Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Фирма особого назначения По словам руководителей МПС России, обострение отношений с Грузией началось из-за одной частной фирмы, самовольно отправившей поезд из Сочи в Сухуми

Что такое одна электричка? Просто пустяк на просторах нашей Родины. И подумать, с какого пустяка начинается международный скандал - с электрички, что 25 декабря 2002 года проследовала от Сочи до Сухуми... С единственной поездки единственного состава. Потому что Грузия не давала России разрешения возобновить железнодорожное сообщение с Сухуми. А сообщение между двумя этими городами прекратилось с началом абхазского конфликта, и его возобновление без согласования с Тбилиси было воспринято грузинскими властями как нарушение этики межгосударственных отношений.

Собственно, больше всего грузинским властям не нравится не отношение России к самопровозглашенной республике Абхазия, а само по себе игнорирование позиции Грузии. Дело в том, что хотя Абхазия и провозгласила себя независимой, формально ее такой в мире еще не признали. И хотя по сведениям информационного агентства "Интерфакс", к июлю 2002 года более 60 процентов населения Абхазии имело российское гражданство, Абхазия пока по-прежнему считается частью Грузии. И все, на что Тбилиси до сих пор соглашался - это допуститься в зону абхазского конфликта миротворцев от СНГ, и в частности, из России.

Кстати, российская сторона неоднократно заявляла о признании территориальной целостности Грузии. В то же время с 1 марта 2001 года между Россией и Грузией был в полной мере введен визовый режим, а упрощенный порядок пересечения границы Москва сохранила только на абхазском и южноосетинском участках. А в октябре 2001 года Грузия прямо обвинила Россию в двойных стандартах в подходе к сепаратизму в Чечне и Абхазии. Тем не менее, Тбилиси соглашался терпеть российских миротворцев в Абхазии до конца 2002 года, и в какой-то степени их присутствие помогало стабилизировать обстановку.

Однако 31 декабря 2002 года срок действия мандатов миротворцев на территории Грузии истек, а тут как раз появилась пресловутая электричка из Сочи. Чаша терпения грузинских властей переполнилась. Дождавшись окончания новогодних праздников, президент Грузии Эдуард Шеварднадзе выступил 13 января в прямом эфире Национального радио с заявлением о том, что продлевать мандаты миротворцев он не станет. Такую позицию, как пояснил грузинский президент, он занял потому, что Москва позволяет себе нарушать договоренности с Тбилиси, решения саммитов СНГ и международные конвенции.

"Я считаю себя вправе спросить, можно ли действия России характеризовать как фактическую аннексию территории Грузии? Тем более на том фоне, когда российские паспорта в массовом порядке выдаются жителям Абхазии и 80 тысяч человек уже получили гражданство РФ. Причем Россия не только не согласовала эти вопросы с руководством Грузии, но даже не удосужилась сообщить нашему правительству, что с конфликтным регионом возобновляется железнодорожное сообщение", – цитирут ежедневная газета "Коммерсант" выступление президента Грузии.

По сообщению интернет-издания "Cтрана.Ru", Шеварднадзе объявил, что пока "не будет ставить в международных организациях вопрос об этих односторонних действиях России", а попытается "убедить Москву в нежелательности подобных шагов". Для большей убедительности в Россию 14 января должен был отправиться - и отправился - инистр транспорта и коммуникаций Грузии Мераб Адеишвили, сообщает сайт информаицонного агентства РБК. Как пояснил Шеварднадзе в том самом выступлении по радио, министр "разъяснит российской стороне, какой вред нанесло односторонне решение России о возобновлении железнодорожного сообщения между Сухуми и Сочи тенденции потепления отношений между Тбилиси и Москвой".

К моменту отправления Адеишвили в Москву российская сторона ушла в глухую несознанку. Как сообщили РБК в грузинском Совете безопасности, 14 января в телефонном разговоре с секретарем Совета национальной безопасности Грузии Тедо Джапаридзе секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло заявил, что до сих пор совершенно не знаком с сутью дела. То же самое объявил МИД России в ответ на ноту протеста МИД Грузии. Так ответственность за происшедшее потихоньку была свалена на того, кто должен был все знать по долгу службы - то есть на Министерство путей сообщения России.

В грузинском Совете безопасности журналистам РБК объявили, что отправление в Сухуми недопустимого поезда, равно как и массовое предоставление жителям Абхазии российского гражданства, делают необходимым выступление на чрезвычайном заседании Совета безопасности ООН президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. В ответ руководство МПС России подготовило для Грузии поразительную версию событий.

Как объявил заместитель министра путей сообщения России Юрий Дьяконов на пресс-конференции 14 января в Москве, поезд по маршруту Сочи-Сухуми самовольно отправила некая коммерческая структура, а состав - электричку - эта структура взяла в аренду у МПС. По сообщению информационного агентства РИА "Новости", замминистра особо подчеркнул, что государственная структура - то есть МПС - не имеет никакого отношения к возобновлению железнодорожного сообщения между столицей Абхазии и Сочи.

Таким образом выходит, что эта фирма могла пользоваться государственной железной дорогой, даже не ставя государство в известность. И услышав об этом, грузинский президент сначала, как и все вокруг, недоумевал. "Но как же так? Разве частная фирма может начать движение без согласования с госструктурами, если железная дорога в России принадлежит государству?", - цитирует газета "Коммерсант" первую реакцию Шеварднадзе. Однако затем глава государства, судя по всему, замысел российских коллег понял и более лишних вопросов не задавал.

А между тем, видимо, для пущей интриги на пресс-конференции российским СМИ не сообщили, что же это за чудо-фирма с необыкновенными полномочиями. Что интересно, грузинский президент также не пожелал этого узнать. Он отправил в Москву не руководителя МИД Грузии, а именно министра транспорта. Так сказать, для большего взаимопонимания переговаривающихся сторон. Удивительно даже, что вместе с министром он не отправил в Москву и представителя какой-нибудь грузинской фирмы, готовой купить у российского государства поезд. Впрочем, может, частный сектор в Грузии пока к этому и не стремится. А то бы ехать министру в компании.

Ну, а что касается массовой выдачи российских паспортов... Скользкий вопрос о гражданстве (а жители Абхазии, как все бывшие граждане СССР, имеют право стать гражданами России) при этом, разумеется, не затрагивался. Ведь паспорта сии вообще еще неизвестно кто выдавал. Пресс-конференции по этому поводу пока не было. А ведь запросто мог так делать кто-то тайком от государства. Почему нет? Какая-нибудь неведомая частная структура. Может ли бывший министр иностранных дел СССР не учитывать этого...

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше