Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Шаттлам придется вернуться в космос "Прогрессы" и "Союзы" их не заменят

Сейчас, когда первый шок от катастрофы шаттла Columbia прошел и мир терпеливо ждет результатов расследования причин его падения, на первый план выходит другой вопрос - что будет дальше с американской космической программой. Точнее - что будет с МКС? Что случится, если из-за катастрофы Columbia Америка на неопределенный срок, то есть до выяснения обстоятельств потери аппарата, закроет программу полета челноков, и кто в этом случае сможет подхватить американскую эстафету?

В нынешнем году NASA запланировало осуществить обширную программу космических полетов. Судя по графику, с площадки космического центра имени Кеннеди уже 1 марта в рамках миссии STS-114 на орбиту должен был выйти шаттл Atlantis. 23 мая - Endeavor, 24 июля - опять Atlantis, 2 октября - снова Endeavor, а приблизительно 13 ноября - 2 ноября - та самая Columbia. Теперь же напротив миссии STS-114 (STS - "Space Transportation System" или "Космическая система транспортировки") стоит пессимистическая аббревиатура TBD (To Be Determined, то есть "подлежит уточнению"). Иные аппараты у NASA на МКС летать, а тем более перевозить экипажи не могут. Спутниковая программа США, судя по заявлениям NASA, остается без изменений - летающие в ее рамках ракеты-носители различных поколений пока особых проблем не вызывали.

Вернемся к МКС. С момента ее основания и по сегодняшний день основными "грузовыми лошадками" станции работали шаттлы Discovery, Atlantis и Endeavor. Каждый из них за один рейс мог доставить до 21 тонны груза. С российской стороны грузы на МКС перевозили корабли "Прогресс". Увы - самый мощный и грузоподъемный аппарат, сделанный в нашем отечестве, мог донести до станции лишь около четырех тонн полезной нагрузки. В реальности же, как заявил в одном из интервью официальный представитель Росавиакосмоса Сергей Горбунов, эта цифра колеблется в районе двух тонн. То есть, пока альтернативы шаттлам по грузоподъемности в мире нет.

Посмотрим, что будет, если на время расследования и запрета на полеты шаттлов весь грузопоток к МКС будет переброшен на Россию. За пять оставшихся из запланированных на 2003 год стартов шаттлы могли вынести на орбиту около ста тонн груза. При условии сохранения графика научных исследований и дальнейшего строительства станции, "Прогрессов" для осуществления подобного понадобилось бы, при самых оптимистичных подсчетах, не менее 25-30. Столько создатель этих ракет - ракетно-космический центр им. Хруничева (РКЦХ) - за год выпустить, увы, не в состоянии.

Конечно, это все досужие подсчеты. В любом случае, на время приостановки американской космической программы частью работ по постройке МКС придется пожертвовать. Речь идет даже не о том, сколько человек будут находиться на орбите и чем они будут заниматься в случае пусть даже временного, но отказа от полетов шаттлов. Вопрос - в целесообразности функционировании станции вообще.

Будем реалистами - заменить шаттлы сегодня не сможет ни один из существующих космических аппаратов. Максимум, на что при существующем раскладе сил способна Россия - основной партнер в строительстве МКС - это доставлять все минимально необходимое для ее функционирования и поддержания нужного положения на орбите. Еще, теоретически, вывозить на орбиту новые экипажи из трех человек - то, что Росавиакосмос и выполняет по существующему контракту с NASA. Ведь людей на орбиту несут российские "Союзы", выступающие на станции в качестве спасательных модулей. Каждые полгода их надо менять.

Правда, из трех членов экипажа для управления кораблем реально нужны только двое - именно это обстоятельство и породило программу отечественного космического туризма, которой пока смогли воспользоваться лишь Дэннис Тито и Марк Шаттлворт. Видимо, по их стопам в ближайшее время пройти не удастся никому - как заявил в понедельник пресс-секретарь гендиректора Росавиакосмоса Сергей Горбунов, Россия на неопределенное время приостановит полеты космических туристов на МКС. Готовность доставлять основные экипажи на станцию - процесс, к которому американцы, традиционно побаивающиеся российской техники, подходят с опаской - уже выразил начальник управления пилотируемых программ Росавиакосмоса Михаил Синельщиков.

Однако кроме людей на станцию необходимо поставлять топливо и припасы. Помимо отправки на станцию двух "Союзов" с экипажами на борту, Россия в этом году должна была обеспечить старты трех грузовых "Прогрессов". Тот грузовой корабль "Прогресс М-47", который взлетел на следующий день после катастрофы шаттла, снабдил экипаж МКС всем необходимым до июня. Запуск второго в этом году "Прогресса" намечен как раз на начало лета. Третий должен был вылететь в октябре. Замена спускаемого аппарата - "Союза" - запланирована на конец апреля. Если программу полетов шаттлов заморозят, нам придется - только для поддержания жизнеспособности станции - отправить на орбиту еще минимум три "Прогресса". Дополнительных, то есть незапланированных корабля.

Даже в случае, если для этого будут задействованы аппараты, которые строят для полета в 2004 году, по признанию представителя Росавиакосмоса Вячеслава Михайличенко, сделанному в недавнем интервью New York Times, в самом оптимистичном варианте такие запуски могут быть осуществлены только к концу этого года и в начале следующего. Сам он признает - без американских шаттлов МКС удастся поддерживать в работоспособном состоянии, но развитие станции будет заторможено, так как схема внеочередных полетов нашей техники заставит существенно урезать запуски, запланированные на 2004 год.

О развитии МКС, пристыковке новых секций и интенсивном проведении космических экспериментов, приносящих создателям станции основной доход, придется забыть. Затраты, которые поведет за собой попытка России самостоятельно "поднять" работу по развитию МКС, для нас пока просто нереальны. Оптимизма не добавляют даже сравнительные показатели расходов России и США на программу космических исследований. Российский космический бюджет сейчас равен примерно 266 миллионам долларов. Сравним - США тратят на космос порядка 14,7 миллиардов. Больше в разы. Скорее всего, чуда не случится - маловероятно, чтобы ради продолжения работ на станции NASA и американское правительство разорились на дополнительные вливание в российскую космическую промышленность.

Вариант, упоминаемый оптимистами, - постройка альтернативы шаттла - дело далекого будущего. Перекрывавший эти аппараты по всем показателям отечественный "Буран", пятнадцатилетие единственного полета которого отмечается в этом году, из-за вечных проблем с финансированием давно уже стал очередным экспонатом в большой коллекции забытых достижений нашей науки. Американский же проект КТС (космической транспортной системы) Х-33 уже два-три года балансирует на грани понятия "прожект". В любом случае, даже при идеальном раскладе взлетит он не раньше конца десятилетия.

Так что вопрос продолжения функционирования и развития МКС на прежнем уровне упирается лишь в волю США и желание функционеров NASA продолжать использовать шаттлы. Вернемся ненадолго к злополучному Columbia и допустим, что дальнейшие события будут развиваться по самому оптимистичному сценарию - специалисты NASA справляются с расследованием причин катастрофы шаттла и модернизацией существующих челноков во избежание повторения трагедии в рекордно короткие сроки и, подбодренные увеличением финансирования, обещанным администрацией Белого дома уже в 2004 финансовом году, с новыми силами берутся за развитие станции.

Большим плюсом здесь является тот факт, что Columbia реально на развитие станции не работала ни дня, будучи задействованной лишь в исследовательской программе. Она был первым кораблем, выполнявшим на МКС чисто научно-исследовательскую миссию. Его запуск стал 28-м в жизни аппарата, работавшего на благо американской космической программы уже 20 лет. Причем с началом работ на МКС Columbia была признана слишком тяжелой для подъема на орбиту, по которой вращалась вокруг Земли станция. То есть до нынешней миссии, закончившейся катастрофой, она на МКС не летала, ограничиваясь выполнением заданий на низких орбитах - научно-исследовательскими работами и обслуживанием спутников. В 2000-2002 годах этот шаттл был модернизирован с тем, чтобы выполнить работы по починке космического телескопа "Хаббл". Следующей после этого миссией стал полет на МКС, закончившейся катастрофой. Кстати, NASA вообще собиралось списать Columbia еще в 2001 году - из-за сокращения бюджета. В строю челнок был оставлен лишь ради поддержания графика космических полетов.

Три же основных "грузовика" NASA - Discovery, Atlantis и Endeavor - на ходу и готовы продолжать работать на трудной ниве космических перевозок. Первый заместитель гендиректора Росавиакосмоса Николай Моисеев, выступая на траурной церемонии, посвященной памяти погибшего экипажа Columbia в Центре управления полетами, заявил, что совместные программы на МКС будут продолжены и полеты шаттлов возобновятся в самое ближайшее время. То же самое сказал, не дожидаясь официальных результатов расследования, и Джордж Буш - американская программа пилотируемых космических полетов, несмотря на катастрофу, будет продолжена.

В итоге напрашивается лишь один вывод. NASA постарается как можно быстрее закончить расследование по делу о катастрофе Columbia - благо, версия с повреждением огнеупорного слоя пока остается самой правдоподобной - и, учтя допущенные ошибки, с прежней интенсивность продолжит запуски шаттлов и работы по программе МКС. Думается, сильным подспорьем в этом станет обнародованное на днях намерение Белого дома уже в 2004 году выделить в бюджет NASA дополнительные средства - около 470 миллионов долларов.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше