Главное
13:47, 25 июля 2003

Автокатастрофа Подержанные иномарки подорожают. Но по-разному

25 июля вступили в силу новые ставки таможенных пошлин для физических лиц на подержанные легковые автомобили в возрасте от 3 до 7 лет. Прежние тарифы - 0,85 евро за 1 куб.см. при объеме двигателя до 2,5 литров и 1,4 евро для автомобилей с двигателем 2,5 литров и выше заменены следующей шкалой:

объем двигателя, л.тариф за 1 куб.см., евро до 1,00,85 1,0-1,51,0 1,5-1,81,5 1,8-2,31,75 2,3-3,02,0 свыше 3,02,25

Пошлины для автоперегонщиков-юридических лиц уже были подняты ранее. А от автомобилей старше 7 лет российский автопром защищен уже с прошлого года (тариф для автомобилей старше 7 лет составляет 2 евро за 1 куб.см. до 2,5 л. и 3 евро за 1 куб.см. - свыше 2,5 л.).

***

Судя по реакции заинтересованных сторон, прессы и общественности, увеличение пошлин является национальной трагедией. На пограничных переходах в Калининградской области образовались многотысячные пробки, в Приморском крае автоперегонщики устраивают акции протеста с сожжением продукции отечественного производителя. Таможенники подсчитывают грядущие убытки, потенциальные автолюбители расстаются с мечтами.

Наиболее популярным прогнозом в эти дни является обещание безработицы для тысяч людей, занятых в транспортировке и торговле подержанными иномарками. В отдельных приграничных районах эти люди составляют значительную часть трудоспособного населения.

За этим многоликим человеческим горем, потирая руки, незримо маячат тени российских автогигантов, неуклонно повышающих цены и снижающих качество своих машин. Теперь-то потребитель точно никуда не денется. Не хочешь быть патриотом - заставим.

***

На самом деле дела обстоят чуть менее страшно. Зловредный документ, конечно же, ударит по карману, но практически единственным пострадавшим окажется покупатель. Хотя сегодня этот совершенно голословный тезис можно подкрепить исключительно умозрительными построениями.

Повышение пошлин на первый взгляд выглядит очень внушительно - в зависимости от литража прибавка может превышать пять тысяч долларов. Правда такой автомобиль, скорее всего, сам будет стоить не семь и не 15 тысяч... Относительная прибавка в цене автомобиля в подавляющем большинстве случаев не превысит 20 процентов.

Например, "Тойота-Корола" с объемом двигателя 1,4 литра в результате изменения шкалы "подорожает"с 1190 до 1400 евро, то есть на 210 евро. Она же с двигателем 1,6 - с 1360 до 2400 евро, то есть уже на 1040 евро. В первом случае разница символическая, во втором уже заметное (20-25%) подорожание. Обиднее всего придется любителям гипотетического 2,4-литрового автомобиля: вместо 2040 евро растамаживание будет стоить 4800 евро - пошлина возрастает почти в 2,5 раза. А всего сотней кубиков выше разница составит 5000-3500=1500 евро, то есть пошлина вырастает в 0,4 раза. БМВ-740 с 4-литровым мотором вместо 5,6 тысяч оставит на таможне 10 тысяч, в результате чего машина в целом подорожает примерно на четверть. Интересно, что в узком интервале 2,3-2,5 л. полностью стирается граница между машинами "от 3 до 7" и более старыми. Независимо от даты выпуска, они теперь будут облагаться одинаково: 2 евро за 1 куб.см.

Автодилерам в данном случае угрожает отнюдь не безработица, а просто кратковременная смена деятельности: придется заново составлять ассортимент перегоняемых машин, с учетом неприятного нововведения. На это уйдет пара месяцев, та же самая пара, которая потребуется покупателю, чтобы привыкнуть к подросшим ценам. Впрочем, учитывая, что в последние месяцы перед вводом пошлин поток машин через границу заметно вырос, пауза получится вполне естественной и безвредной.

Даже не имея калькулятора, можно в общих чертах предположить, как будет меняться структура предложения на рынке подержанных иномарок. Во-первых, вырастет популярность малолитражных автомобилей - до 1500 куб.см. Рост пошлин на них минимален. Вторым изменением станет омоложение ассортимента: если в цене автомобиля возрастом 6 лет 11 месяцев размер таможенной пошлины играет значительную роль, то в цене трехлетки он занимает намного меньше места.

А вот массовой пересадки на российские автомобили ожидать все-таки не следует. Психология отечественного потребителя по-прежнему остается неразрешимой загадкой, но одна ее черта известна совершенно точно: цена товара для нас имеет в лучшем случае второстепенное значение. Российский автолюбитель, испытвающий ненависть к родной продукции, не продаст свои убеждения за паршивую тысячу долларов. ВАЗы, ГАЗы и УАЗы по-прежнему будут покупать те, кому это действительно нравится. "Неопределившиеся" составляют не такую уж большую часть электората.

Кстати, для автопатриотов повышение пошлин на импортное б/у - тоже не самая приятная новость. Следуя рыночной логике, наш автопром просто обязан поднять отпускные цены - хотя бы для того, чтобы отпраздновать победу.

***

Все вышеприведенные рассуждения, конечно, не являются строгими экономическими выкладками. Они предназначены только для того, чтобы аргументировать единственный тезис: повышение пошлин на подержанные иномарки является скорее мелкой пакостью, чем всероссийским бедствием.

Для тех, кому это служит слабым утешением, добавим: есть еще велосипеды, лыжи, роликовые коньки и ходули. Про них правительство пока не вспомнило.