджлиса - азербайджанского парламента - следующее предложение: назначить новым премьером республики своего сына Ильхама Алиева, до того занимавшего единственный государственный пост - президента Национального олимпийского комитета Азербайджана, на который он был назначен в 1997 году.

Операция прошла молниеносно. Действующий азербайджанский премьер Артур Раси-Заде тут же подал в отставку. Парламент, разошедшийся на каникулы, срочно собрали в Баку (из 125 членов меджлиса не явились лишь 23 представителя парламентской оппозиции). Предложение об утверждении кандидатуры Ильхама, выдвинутой Гейдаром Алиевым, поддержали 101 человек из 102 присутствовавших в зале - этот единственный азербайджанский депутат решил воздержаться от голосования. Таким образом, авторитет правителя страны и административный ресурс, столь необходимые во время предвыборной кампании, остались в семье Алиевых. После этого Гейдар Алиев мог спокойно лететь в Кливленд - что бы там с ним ни произошло, у руля страны встанет его сын.

В том, что так оно и будет, сомневаться не приходится. Азербайджанская оппозиция достаточно наглядно показала свою слабость, чтобы можно было предположить, будто ей удастся переломить ситуацию в свою пользу даже при самых честных и демократических выборах. Чего стоит неявка депутатов-оппозиционеров на заседание парламента 4 августа - даже если это был политический жест протеста, выглядел он как жест политического отчаяния. Далее, уже известно, что по крайней мере некоторые оппозиционные партии Азербайджана узнали о предстоящей смене премьер-министра накануне вечером, еще 3 августа. В этой ситуации, которую теперь они дружно называют государственным переворотом, ни одна партия не решилась на открытый протест, на попытку вывести на улицы Баку своих сторонников, сорвать коварный замысел клана Алиевых. Третий момент, отчасти объясняющий второй, - все свои упования оппозиционеры возложили на зарубежные страны, в первую очередь на США, полагая, что оплот мировой демократии не одобрит подобной клановости. Но США, равно как Турция и Россия, произошедшее одобрили и уже на следующий день послали поздравления новому азербайджанскому премьер-министру.

И, наконец, последнее. В условиях, когда действующая власть показала способность принимать нестандартные решения и действовать быстро и решительно, оппозиция республики, и так-то не отличающаяся ни силой, ни влиянием, не может сделать единственное, что дало бы ей в такой ситуации малейший шанс на победу на выборах. Она не может объединить свои разрозненные силы, договориться о сотрудничестве и выставить на выборы единого кандидата, который мог бы собрать голоса протестного электората со всего Азербайджана. На что в такой ситуации остается уповать оппозиции - разве что на Аллаха...

Итак, к концу дня 5 августа, когда в республике официально закончился срок приема документов от кандидатов в президенты, предвыборная картина выглядела следующим образом. Официально в Центризбиркоме успели зарегистрироваться пять кандидатов: это нынешний президент Азербайджана Гейдар Алиев, выдвинутый правящей партией "Ени Азербайджан", его сын, премьер Ильхам Алиев - от инициативной группы из города Нахичевань, Иса Гамбар - от партии "Мусават", Абуталыб Самедов - от партии "Альянс во имя Азербайджана" и Гудрат Гасангулиев - от инициативной группы "Народный Фронт Азербайджана". Всего ЦИК утвердил в качестве кандидатов в президенты документы 19 претендентов, еще 11 получили отказ. Из 14 пока не утвержденных кандидатов выбыли еще двое: Тогрул Ибрагимли (партия "Намус") отказался от участия в выборах, а Шадман Гусейн скоропостижно скончался в Баку прямо в ночь с 4 на 5 августа. Двенадцать других претендентов сдали в ЦИК подписные листы и теперь ждут окончания проверки и официальной регистрации. Если все пройдет хорошо, предвыборную кампанию в Азербайджане, которая официально начинается 16 августа и продлится до 14 октября, начнут 17 кандидатов.

Остается добавить, что Ильхам Алиев, как и положено государственному чиновнику, собирающемуся участвовать в выборах, уже подал заявление об уходе в отпуск, чтобы не нарушать закон и формально отстраниться от руководства страной. Но, в общем, можно не сомневаться, на чьей стороне будет победа...

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше