Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Из снисхождения к летам Суд не мог оправдать 72-летнего ученого, обвиненного в шпионаже, и приговорил его к восьми годам лишения свободы условно

К восьми годам лишения свободы условно приговорен обвиненный в шпионаже бывший профессор МВТУ имени Баумана 72-летний Анатолий Бабкин. Адвокаты Бабкина настаивают на том, что суд неверно квалифицировал действия их подзащитного. Сам профессор утверждает, что никаких секретных сведений американцу Эдмонду Поупу он не передавал. Однако оправдать Бабкина суд просто не мог. Во-первых, никого из обвиненных в госизмене в России в последние годы не оправдывали, как бы эти люди ни доказывали свою невиновность. А во-вторых, Поупа-то уже давно признали виновным в шпионаже и даже приговорили к 20 годам лишения свободы. Как-то дико после этого было бы признать, что Бабкин ничего плохого не совершал.

Статья 275 Уголовного кодекса России ("Государственная измена в форме шпионажа") в последние годы приобрела некие магические особенности. Во-первых, она стала чрезвычайно популярна. В самом деле, не будешь же каждый месяц расследовать убийство депутата Галины Старовойтовой, телеведущего Владислава Листьева или хотя бы журналиста Дмитрия Холодова. А вот шпионов ловить российские правоохранительные органы научились чрезвычайно ловко. Не проходит полугода, как в России появляется новый шпион - или хотя бы подозреваемый в шпионаже персонаж.

Так, общественность в тревогой узнала, что вопреки сбалансированной внутренней и внешней политике России у нашей страны в сложном многополярном мире осталось еще немало недоброжелателей, а внутри страны - немало несознательных граждан, готовых изменить Родине ради разных сиюминутных благ. Измены же у нас традиционно не поощрялись, а уж с тех пор, как во главе страны встал представитель известных органов - как-то даже особенно не поощряются. Во всяком случае, в последние несколько лет эти органы вскрыли такие глубины человеческой природы, такие мотивы госизмены, до которых никаких психологам не докопаться.

С вышеупомянутой тревогой общественность выяснила, что пригрела на своей широкой и доверчивой груди целый клубок изменников Родины. В числе изменников оказались: бывший военный журналист Григорий Пасько; ученый, специалист по ядерному оружию, бывший старший научный сотрудник Института США и Канады Игорь Сутягин; бывший дипломат Платон Обухов; бывший капитан первого ранга Александр Никитин; бывший младший научный сотрудник ЦНИИ Министерства обороны России и бывший подполковник Сергей Авраменко; бывший заместитель директора первого департамента Азии МИД России Валентин Моисеев; наконец, бывший профессор МВТУ имени Баумана Анатолий Бабкин... обнаружились и всякие другие "бывшие". В общем, интеллигенция, как водится, подвела народ.

Ну, и что прикажете с этими гражданами делать? Судить - будет первый и разумный ответ... наш российский, самый гуманный в мире суд непременно во всем этом разберется. А что еще с ними делать? Не вешать же на первом придорожном столбе.

Вот при попытке-то судить их и выясняется вторая особенность статьи 275. А именно: проходящего по этой статье человека суд низшей инстанции всегда признает виновным. Ну вот обязательно. И передача дела в высшие инстанции тоже не слишком помогает: хотя Верховный суд России и оправдал, к примеру, Александра Никитина, но обвинение не успокоилось на этом. К слову сказать, и Президиум Верховного суда снова оправдал Никитина. Однако до Президиума делу еще нужно дойти... А это значит - следствие, судебный процесс, жалобы адвокатов, приговор, протест, второй процесс, второй приговор... И провести все это время обвиняемому придется в заключении.

Для 72-летнего Анатолия Бабкина, обвиненного в передаче секретных сведений отставному офицеру морской разведки США Эдмонду Поупу о топливе торпеды "Шквал", было сделано исключение. Все-таки в таком возрасте в тюрьме до приговора можно уже и не до дожить, а тогда торжество правосудия обернется обычной жестокостью. Бывший завкафедрой ракетных двигателей МГТУ имени Баумана был отпущен под подписку о невыезде. Скрыться он не пытался.

Возможно, скрыться ему хотелось. Ведь к моменту начала судебного процесса над Бабкиным американцев Эдмонд Поуп уже был признан виновным в шпионаже и приговорен российским судом к 20 (!) годам лишения свободы. И только если довелось Поупу (тоже уже человеку не юному) еще раз увидеть родных и близких, то это только потому, что его помиловал российский президент. Помиловал из снисхождения к страданиям его престарелых родителей и к болезненности самого шпиона, который, как оказалось, страдал от онкологического заболевания. Очень кстати от него страдал, надо сказать.

В общем, на примере одного конкретного американского гражданина было явлена вся мощь и неумолимость российского суда, а вместе с ними, в комплекте - и милосердие российских властей. В связи с этим становилось ясно, что надеяться Анатолию Бабкину практически не на что. В конце концов, ни трогательных престарелых родителей, ни американского гражданства у профессора не было. Не удосужился он обзавестись и достойной сострадания болезнью (кажется, заболевание менее серьезное, чем рак или СПИД, тут не котируется. Вот Платона Обухова уже признавали больным шизофренией, а много ли ему это помогло?). Словом, к суду ученый подготовился плохо.

Конечно, адвокаты Бабкина полагали, что возможно убедить суд в невиновности их подзащитного. И кое в чем они преуспели: приговор выглядит так, словно суд и в самом деле допускал, что Бабкин может быть невиновен, но вот признать этого никак не хотел. В конце концов, если в шпионаже виновен получавший секретные сведения (хотя разработчики торпеды "Шквал" еще во время процесса по делу Поупа свидетельствовали, что эти сведения не являлись секретными), то как же может быть невиновен эти сведения передававший?! И хотя Бабкин неустанно твердил, что передавал не свои, нет, совсем чужие, составленные почти незнакомыми ему людьми отчеты, суд счел вину профессора доказанной.

Вынося приговор Бабкину, суд, как подчеркнул прокурор, назначил ученому наказание "ниже низшего предела", предусмотренного статьей 275. Дело в том, что минимальный срок, предусмотренный этой статьей УК, составляет 12 лет лишения свободы. На фоне этого восемь лет условно выглядят так же нелепо, как выглядел в свое время приговор журналисту Григорию Пасько. Напомним, Пасько за государственную измену (а журналиста признали виновным в ней) по решению военного суда Тихоокеанского флота получил четыре (не 20, как Поуп!) года колонии.

Кроме того, Мосгорсуд запретил Бабкину в течение трех лет вести не только преподавательскую, но и научную работу. Суд также лишил ученого звания "Заслуженный деятель науки". Наверно, предполагается, что настоящий деятель этой самой науки не может попасть в такую ситуацию.

Адвокат подсудимого заявил, что защита скорее всего обжалует этот приговор в вышестоящей инстанции. И все же, надо сказать, судьба бывшего завкафедрой МВТУ ни в какое сравнение с судьбой Поупа не идет. То ли Родина наша научилась прощать изменников, то ли гостайна измельчала... То ли уважение к летам в нашей стране куда сильнее, чем мы прежде думали. И суд пожалел старенького профессора. Как ранее Пасько. И Никитина.

P.S.

Добавим, что Мосгорсуд 19 февраля также вынес частное определение в адрес Минобразования в связи с плохой организацией работы с секретными документами в МГТУ имени Баумана. По мнению гособвинителя Ильи Ерохина, совершение профессором Бабкиным преступления стало возможным в результате "бездействия, халатности и ротозейства" в МВТУ. Гособвинитель отметил, что в данном учебном заведении "безобразно" действуют отдел международного сотрудничества и техническая комиссия, которая должна проверять сведения на предмет секретности.

То есть суд в самом поверил Бабкину, утверждавшему, что предоставлял Поупу только разрешенные документы. Но не оправдать ученого не сумел. Проклятая статья 275 подвела.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше